Посвящение
- утверждение посвящаемого, после
успешно пройденных испытаний, на новой ступени духовного восхождения.
Бывает, выделяют не много ступеней, а одну, ключевую, - тогда говорят,
что ученик стал "посвященным" (в тайны какой-нибудь духовной школы и
т.п.). Проводятся обряды п-я - вид мистерий (см.). Может идти речь и о
постепенном п-и в эзотерические тайны, то есть познании высшего,
огненно-светлого, священного. Мистерии п-й, однако, со временем
вырождались, вплоть до отмены необходимости реальных духовных
достижений и торговли "п-ми".
"Когда скалы выветриваются, их выламывают для
безопасности пути, так же и с некоторыми человеческими
определительными. В течение веков они утрачивают свое первоначальное
значение и должны быть заменены... Так случилось со словом
"посвященный". Наряду с "помазанием" оно отошло в прошлое. Вместо него
скажем - знающий и незнающий, ведающий и невежда. Но само п. лучше
выразить словом "образование"" (Бр-10). "Около этого понятия много
смущения... полагают, что п. заключается в приобретении знания, но это
лишь путь... думают, что преданность уже есть п., но это лишь путь...
утверждают, что п. есть несение тайны, но и это лишь путь. П. есть
дерзание приобщиться к Лику Света и не убояться взглянуть на него.
Приобщение к Свету требует отваги, и в такой степени самоотвержения
есть прекрасное п." (Н-232). "...п-я не имеют никакого отношения к
каким-либо ритуалам... одно лишь условие необходимо, это готовность
духа ученика... П. состоит в ассимиляции высших лучей, различной
интенсивности и свойств... подготовление к ассимиляции высоких лучей
бывает очень длительно, все зависит от накоплений ученика"
(П-12.8.34). "Все ступени п-я в нас самих. Когда ученик готов, он
получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения
и расширения сознания и огненного преображения центров" (П-16.1.35).
"Смешно читать и о высочайших степенях п-я, которых можно достичь в
современных оккультных школах. Высшие степени достигаются лишь
внутренним усовершенствованием, которое никакая современная
эзотерическая школа дать не может. П-я происходят наедине между Вел.
Учителем и учеником, и результатом их является следующая ступень
восприятия высших энергий или лучей. Потому такие П-я происходят
всегда неожиданно и часто просто в спальне или рабочей комнате
ученика. И этот Праздник Духа остается неизгладимым в сознании и
сердце ученика. Эти Праздники Духа не имеют ничего общего с бутафорией
п-й, описанных в некоторых оккультных книгах" (П-7.1.37). "Я считаюсь
лишь с п-м от Великого Бел[ого] Бр[атства], ничего общего не имеющего
с п-ми, раздаваемыми всякими..." (П/П-7.5.37).
"Почему сомнения и нечистые подозрения как бы
осаждают каждого, стремящегося к ученичеству?.. [прежде] неофит
подвергался целому ряду ужасающих испытаний его постоянства, смелости
и присутствия ума. Психологическими впечатлениями, дополненными
механикою и химическими препаратами, его доводили до мысли, что он
падает в пропасть... идет по мостам, сотканным из паутины... проходит
сквозь огонь, тонет в воде и атакован дикими зверями... подобные
пустячные испытания устарел[и]. Стремящийся осаждается теперь
исключительно с психологической стороны его природы. Его курс
испытания... следует системе Раджа Йоги и его назначение... развитие в
нем... каждого зародыша добра и зла... учение вызывает к ярому
действию каждую неподозреваемую потенциальность в ученике" (ПМ-130).
"...рождение к новой жизни..." (НЦ. "Сигнал опасности"). См. мистерии.