Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

М`ай`а, м`ай`я

"Действительность есть пространственная мысль, но м. есть внимание людей" (АЙ-122). "...мираж не являет действительности, но сам он является действительностью. Потому правильно понимать реальность М-и, зная всю предательскую извращенность ее" (АЙ-288). "М. старается заменить действительность очевидностью" (Г8-62). "Мираж очевидности, или М., создается оболочками" (Г10-22). "Действительность сущего, преломляясь через человеческое сознание, становится Майей" (Г11-648). "...ложь не должна быть смешиваема с м-ей. Последняя представляет относительность представления, но мнимость есть явление извращения" (Н-295). "Восточные Учения, говоря о м-е или иллюзии, имели в виду указать: во-первых, на вечное движение во Вселенной, как говорят буддисты - "нет постоянства в Космосе, даже простой предмет в два последующих момента является отличным", во-вторых, указывая на преходящие условия наши на Земле и в последующих мирах, они тем самым учили человека не слишком привязываться к своей земной оболочке и к земным низшим притяжениям, но стремиться к вечному обновлению (эволюции) и новым испытаниям, к прекрасным духовным накоплениям, которые одни лишь могут продолжить реальное существование в тонких мирах, а затем дать новую, более сознательную жизнь на Земле и т.д. Ведь жизнь в тонком мире, несмотря на всю его реальность, может быть очень смутной для малосознательного и неустремленного духа. Потому правильно сказать, что все жизни, все миры постольку реальны, поскольку сознание наше может вместить условия их. Именно м. древних есть наш закон относительности. Так в параграфе 322 Мира Огненного сказано - "вся зримость тонкого мира относительна по развитию сознания"" (П-8.8.34). "Почему люди так принимают изображение М-и? Жизнь полна этими... обманчивыми явлениями. Это... наполняет... существование ненужными образами" (Бе-19).

"М. порождается сознанием человеческим, ограниченностью его восприятий и несовершенством его оболочек" (Г10-410). "Много словесной шелухи и много воображаемых чувств, лишенных содержания, занимает внимание людей, и тогда М. особенно яро заменяет собою действительность. Так и живут, окруженные призраками и призрачными переживаниями. Но М. Тонкого Мира еще ярче, еще опаснее плотной. Здесь человек их только воображает, а там видит их призрачные, изменчивые и обманчивые формы и принимает их за действительность, и в этом опасность... Надо научиться освобождаться от призраков М-и еще на Земле" (Г9-114). "...мы живем в М-е, созданной нашим невежеством и не только из-за скудости осязаемых доказательств и фактов, но, главным образом, в М-е, процветающей на почве наследственного недуга предубеждения и отрицания, наподобие рака разъедающего наше мышление с самых детских лет" (П-31.5.35). "М. заслоняет действительность. М. есть суррогат действительности. Непросто разрушить ее. Если наше призрачное "я" есть продукт М-и, то насколько же трудно отбросить ее! Только отвержение от себя поможет освободиться" (Г10-221).

"...должно также знать, как освободиться от несвоевременных и унижающих мыслей... от извне залетевших... от горестных и тягостных размышлений... У людей обычно особенно развито рабство у своих мыслей, ничто так не препятствует движению, как тяжкие неподвижные мысли... [Эта] тягость... есть худший вид М-и" (МО2-227). "Нужно принять технократию как уловку темных. Много раз устремлялись темные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем, решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами. У древних это и была М..." (МО1-349).

"...с известной точки зрения М. - это весь проявленный мир, Великая Игра Матери Мира!.. Очевидность и действительность есть... противоположения двух полюсов вещи единой" (Г12-113). "Действительность и М. - два полюса... Мудростью постигается природа М-и. Сознание движется от полюса М-и к полюсу действительности огненной. Двигает М. чередованием своих сновидений. Они не являют собою действительность, но сама М. есть действительность, и ею люди живут... как же мираж М-и может быть двигателем духа? Но ведь даже в обычном сне человек чувствует и переживает... Двигают эмоции, переживания, испытываемые человеком, и все то, что наполняет его земную жизнь" (Г12-368). "Несмотря на то, что земная жизнь человека является выражением М-и, что все явления и временны и преходящи, М. реальна для сознания и имеет огромное значение для эволюции духа. И те условия, в которых оказывается воплощенный, представляют собой именно то, что надо ему и полезно ему для продвижения" (Г13-35). "М. или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. Существования, принадлежащие к каждому плану бытия... являются как бы аналогичными теням, отброшенным волшебным фонарем на бесцветном экране... На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь мы достигли "реальности"... когда мы достигаем абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порожденных М-й" (ТД1-84). "...что-то временное, хотя и кажущееся постоянным... есть только иллюзия, М... один Дух не есть М..." (ТД3, отдел XLVI). "...иллюзорная видимость чередующихся событий и действий на Земле..." (ТД1-799). "...космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и его восприятие. В Индийской философии реальностью называется только то, что неизменно и вечно; все то, что подвержено изменению через распад и дифференциацию и, в силу этого, имеет начало и конец, считается М-ей - иллюзией" (КТ/С). "В эзотерической философии и Пуранах М. объясняется как персонифицированная активная воля Бога-Творца (Брамы - сост.), который Сам является персонифицированной М-й, преходящим обманом чувств человека, наделявшего - с появлением у него способности размышлять - чистые абстракции человеческими качествами... Веданта утверждает, что М., или обманчивое влияние сплошной иллюзии, является основой веры в реальное существование материи или чего-либо дифференцированного. Бхагавата Пурана отождествляет М-ю с Пракрити...[;] хотя никто не может видеть вещи... совершенно одинаково, и каждый из нас видит их по-своему, тем не менее все впадают в иллюзии и, главным образом, в основную иллюзию (М-ю), что они как личности обособлены от всех и что их "я"... сохранятся в Вечности... такими, каковы они есть, тогда как не только мы сами, но и вся видимая и невидимая Вселенная - всего лишь временная составляющая безначального и бесконечного ЦЕЛОГО..." (КТД). Помимо указанных ударений, в слове есть и силовое на втором гласном.