Паранирв`ана
- "Паранишпанна ("совершенно
завершенное" - сост.)... Абсолютное Совершенство, достигаемое всеми
Жизнями, при заключении великого периода деятельности или
Махаманвантары, в котором они отдыхают на протяжении следующего
периода Покоя... П. абсолютна, однако, лишь в относительном смысле,
ибо должна быть оставлена возможность для дальнейшего абсолютного
совершенствования, в соответствии с высшим уровнем превосходства
следующего периода деятельности - именно, как совершенный цветок
должен перестать существовать, как прекрасный цветок, чтобы вырасти в
совершенный плод..." (ТД1-87). "Кроме того, что П. является состоянием
завершения, оно есть состояние субъективности, имеющее отношение лишь
только к Единой Абсолютной Истине... на ее плане. Это состояние,
приводящее к правильной оценке полного значения Не-Бытия, которое...
является Абсолютным Бытием" (ТД1-99). "...состояние Нирваны есть
высшее состояние не-бытия... когда все вновь погружено в... вечную и
несотворенную сумму всего" (ПМ-150). "...Великий День "Будь с Нами"...
Духи... будут покоиться в лоне Парабрамана или в "Неведомой Тьме",
которая тогда станет для них Светом на протяжении всего периода
Махапралайи - "Великой Ночи"... Он отвечает Дню Последнего Суда
христиан, так грубо материализированному в их религии" (ТД1- 186-7).
"День, когда Искра вновь станет Пламенем, когда Человек погрузится в
своего Дхиан-Когана... означает, что в П-е - когда Пралайа приведет не
только материальные и психические тела, но даже духовные Эго к их
основному принципу - Прошлое, Настоящее и даже Будущее Человечество,
как и все сотворенное, будет воедино. Все сущее возвратится в Великое
Дыхание... все будет "погружено в Брамана" или в Божественное
Единство. Не есть ли это уничтожение..? Или атеизм, как склонны
предполагать другие критики, почитатели личного божества и верующие
в... рай? Ни то, ни другое. Более, нежели бесполезно возвращаться к
вопросу об усмотрении атеизма в том, что является признаком самой
утонченной духовности. Усматривать в Нирване уничтожение равносильно
тому, что сказать о человеке, погруженном в здоровый, лишенный
сновидений, сон - который не запечатлевается в физической памяти и
мозгу, потому что высшее Я спящего находится тогда в его
первоначальном состоянии Абсолютного Сознания - что он тоже уничтожен.
Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее
материальной; ибо поглощение, ни в коем случае, не является подобным
"сном без сновидений", но, наоборот, Абсолютным Существованием,
безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий
язык... не способен. Единственное приближение к тому, что можно было
бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено
только в... видениях Души, вызванных посредством духовных
представлений божественной Монады. Также, ни Индивидуальность - ни
даже сущность Личности, если таковая остается, - не теряется
вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой
точки зрения, паранирваническое состояние, все же, оно имеет предел в
Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова возникнет из этого
состояния, как еще более возвышенное существо и на гораздо более
высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной
деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития... едва
даже может достичь этого плана мышления" (ТД1- 332-3). "Бодхисаттва
может достичь Нирваны и жить, как поступил Будда, и после смерти он
может отказаться от объективного нового воплощения или же принять и
использовать по своему усмотрению на благо человечества... Но если он
достиг П-ы, или "Нирваны без остатка" - высочайшего состояния
Дхармакая, в котором он пребывает совершенно вне каких бы то ни было
земных условий - то он больше не возвратится до наступления новой
Манвантары, так как он шагнул за пределы цикла рождений" (ТД3, отдел
XLIV). См. нирвана. В слове есть также силовое ударение на первом
гласном.