Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Вивекананда (Нарендранатх Датта) / Vivekananda

Вивекананда

(12.1.1863, Калькутта,-4,7.1902, Белур) - индийский философ и просветитель, религиозный реформатор, общественный деятель. Самый одаренный ученик Рамакришны (см.). "...был носителем Луча Будды" (П/Н-12.12.44).

Сын адвоката. В юности легко учился, обладал феноменальной памятью. Имел успехи в спорте. Хорошо пел, танцевал, играл на нескольких музыкальных инструментах, писал музыку и о ней. Организовал театральную труппу. Учился в колледже и университете. Особенно увлекался историей и философией (изучал восточную и западную). Во всем старался разобраться сам, не принимая ничего на слово. Прирожденный лидер. Соблюдал аскетические обеты.

В ноябре 1881 г. познакомился с Рамакришной. Тот считал В-у воплощением одного из Семи Мудрецов, а себя - предтечей, готовившим приход более высокого духа. В В-е он находил все 18 проявлений духовной силы и ему завещал заботу о других учениках. В. говорил: "То, что Рамакришна называл Кали, овладело моей душой и моим телом за три или четыре дня до того, как он покинул землю. И эта Сила принуждает меня трудиться, трудиться, и никогда не дает мне думать о моих личных потребностях". "...Рамакришна и В... были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира" (П-17.5.37). "...считаю, что... В. как индивидуальность был не ниже, если и не выше своего Учителя" (П/П-8.10.35).

С 1888 г. В. странствовал по Индии, знакомясь с жизнью народа и религиями и сам делясь знаниями. В феврале 1893 г. объявил, что намерен ехать на Запад ради спасения бедняков Индии и для распространения индийских духовных знаний. Ему собрали деньги на поездку. В мае отплыл за океан, приняв в это время имя "В." ("блаженный в духовном различении"). Прибыв в США, участвовал во Всемирном парламенте религий (тот открылся 11.9) и оказался на нем центральной фигурой, всех поразив своими речами о духовном единстве (остальные делегаты в основном "рекламировали" своих богов). После этого путешествовал по США и Европе с лекциями о самых разных гранях индийской духовной культуры. Основал школы Веданты. Лекции его издавались и через 20 лет добрались и до России (в последние годы переведены и ранее не известные русскоязычному читателю его работы). Бескомпромиссность В-ы породила не только друзей, но и врагов, распространявших клевету. Но В. был бесстрашен как лев. Выдержал и попытки различных сект присвоить себя.

Вернулся в Индию 15.1.1897. 1.5.1897 основал и возглавил религиозный орден "Миссия Рамакришны", включавший и европейских учеников, главными задачами которого были провозглашены духовное просвещение Запада и простого населения Индии и социальная помощь бедным индийцам. От политической деятельности Миссия отказывалась принципиально, но росту национального самосознания орден очень содействовал. При распространении в основном очищенной Веданты, преследовалась и цель установления братства последователей всех религий. В. искал общие концепции в разных верах и особенно выделял Адвайта-Веданту (главный тезис которой - единство).

Вторая его поездка на Запад привлекла там гораздо меньше внимания. "...ни один истинный учитель... не приедет сейчас ни в Америку, ни в Европу. Последним истинным вестником-индусом приезжал Свами В., но разве оценили его по достоинству при жизни и разве нашел он поддержку своим идеям?" (П/П-22.6.32). Предсказывал начало новой эпохи (среди свойств которой - единение Востока и Запада) из России или Китая. В связи с этим интересно, что Рамакришна обещал воплотиться в России через 200 лет.

В. всегда в мыслях, речах и действиях выкладывал силы до конца, что сказалось на здоровье. Он умер страдая множеством недугов. "Рамакришна отдал всего себя на служение. Он страдал от чрезмерной выдачи психической энергии... ушел преждевременно по причине самоотвержения. То же произошло с учеником его В-ю" (Н-583). "...В., конечно, не имел полного самадхи, но даже эта степень самадхи, в которую он был погружен, будучи недостаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевременного насильственного переживания" (П-5.9.35).

"Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного индусского Миросозерцания и высокие правила Живой Этики. И, может быть, именно ему больше удалось сдвинуть сознание наших соотечественников, нежели Ел.П. Блаватской" (П-2.6.34). "...светлый облик Рамакришны и ясный ум В-ы зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу" (П-12.12.34). "...В... прозревая будущее, утверждал возрождение Индии через пробуждение к деятельности ее дочерей" (П/Н-17.9.38).