М`ай`а, м`ай`я
"Действительность есть
пространственная мысль, но м. есть внимание людей" (АЙ-122). "...мираж
не являет действительности, но сам он является действительностью.
Потому правильно понимать реальность М-и, зная всю предательскую
извращенность ее" (АЙ-288). "М. старается заменить действительность
очевидностью" (Г8-62). "Мираж очевидности, или М., создается
оболочками" (Г10-22). "Действительность сущего, преломляясь через
человеческое сознание, становится Майей" (Г11-648). "...ложь не должна
быть смешиваема с м-ей. Последняя представляет относительность
представления, но мнимость есть явление извращения" (Н-295).
"Восточные Учения, говоря о м-е или иллюзии, имели в виду указать:
во-первых, на вечное движение во Вселенной, как говорят буддисты -
"нет постоянства в Космосе, даже простой предмет в два последующих
момента является отличным", во-вторых, указывая на преходящие условия
наши на Земле и в последующих мирах, они тем самым учили человека не
слишком привязываться к своей земной оболочке и к земным низшим
притяжениям, но стремиться к вечному обновлению (эволюции) и новым
испытаниям, к прекрасным духовным накоплениям, которые одни лишь могут
продолжить реальное существование в тонких мирах, а затем дать новую,
более сознательную жизнь на Земле и т.д. Ведь жизнь в тонком мире,
несмотря на всю его реальность, может быть очень смутной для
малосознательного и неустремленного духа. Потому правильно сказать,
что все жизни, все миры постольку реальны, поскольку сознание наше
может вместить условия их. Именно м. древних есть наш закон
относительности. Так в параграфе 322 Мира Огненного сказано - "вся
зримость тонкого мира относительна по развитию сознания"" (П-8.8.34).
"Почему люди так принимают изображение М-и? Жизнь полна этими...
обманчивыми явлениями. Это... наполняет... существование ненужными
образами" (Бе-19).
"М. порождается сознанием человеческим,
ограниченностью его восприятий и несовершенством его оболочек"
(Г10-410). "Много словесной шелухи и много воображаемых чувств,
лишенных содержания, занимает внимание людей, и тогда М. особенно яро
заменяет собою действительность. Так и живут, окруженные призраками и
призрачными переживаниями. Но М. Тонкого Мира еще ярче, еще опаснее
плотной. Здесь человек их только воображает, а там видит их
призрачные, изменчивые и обманчивые формы и принимает их за
действительность, и в этом опасность... Надо научиться освобождаться
от призраков М-и еще на Земле" (Г9-114). "...мы живем в М-е, созданной
нашим невежеством и не только из-за скудости осязаемых доказательств и
фактов, но, главным образом, в М-е, процветающей на почве
наследственного недуга предубеждения и отрицания, наподобие рака
разъедающего наше мышление с самых детских лет" (П-31.5.35). "М.
заслоняет действительность. М. есть суррогат действительности.
Непросто разрушить ее. Если наше призрачное "я" есть продукт М-и, то
насколько же трудно отбросить ее! Только отвержение от себя поможет
освободиться" (Г10-221).
"...должно также знать, как освободиться от
несвоевременных и унижающих мыслей... от извне залетевших... от
горестных и тягостных размышлений... У людей обычно особенно развито
рабство у своих мыслей, ничто так не препятствует движению, как тяжкие
неподвижные мысли... [Эта] тягость... есть худший вид М-и" (МО2-227).
"Нужно принять технократию как уловку темных. Много раз устремлялись
темные на механические решения. У них была надежда занять человеческое
внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем, решить
проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как
механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами. У древних
это и была М..." (МО1-349).
"...с известной точки зрения М. - это весь
проявленный мир, Великая Игра Матери Мира!.. Очевидность и
действительность есть... противоположения двух полюсов вещи единой"
(Г12-113). "Действительность и М. - два полюса... Мудростью
постигается природа М-и. Сознание движется от полюса М-и к полюсу
действительности огненной. Двигает М. чередованием своих сновидений.
Они не являют собою действительность, но сама М. есть
действительность, и ею люди живут... как же мираж М-и может быть
двигателем духа? Но ведь даже в обычном сне человек чувствует и
переживает... Двигают эмоции, переживания, испытываемые человеком, и
все то, что наполняет его земную жизнь" (Г12-368). "Несмотря на то,
что земная жизнь человека является выражением М-и, что все явления и
временны и преходящи, М. реальна для сознания и имеет огромное
значение для эволюции духа. И те условия, в которых оказывается
воплощенный, представляют собой именно то, что надо ему и полезно ему
для продвижения" (Г13-35). "М. или Иллюзия является элементом,
входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не
абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в
которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от
познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря
любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков
красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж.
Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного
Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. Существования,
принадлежащие к каждому плану бытия... являются как бы аналогичными
теням, отброшенным волшебным фонарем на бесцветном экране... На каком
бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие
этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями.
Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в
стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что
восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных
пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что,
наконец, теперь мы достигли "реальности"... когда мы достигаем
абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда будем
мы освобождены от заблуждений, порожденных М-й" (ТД1-84). "...что-то
временное, хотя и кажущееся постоянным... есть только иллюзия, М...
один Дух не есть М..." (ТД3, отдел XLVI). "...иллюзорная видимость
чередующихся событий и действий на Земле..." (ТД1-799).
"...космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и
его восприятие. В Индийской философии реальностью называется только
то, что неизменно и вечно; все то, что подвержено изменению через
распад и дифференциацию и, в силу этого, имеет начало и конец,
считается М-ей - иллюзией" (КТ/С). "В эзотерической философии и
Пуранах М. объясняется как персонифицированная активная воля
Бога-Творца (Брамы - сост.), который Сам является персонифицированной
М-й, преходящим обманом чувств человека, наделявшего - с появлением у
него способности размышлять - чистые абстракции человеческими
качествами... Веданта утверждает, что М., или обманчивое влияние
сплошной иллюзии, является основой веры в реальное существование
материи или чего-либо дифференцированного. Бхагавата Пурана
отождествляет М-ю с Пракрити...[;] хотя никто не может видеть вещи...
совершенно одинаково, и каждый из нас видит их по-своему, тем не менее
все впадают в иллюзии и, главным образом, в основную иллюзию (М-ю),
что они как личности обособлены от всех и что их "я"... сохранятся в
Вечности... такими, каковы они есть, тогда как не только мы сами, но и
вся видимая и невидимая Вселенная - всего лишь временная составляющая
безначального и бесконечного ЦЕЛОГО..." (КТД). Помимо указанных
ударений, в слове есть и силовое на втором гласном.