Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) / Ramakrishna

Рамакришна

(18.2.1836, с. Камарпукур,-16.8.1886, Калькутта) - религиозный реформатор, философ. Аватар Вишну; однако не следует преувеличивать степень его "аватарности" (см. П/П-8.10.35).

С 4 лет имел высшие состояния самадхи. В детстве проявил большие способности к искусству, особенно к театру (а позднее настолько гениально уподоблялся объектам поклонения, что преображался физиологически и анатомически; в одном из таких мистических опытов жена Рамы Сита, когда он вошел в ее роль, подарила ему навсегда особую улыбку). С 1852 г. помогал брату в санскритской школе в Калькутте, в 1856 г. стал священнослужителем в храме Богини-Матери Кали в Дакшинешваре недалеко от Калькутты. "...Р. и Вивекананда были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира" (П-17.5.37). Первым его духовным учителем была женщина, и Р. почитал женщин так высоко, как, пожалуй, никто из известных религиозных вождей. Полностью отказался от низких чувственных наслаждений и денег.

Вскоре стал видеть Кали, волны божественного света и другие объекты Высшего Мира. Часто имел видения, читал мысли; владел и другими чудесными силами, но отказывался от их применения, за исключением передачи духовных состояний прикосновением. Ради достижения высшего, безусловного решительно пренебрегал как светскими, так и культовыми условностями. Черпал духовную мудрость не из книг, а прямо из высших Источников. В годы теософского поиска синтеза религий выполнил эту задачу экспериментально: приобщился к ритуально-мистической практике ряда индуистских сект и мировых религий (включая ислам и христианство) и обнаружил, личным опытом доказал, что Бог всех религий один и тот же. "Великий индусский подвижник Р... в своем сердечном устремлении к вмещению высшего проявления Божественного Начала изучил... существующие религии, и он свидетельствует, что при исполнении им обрядов каждой религии он сливался духом с Основателем ее и убедился, что все религии ведут к Единому в Его Многообразии. Потому он так же впадал в экстаз перед изображением Будды или Христа, как и при созерцании Богини Кали или Матери Мира" (П/П-4.12.37).

От частых самадхи испытывал жжения в теле, иногда совсем терял сон. В апреле 1885 г. у него заболело горло, и врачи диагностировали рак. Мать-Кали объяснила, что карма прикасавшихся людей переходила на Р-у. "Р. отдал всего себя на служение... ушел преждевременно по причине самоотвержения... Р. был самоприродный йог. Он был деятелем высшего блага. Нельзя сказать, что он был йог не совершенный" (Н-583; возможно, это ответ на поговорку: "йоги не болеют"). "Часто психическая энергия оказывается выкачанной вследствие духовной отдачи, как было с Р-ю и... другими подвижниками. Конечно, они ее имеют в огромном количестве, но, посылая ее... могут оказаться незащищенными временно" (И-285). "...Р-у растерзали не враги, но последователи... и почитатели, растерзали психически" (Г3-477).

Наибольшее влияние Р. оказал на религиозное движение Брахмо-самадж. В январе 1886 г. он раздал 12 самым верным ученикам монашеские одежды и четки, и через год они основали монашеский орден, виднейшим деятелем которого и распространителем идей Р-ы во всем мире был Вивекананда (см.).