Сканды, Skandhas
- "Термин... буддизма...
означают группы качеств, составляющих личность человека. Они делятся
экзотерически на пять: 1) форма или тело, 2) чувства, 3) сознание, 4)
устремления (карма), 5) познание... не только каждое действие наше, но
каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации и являются с-ми.
Так с. образуют совокупность субъективного и объективного человека.
С., порожденные человеком, есть его неотъемлемое достояние
(кармическое)... человек в следующей жизни своей соберет все с. или
запечатленные им вибрации в астрале... новые с. рождаются из
прежних... Так с. складывают нашу карму или, обратно, карма слагается
из с-д" (П-1937). "...подразделяются на физические качества... - рупа;
чувствования - ведана; представления - санжна; устремления или силы -
самскара; сознание - вижнана" (ОБ). "...свойств[а] манаса...
продолжающи[е] жить после... смерти" (ЭЖ. ""Разоблаченная Изида" и
вишишта-адвайта"). "СКАНДХИ. Атрибуты каждой личности, которые после
смерти образуют, если можно так выразиться, основу для нового
кармического перевоплощения... Рупа, форма или тело, которая оставляет
после себя свои магнетические атомы и оккультные свойства; Ведана,
чувства, действующие аналогично; Санна, или абстрактные идеи, которые
являются созидательными силами, действующими от одного воплощения до
другого; Самкхара, склонности ума; и Виннана, умственные способности"
(КТ/С). ЕПБ, видимо, дает названия на языке пали.
"Мы прибавляем к ним (пяти - сост.) еще две...
они связаны и порождают Саккаядиттхи, "...иллюзию индивидуальности", и
Аттавада - "доктрину самости". Обе они (в случае пятого принципа-души)
ведут к иллюзии ереси и верования в действительность тщетных обрядов и
служб при молитвах и ходатайствах" (ПМ-70). "Цель С-д - дать сочетание
способностей, нужных для развития определенных свойств и накопления и
отложения определенного опыта" (Г3-611). Санскритское skandha имеет
силовое ударение на втором гласном.