Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Манас

- высший М.; пятый снизу, третий сверху уровень психофизики человека, по семеричной классификации. "На плане личности... является первым" (ТД2-76). "...самоосознание или мыслитель [высший разум]..." (П-11.6.35). "...Принцип Разума или Человеческая Душа" (ТД1-149). "Пятый принцип... сочетает в себе ум, самосознание и оболочку, через которую они выявляются" (Г6-349). "...принцип самосознания... "я есть я"... бессмертный человек, переходящий из одной инкарнации в другую... является... чистой эманацией Божественной способности к восприятию и порождению идей... Нижние принципы подобны диким зверям, а высший М. - это рациональный человек, который более или менее успешно усмиряет или приручает их" (КТД).

"В третьем принципе появляется первая дифференциация. Духовное Я... Атма-Буддхи-М... троичная Сущность... есть воплощающееся Эго, "Я Есмь", или индивидуальность, вечное Я - Бог в человеке. Она не зависит от времени, пространства и всех ограничений материи и соединяется с четырьмя низшими из семи принципов - Кама-М-м, Кама-Рупой, Линга Шарира и Стхула Шарира. Она создает тело при каждом воплощении... становясь впоследствии... высшим умом или божественной душой человека во всех его жизнях...[;] Атма, Буддхи, М., или Отец, Матерь, Сын, или дух, душа, тело...[;] Принципы высшего М-а и Буддхи - Мудрость и Духовная Любовь..." (И. "Семь принципов Космоса и человека"). "...перевоплощается... Духовное мыслящее Эго, постоянный принцип в человеке... не Атма, и даже не Атма-Буддхи... но М...[;] Буддхи-М... называется причинным телом..." (КТ, гл. 7). "М. бессмертен, ибо, после каждого нового воплощения, он присоединяет к Атма-Буддхи нечто от себя и, таким образом, ассимилируясь с Монадою, разделяет ее бессмертие... Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от М-а..." (ТД1-306). "М. есть как бы шар чистого, Божественного Света, Луч Мировой Души, единица с более высокой сферы... нисходя на план дифференциации, он эманирует из себя луч... низший м... личные м-ы суть его лучи... только так может он накоплять опыт..." (Ин, инстр. 5).

"Третий Логос, Махат, становится м-м в человеке, ибо м. есть лишь индивидуализированный Махат, как индивидуализированы солнечные лучи в телах, их поглощающих... Махат, можно сказать, оплодотворяет, и следствием является м." (Ин, засед. 7). "М. (высшее Эго); ибо исходит от Махата, первого продукта, или эманации, Прадханы... Махат есть космический Разум, называемый "Великим Принципом" (Ин, инстр. 3). "М. возникает от Ахамкара или (Всемирного) Самосознания, точно так же как М. в микрокосме происходит от Махата..." (ТД1-413). "Наш М. есть луч Мировой Души (Алайи) и при пралайе втягивается в нее обратно... Атман сосредоточен в Буддхи, но воплощен только в М-е..." (Ин, засед. 16).

"...Мысль (М.), одухотворенная Всеначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса..." (П/П-31.8.36). "М. - проявление Монады в жизни, и есть отложение Высшего Сознания... В сочетании с Огнем Буддхи М. оявляется Началом Бессмертия на Высшем Плане. Но для осознания Бессмертия на всех Планах Бытия необходимо уявить слияние М-а с принципом четвертым - Менталом, очищенным Огнем М-а. Ментал - интеллект, но Интуиция - начало М-а..." (П/Ам-8.7.54). ""М. двойствен - Лунный в нижней его части, Солнечный в верхней". То есть, в своем высшем аспекте он притягивается к Буддхи, а в своем низшем спускается в свою животную Душу, полную эгоистических и чувственных желаний, и прислушивается к ее голосу..." (ТД2-622). "...первый, высший М., или мыслящее сознательное ЭГО притягивается духовной Душой (Буддхи); а второй - принцип инстинкта, притягивается к Каме, гнезду животных страстей и влечений человека..." (КТ, гл. 7). "Астрал, посредством Кама (желания), постоянно увлекает М. вниз, в сферу материальных страстей..." (ТД1-307). "В своем чисто метафизическом аспекте М... столь неизмеримо выше физического человека, что не может вступить в непосредственную связь с личностью, кроме как через свое отражение, низший разум. М. есть духовное самосознание по своей сущности и божественное Сознание, когда соединен с Буддхи, которая и является истинным "производителем" этого... самосознания, через посредство Махата... задача низшего м-а, или мыслящей личности, если возжелает она слиться воедино со своим богом, божественным Эго, состоит в том, чтобы рассеять и парализовать танматры (тонкоматериальные основы чувств, соответствуют пяти стихиям - сост.), или свойства материальной формы. Потому-то М. и явлен двойственным: как эго и как разум человека. Именно кама-м., или низшее эго, поддавшись иллюзии независимого существования, как "производитель" в свою очередь и властелин пяти танматр, претворяется в... эгоистичное я..." (Ин, инстр. 3). "...Духовный Разум, высшая часть или аспект безличного М-а, не осознает чувств в физическом человеке" (ТД1-144). "...М. двойствен... служа одновременно для ощущения и для действия... находится в сродстве, как с Атма-Буддхи, так и с четырьмя низшими принципами... следует за Атма-Буддхи в Дэвачан...[;] низший М., то есть, отбросы или остатки М-а остаются с Кама Рупою в Лимбе или Кама-Лока, местопребывании "Оболочек" (скорлуп)" (ТД1-413). См. Кама-Манас.

