Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Паранирв`ана

- "Паранишпанна ("совершенно завершенное" - сост.)... Абсолютное Совершенство, достигаемое всеми Жизнями, при заключении великого периода деятельности или Махаманвантары, в котором они отдыхают на протяжении следующего периода Покоя... П. абсолютна, однако, лишь в относительном смысле, ибо должна быть оставлена возможность для дальнейшего абсолютного совершенствования, в соответствии с высшим уровнем превосходства следующего периода деятельности - именно, как совершенный цветок должен перестать существовать, как прекрасный цветок, чтобы вырасти в совершенный плод..." (ТД1-87). "Кроме того, что П. является состоянием завершения, оно есть состояние субъективности, имеющее отношение лишь только к Единой Абсолютной Истине... на ее плане. Это состояние, приводящее к правильной оценке полного значения Не-Бытия, которое... является Абсолютным Бытием" (ТД1-99). "...состояние Нирваны есть высшее состояние не-бытия... когда все вновь погружено в... вечную и несотворенную сумму всего" (ПМ-150). "...Великий День "Будь с Нами"... Духи... будут покоиться в лоне Парабрамана или в "Неведомой Тьме", которая тогда станет для них Светом на протяжении всего периода Махапралайи - "Великой Ночи"... Он отвечает Дню Последнего Суда христиан, так грубо материализированному в их религии" (ТД1- 186-7). "День, когда Искра вновь станет Пламенем, когда Человек погрузится в своего Дхиан-Когана... означает, что в П-е - когда Пралайа приведет не только материальные и психические тела, но даже духовные Эго к их основному принципу - Прошлое, Настоящее и даже Будущее Человечество, как и все сотворенное, будет воедино. Все сущее возвратится в Великое Дыхание... все будет "погружено в Брамана" или в Божественное Единство. Не есть ли это уничтожение..? Или атеизм, как склонны предполагать другие критики, почитатели личного божества и верующие в... рай? Ни то, ни другое. Более, нежели бесполезно возвращаться к вопросу об усмотрении атеизма в том, что является признаком самой утонченной духовности. Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый, лишенный сновидений, сон - который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее Я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания - что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение, ни в коем случае, не является подобным "сном без сновидений", но, наоборот, Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык... не способен. Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено только в... видениях Души, вызванных посредством духовных представлений божественной Монады. Также, ни Индивидуальность - ни даже сущность Личности, если таковая остается, - не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, все же, оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова возникнет из этого состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития... едва даже может достичь этого плана мышления" (ТД1- 332-3). "Бодхисаттва может достичь Нирваны и жить, как поступил Будда, и после смерти он может отказаться от объективного нового воплощения или же принять и использовать по своему усмотрению на благо человечества... Но если он достиг П-ы, или "Нирваны без остатка" - высочайшего состояния Дхармакая, в котором он пребывает совершенно вне каких бы то ни было земных условий - то он больше не возвратится до наступления новой Манвантары, так как он шагнул за пределы цикла рождений" (ТД3, отдел XLIV). См. нирвана. В слове есть также силовое ударение на первом гласном.