Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Карма

- закон уравновешивающей причинности деяний и обстоятельств; закономерности судьбы. "К. - действие... полагают, что можно определить К-у как следствие, но это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному пути, тот и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой К-е. Действительно, когда путник заблудился в зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, продолжая свое первоначальное действие. К. есть порождение действия, и сама она есть действие" (МО2-395). "Разумно приложить понимание к-ы ко всему прогрессирующему в Космосе. Не то понятие К-ы, которое человечество привыкло применять, как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию" (Бе-310). "Все, что происходит внутри человека и окружает его вовне, к-ской целью имеет эволюцию духа, и только ее" (Г10-438). "К. ставит в определенные рамки для изживания отрицательных качеств и приобретения положительных. Она всегда чему-либо учит и в конечном итоге целью имеет продвижение сознания... Можно считать, что любое положение, каким бы трудным оно ни было, является наилучшим для развития духа. И тогда полезность извлекаемых из жизни уроков намного усиливается и возрастает, ибо осознание двигает" (Г10-471). "Принято считать, что к. есть воля и воздаяние за ход нашей жизни. Также принято смотреть на к-у, как на возмездие, но в истинном значении к. есть труд" (Бе-20).

"Можно в законы космические включить закон К-ы, ибо закон Равновесия содержит в себе все прочие проявления жизни... Космические Весы утверждают сообразно нарастанию народной К-ы. Весы К-ы человека утверждают свое измерение свободной воли" (МО3-230). "...не задумываются над общением сил выдаваемых и сил, возвращаемых в сокровищницу Космоса. Так, роль человечества не состоит лишь в том, чтобы заимствовать, но в том, чтобы, насытившись, отдать силы, общаясь с Огнем пространства... Разновесие в этом принципе и есть то, что на Космических Весах представляет К-у человечества" (МО3-268). "Можно наблюдать за прогрессом к-ы на многих исторических деяниях... наблюдать, как росла к. и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать к-у наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия" (Н-242). "Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом к-ы" (П-12.9.34). "...в сущности говоря, ничего кроме к-ы не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так до бесконечности" (П-11.6.35).

"К. не в теле, но в духе" (С-288). "Не извне приходит то, что принято считать К-й. В каждой клеточке заключена К., дух несет свое достижение и свой доспех" (МО3-91; см. скандхи). "К. ткется мыслями. Мысль может ослабить или усилить то или иное к-ское следствие. Очищенное мышление освобождается от плохой к-ы, ибо оно не порождает злых причин. Мысль и воля - властители к-ы" (П-17.5.37). ""К. изживается совершенствованием всех элементов, входящих в строение нашего существа". К. слагается из наших мыслей, побуждений, слов и поступков. Мысль есть главный фактор в создании К-ы, и потому так важно работать над расширением сознания" (П/Ам-28.6.48; цитируются слова Будды). "...К. в основе своей есть накопления нашего сознания; и изживание негодных накоплений... и приобретение новых, происходит всегда и везде" (П/Ам-15.10.53). "Что есть к.? Воздействие последствия совершенного человеком выявления - делом, словом и мыслью... Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим и прежде всего перед самим собою... действие выявлено и завершено... тем не менее, последствие существует... В этом заключается неуничтожаемость поступка. Таким образом, к понятию чисто механическому причины и следствия буддизм прибавляет еще ответственность... Так каждый человек, действием безошибочной к-ы, получает в точной мере все должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы [якобы незначительно]... оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов к-ы. К. есть причинность, действующая в моральном так же, как и в физическом и других планах. Буддисты говорят: "Нет чудес в делах человеческих, что человек посеял, то он и пожнет"... "Зло содеянное не сворачивается тотчас же, как молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец, разгорается в жгучее пламя"... К. есть мысль, потому качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия к-ы... Но уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указывал возможность прекращения страданий мира" (ОБ). "Внутренняя жизнь влияет на к-у во сто раз больше... любое преступление... является малою частью внутренней подготовки" (МО3-522). Мышление является действием, и именно в этом смысле к., буквально, - "действие"; деяния словом и "поступком" - лишь более воплощенные следствия. Ср. крияшакти (буквально, "сила творческого действия", происходит от того же корня "кри"/"кар").

