Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) / Ramakrishna
(18.2.1836, с. Камарпукур,-16.8.1886, Калькутта) - религиозный
реформатор, философ. Аватар Вишну; однако не следует преувеличивать
степень его "аватарности" (см. П/П-8.10.35).
С 4 лет имел высшие состояния самадхи. В детстве
проявил большие способности к искусству, особенно к театру (а позднее
настолько гениально уподоблялся объектам поклонения, что преображался
физиологически и анатомически; в одном из таких мистических опытов
жена Рамы Сита, когда он вошел в ее роль, подарила ему навсегда особую
улыбку). С 1852 г. помогал брату в санскритской школе в Калькутте, в
1856 г. стал священнослужителем в храме Богини-Матери Кали в
Дакшинешваре недалеко от Калькутты. "...Р. и Вивекананда были
почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира"
(П-17.5.37). Первым его духовным учителем была женщина, и Р. почитал
женщин так высоко, как, пожалуй, никто из известных религиозных
вождей. Полностью отказался от низких чувственных наслаждений и денег.
Вскоре стал видеть Кали, волны божественного
света и другие объекты Высшего Мира. Часто имел видения, читал мысли;
владел и другими чудесными силами, но отказывался от их применения, за
исключением передачи духовных состояний прикосновением. Ради
достижения высшего, безусловного решительно пренебрегал как светскими,
так и культовыми условностями. Черпал духовную мудрость не из книг, а
прямо из высших Источников. В годы теософского поиска синтеза религий
выполнил эту задачу экспериментально: приобщился к
ритуально-мистической практике ряда индуистских сект и мировых религий
(включая ислам и христианство) и обнаружил, личным опытом доказал, что
Бог всех религий один и тот же. "Великий индусский подвижник Р... в
своем сердечном устремлении к вмещению высшего проявления
Божественного Начала изучил... существующие религии, и он
свидетельствует, что при исполнении им обрядов каждой религии он
сливался духом с Основателем ее и убедился, что все религии ведут к
Единому в Его Многообразии. Потому он так же впадал в экстаз перед
изображением Будды или Христа, как и при созерцании Богини Кали или
Матери Мира" (П/П-4.12.37).
От частых самадхи испытывал жжения в теле, иногда
совсем терял сон. В апреле 1885 г. у него заболело горло, и врачи
диагностировали рак. Мать-Кали объяснила, что карма прикасавшихся
людей переходила на Р-у. "Р. отдал всего себя на служение... ушел
преждевременно по причине самоотвержения... Р. был самоприродный йог.
Он был деятелем высшего блага. Нельзя сказать, что он был йог не
совершенный" (Н-583; возможно, это ответ на поговорку: "йоги не
болеют"). "Часто психическая энергия оказывается выкачанной вследствие
духовной отдачи, как было с Р-ю и... другими подвижниками. Конечно,
они ее имеют в огромном количестве, но, посылая ее... могут оказаться
незащищенными временно" (И-285). "...Р-у растерзали не враги, но
последователи... и почитатели, растерзали психически" (Г3-477).
Наибольшее влияние Р. оказал на религиозное
движение Брахмо-самадж. В январе 1886 г. он раздал 12 самым верным
ученикам монашеские одежды и четки, и через год они основали
монашеский орден, виднейшим деятелем которого и распространителем идей
Р-ы во всем мире был Вивекананда (см.).