Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Пр`ан`аяма

- дыхательные упражнения хатха-йоги с целью контроля над праной или пранами (энергиями организма). Однако в Учении термин применяется шире - в понимании Раджа-Йоги и даже Карма-Йоги. "...признайте в каждодневной работе п-у, возвышающую сознание. Прана нисходит из высших сфер, но каждая работа рождает энергию, которая в сущности своей подобна пространственной энергии. Так знающий существо энергий может тачать сапоги или бить ритм барабана, или собирать плоды. Во всем будет рождена высшая энергия, ибо она рождается из ритма Космоса. Только низкое сознание боится ритма труда и тем создает темницу свою" (АЙ-645). "Постоянство работы, тоже как п., нужно для координации центров" (МО1-511). "Спросят, в чем лучшая п.? Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния? - Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования" (Н-102). "...способы восстанавливать равновесие... Среди ритмических упражнений можно было находить равновесие, охраняющее от излишеств восприятия" (Н-421). "Высший йог не нуждается в п-е, для него существует прямой провод с огнем пространства...[;] являют необходимость в п-е... хождение по воде и полеты. Но есть миссии выше" (Бе-103). "П. всех родов в сущности своей направлена на возгорание сердечных огней. Конечно, из всех множеств, практикующих п-у, лишь очень немногие получают положительные результаты... причина... в несознательном отношении к сердцу. Делается сложное упражнение, и сознание устремляется к вычислению или чередованию телодвижений, иначе говоря, к внешним материальным приемам. Но никакие земные вычисления не зажгут талисман сердца... п. была мудро установлена как вспомогательное средство для ускорения следствий. Но как скоро потерял значение мантрам сердца, так и п. обратилась в механическое средство от насморка" (С-378). "...при заболеваниях, особенно простудных, полезно делать огненную П-у. Эта П. очень несложна: то же вдыхание носом и выдыхание ртом с направлением Праны в место заболевания. Но для усиления действия следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур" (МО1-369). "...Мы не отвергаем п-у и даже указываем на ее полезность. В некоторых случаях п. будет, как лекарство для организма... советуем легкую п-у... Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная п. ответит современному положению вещей... но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены" (Н-441). "...наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа-Иоги, имеет мало общего с п-й! Хатха-Иоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа-Иоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа-Иоги" (П-1.8.34). "...опасны все насильственные упражнения в городах, где нет необходимого притока чистой праны" (П-12.3.35). "...п., которой занимаются хатха иоги, имеет целью, путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик, раздражить и вызвать прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся п-й с невежественными... учителями" (П-5.9.35). "Правильное дыхание полезно всегда, но те упражнения, которые советуются всякими безответственными, самозванными йогами, крайне опасны... в Святая Святых Иоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая п. не приведет даже к первым вратам истинного знания. П. может развить медиумизм... Долгие упражнения в П-е или в Хатха Иоге делают невозможным[и] занятия Раджа Иогой. Все психические силы, развитые путем п-ы, путем искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим и далеко не высоким... психизм не есть духовность... Но так как п. не может дать нам духовности, то и заботиться о ней не будем" (П-24.5.36). "...п., состоящая из задерживания дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под п-й понимать просто ритмичное и глубокое дыхание, не более пяти-шести минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились" (П/П-4.2.36).