Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Марк Аврелий Антонин / Marcus Aurelius Antoninus

Марк Аврелий

(26.4.121, Рим,-17.3.180) - римский император (161-180), приемный сын императора Антонина Пия. Последний крупный философ стоической школы, автор заметок "К самому себе" (посвящены этике и, в некоторой степени, космогонии; найдены после его смерти; опубликованы на русском в сборнике "Римские стоики"), где заявляет о необходимости активного сотрудничества человека с мировыми силами божественного происхождения и действий на общее благо. Высшие законы этики удивительно успешно воплощал в практике управления империей. С детства обучался многим наукам (особенно целенаправленно с 25.2.138, когда было решено, что он будет когда-то императором), к 25 годам склонившись преимущественно к этической философии. На крупных административных должностях состоял с 5.12.138. Показал себя незаурядным полководцем. Не любил войны, но вел их против своего желания, избегая бесполезной жестокости и вероломства в отношении врагов. Улучшал нравы, начиная с себя. Избегал роскоши, скромно одевался, спал на полу. Аскетический образ жизни вел с 12 лет. Государственные средства расходовал экономно (особенно на придворную жизнь), но в случаях действительной необходимости, при стихийных бедствиях в провинциях, не скупился. Вместо введения налога на войну, распродал значительную часть императорского имущества. Усилил социальную помощь, в том числе детям-сиротам, особенно девочкам. Облегчил жизнь рабов, поощрял отпуск их на волю, увеличил их материальные права. Боролся с жестокостью, например, на гладиаторских боях. Гонения на христиан при нем имели народное происхождение, при поддержке местной администрации (христиане сами провоцировали, издеваясь над "идолами" и т.п.), М. А. же их смягчал: ввел наказание за ложное обвинение. Встречалось мнение, что он покровитель христиан. Не одобрял безрассудный фанатизм христиан, но приписываемый ему некоторыми христианскими авторами (не всеми, они друг другу в этом противоречат) приказ казнить упорствующих почти невероятен: не то что религиозная, но даже политическая ненависть ему не была свойственна. Так, бунтовщиков в Антиохии он амнистировал, наказав всего лишь запретом на некоторое время публичных игр. Единственный раз в европейской истории страной правили философы, которых он поставил на множество важнейших постов. М. А. финансово и морально поддерживал развитие философского образования. Поощрял использование греческого языка. Много путешествовал, в том числе на Ближний Восток. После смерти вполне искренне был провозглашен "богом благосклонным" (единственный в своем роде случай), и последующее его почитание оказалось очень стойким.