М`улапракрити
- "...божественный, женский
принцип. Женский аспект Парабрамана. Недифференцированная субстанция.
Дословный перевод - Корень Природы или Материи" (П-8.5.35). "Форма
Парабрахмана" (Дн-21.11.28). "...непроявленная предвечная Материя...
Парабраман есть безусловная абсолютная реальность, а М., как бы
покров, наброшенный на Него" (ТД1- 44-5). "Парабраман и М. едины в
действительности и, все же, Двое во вселенском представлении
Проявленного, даже в понятии Единого Логоса, первого "Проявления"...
ОНО с объективной точки является, как... Покров, а не как скрытая
позади Единая Реальность, которая безгранична и абсолютна" (ТД1-341).
"Дух (или Сознание) и Материя... не... независимые реальности, но...
два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу
обусловленного Бытия... Пред-Космическая Корень-Субстанция (М.)
является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех
объективных планов Природы... субстратом Материи в различных стадиях
ее дифференциации" (ТД1-50). "...Первозданная Субстанция, являющаяся
основанием... каждого феномена физического, психического или
умственного... Источник, из которого излучается Акаша" (ТД1-79).
"...Пространство называется Вечной Матерью-Отцом... Парабрамана
скрывает - или покрывает - завеса М.; первой эманацией Эйн-Софа
является Сефира, или Свет... непорочная Матерь, от которой происходят
все боги... творческие силы... М. значит Первопричина Природы или
Материи... "Предвечн[ая] Матерь... Рождающ[ая]"... М. ведантистов,
Свабхават буддистов... которая дифференцируется... когда...
трансформируется в Пракрити. Из человеческих принципов она
соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас
- Махату и т.д... Термин "М.", используемый в Веданте, соответствует
термину "Адити"... в Ведах... Пара-Браман - не причина, но причинность
или движущая, но не волевая, сила в... Причине" (КТД). "В своей
абсолютности Единый Принцип, в его двух аспектах Парабрамана и М., не
имеет пола, безусловен и вечен. Его периодическое манвантарное
выявление или первичное излучение... Едино, двуполо и предельно"
(ТД1-53). "...Корень-Пракрити или же ее Нумен" (ТД2-84). ""Корень"
означает... Чистое Знание (Саттва), вечную (Nitya) безусловную
Реальность или Сат (Satya)..." (ТД1-115). "...в то время, как М.,
нумен, самосущна и без начала... будучи единой с Браманом, - Пракрити,
ее феномен, периодична и не более, нежели призрак первой..."
(ТД1-108). "Проявленный Дух, Абсолютный, божественный Дух един с
абсолютной Божественной Субстанцией. Парабраман и М. едины по
существу. Потому Космическая мыслеоснова и Космическая Субстанция в
своем первичном свойстве также едины" (ТД1-417). "...является
энергией" (Ин, засед. 16). "...Материя эта настолько сублимирована
(утонченна - сост.), что она недоступна нашим грубым чувствам"
(П-1.2.35). На первом гласном ударение также и силовое.