"Давно указывалось на значение М-а, не может такое хранилище, как Чаша, не иметь значения для окружающего" (АЙ-573). "...м. захватывает и Чашу, и третий глаз" (Дн-16.3.29). См. Чаша.

"...Дух нашего Видимого Солнца одаряет... М-м и его носителем Кама Рупой или же телом страстей и желаний - двумя элементами Ахамкара, которые развивают индивидуализированное сознание, личное Ego... Книга Дзиан, что касается до Первичного Человека... гласит: "Сначала Дыхание, затем Буддхи и Сын-Отображение [Тело] "сотворены" были. Но где была Ось [Срединный Принцип, М.]?.. Нераздельный [Недифференцированный Элемент] и Вахан [Буддхи] - Причина Беспричинности - отрываются от проявленной жизни"... "Если только они не скреплены и не соединены посредством Срединного Принципа, Носителя личного сознания Дживы"... два высших "принципа" не могут иметь индивидуальности на Земле... если нет (а) Разума, М.-Ego, чтобы осознать себя, и (b) земной, ложной Личности или Тела, эгоистических желаний и личной Воли, чтобы скрепить всю совокупность как бы вокруг Оси... Именно, пятый и четвертый "принципы" - М. и Кама Рупа - составляют двойственную Личность: истинное бессмертное Ego, если оно ассимилировалось с двумя высшими принципами, и ложная преходящая Личность, так называемое майавическое или астральное тело, или животно-человеческая Душа... Воплотите Духовную Монаду... в самом совершенном, какой только доступен вашему воображению, физическом теле... составленном из... трех принципов, из Стхула Шарира, Праны... и Линга Шарира, - но если в нем будут отсутствовать его срединный и пятый "принципы", вы создадите лишь идиота - в лучшем случае, прекрасную тварь, лишенную души, пустую, бессознательную..." (ТД2- 301-2). "И лишь в срединной точке Третьей Коренной Расы Человек был одарен М-м... хотя низшие животные, от амебы до человека, получили свои Монады, в которых все высшие качества потенциальны, все же, эти свойства должны были оставаться спящими до тех пор, пока животное не достигнет своей человеческой формы, до этой стадии М. (ум) не мог получить развития в них. В животных каждый принцип парализован... за исключением... принципа Жизнеспособности, и... Астрального, и зачатков четвертого - Кама, что есть желание, инстинкт..." (ТД2-318). "...только в Пятом [Круге] будет достигнуто, наконец, полное развитие М-а, как прямого Луча от Всемирного Махата, Луча, более не задерживаемого Материей" (ТД2-376). "...человек не должен стать совершенным Семеричным Существом раньше Седьмой Расы в Седьмом Круге. Тем не менее, он имеет все эти принципы латентными (потенциальными, непроявленными - сост.) в нем... Даже в грядущей Седьмой Расе, при конце этого Четвертого Круга, тогда как наши четыре низшие принципы будут вполне развиты, принцип М-а будет развит только лишь пропорционально" (ТД2-212).

В санскрите есть близкие по значению manas (с силовым ударением на первом гласном) и manasa (с удлинением первого и силовым ударением третьего).