Марк Аврелий Антонин / Marcus Aurelius Antoninus
(26.4.121, Рим,-17.3.180) - римский император (161-180), приемный сын
императора Антонина Пия. Последний крупный философ стоической школы,
автор заметок "К самому себе" (посвящены этике и, в некоторой степени,
космогонии; найдены после его смерти; опубликованы на русском в
сборнике "Римские стоики"), где заявляет о необходимости активного
сотрудничества человека с мировыми силами божественного происхождения
и действий на общее благо. Высшие законы этики удивительно успешно
воплощал в практике управления империей. С детства обучался многим
наукам (особенно целенаправленно с 25.2.138, когда было решено, что он
будет когда-то императором), к 25 годам склонившись преимущественно к
этической философии. На крупных административных должностях состоял с
5.12.138. Показал себя незаурядным полководцем. Не любил войны, но вел
их против своего желания, избегая бесполезной жестокости и вероломства
в отношении врагов. Улучшал нравы, начиная с себя. Избегал роскоши,
скромно одевался, спал на полу. Аскетический образ жизни вел с 12 лет.
Государственные средства расходовал экономно (особенно на придворную
жизнь), но в случаях действительной необходимости, при стихийных
бедствиях в провинциях, не скупился. Вместо введения налога на войну,
распродал значительную часть императорского имущества. Усилил
социальную помощь, в том числе детям-сиротам, особенно девочкам.
Облегчил жизнь рабов, поощрял отпуск их на волю, увеличил их
материальные права. Боролся с жестокостью, например, на гладиаторских
боях. Гонения на христиан при нем имели народное происхождение, при
поддержке местной администрации (христиане сами провоцировали,
издеваясь над "идолами" и т.п.), М. А. же их смягчал: ввел наказание
за ложное обвинение. Встречалось мнение, что он покровитель христиан.
Не одобрял безрассудный фанатизм христиан, но приписываемый ему
некоторыми христианскими авторами (не всеми, они друг другу в этом
противоречат) приказ казнить упорствующих почти невероятен: не то что
религиозная, но даже политическая ненависть ему не была свойственна.
Так, бунтовщиков в Антиохии он амнистировал, наказав всего лишь
запретом на некоторое время публичных игр. Единственный раз в
европейской истории страной правили философы, которых он поставил на
множество важнейших постов. М. А. финансово и морально поддерживал
развитие философского образования. Поощрял использование греческого
языка. Много путешествовал, в том числе на Ближний Восток. После
смерти вполне искренне был провозглашен "богом благосклонным"
(единственный в своем роде случай), и последующее его почитание
оказалось очень стойким.