"К. есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем" (И-290). "Когда К. рабства исчерпывает свои энергии, начинается К. свободы. Освобождение от К-ы рабства состоит в освобождении от желаний. Человек... находится в рабстве у своих желаний... Путь Йоги - это путь освобождения от всяких желаний... Единственно чего можно желать - это исчерпать старую К-у и расплатиться с долгами... Надо учиться спокойно платить, ибо другого выхода нет, если цель - освободиться" (Г6-180). "...энергия прошлых причин должна быть изжита или исчерпана на себе их породителем. Можно изменить свое отношение к ним и тем изменить следствие. Человек, несущий на своих плечах тяжкий крест к-ы, может проклинать свою судьбу, но мудрый восклицает: "Благодарение Небу, могу заплатить прежние долги". Так трансмутируется к." (Г9-226). "К. прошлых свершений будет висеть над сознанием до тех пор, пока воля не разрушит их призрачную привлекательность. То, что человек создал сам, он же может разрушить" (Г9-347, от Гуру). "...прошлое надо понять. Настоящее позволяет устанавливать новые причины волей, но не прерывая, а трансмутируя цепь причинности... Так... и при устремлении изменить к-у. Отбросить нельзя, а изменить, то есть трансмутировать, можно. Любую энергию, изменив фокус ее приложения, возможно направить на добро" (Г9-616, от Гуру).

"К. несет плод деяний и вызывает срок проявления... к. личная, к. групповая и к. космическая должны сочетаться, и тогда срок явится истинным... Некоторые духи управляются целиком к-ю, то есть знание духа минимально - тогда к. является единственной возможностью эволюции" (Оз-2.12.5). "...есть еще и надземная к..." (Г10-9). "...к. рас и племен, к. личности, к. плотная и тонкая, к. давняя и настоящая... образуют сложные клубки" (А-490). "К. представляет самое сложное явление. От случайности действия до основы побуждений все многообразно и многоцветно" (АЙ-417).

"Течение К-ы... как приближение возмездия и возможностей" (МО2-363). "...это первичный Закон Вселенной... начало и источник всех других законов... приближающий следствие к причине на физическом, ментальном и духовном планах бытия... мудро, разумно и справедливо приводит в соответствие каждое следствие к его причине... Закон восстановления справедливости... Гармонии... равновесия, благодаря которому и существует Вселенная...[;] с той же самой силой... К. возвращает каждому человеку... последствия его собственных действий... он будет вынужден искупать все те страдания, которые он вызвал, так же как он будет... срывать плоды счастья и гармонии, которые он помог взрастить... Св. Павел говорил: "Творите сами свое собственное спасение. Что человек посеял, то и пожнет"... из "Тайной Доктрины": "...пути К-ы не были бы неисповедимыми, если бы люди действовали в единении и гармонии... Ибо наше неведение этих путей - которые одна часть человечества называет путями Провидения,.. другая часть видит в них действие слепого Фатализма, а третья просто Случайность... - ... исчезло бы, если мы приписали бы все это их истинным причинам... Только эта доктрина может объяснить нам таинственную проблему... несправедливост[и] жизни... только... знание о К-е не позволяет... проклясть жизнь и людей... и... Создателя... К. едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является..."" (КТ, гл. 11). "...цепь причин и следствий" (Г8-584). "К. действует как живоначальная мощь там, где утверждается течение Светил. Течение к-ы, идущее с эволюцией, называется явлением Космического Магнита... Все сроки зависят от этих кармических предназначений" (Бе-312). "К-ские условия слагаются на принципе притяжения" (Бе-532). "К. собирает течения, которые приспособлены к утвержденному улучшению" (Бе-559). "...если это слово кому-то не нравится, назовем это Небесною Справедливостью" (МО1-557).

Закон определяет человеку срок воплощения (эпоху и гороскоп) и среду жизни наиболее подходящие для выплаты прежних долгов, исправления ошибок (негативной к-ы) и использования творческих накоплений (позитивной к-ы). Около половины межличностных отношений данной жизни - продолжение кармических связей прошлых воплощений. Буквальный перевод слова "к." - действие, хотя нам понятнее аспект судьбы. И в европейских языках явление трактуется близко русскому видению, его названия говорят сами за себя. Судьба - то, что суждено, на что человек осужден до рождения. Рок - то, что наречено свыше. Участь - часть, доля (горькая или счастливая). Ближе всего по звучанию - кара (небесная). В санскрите слово karma не имеет ударений, а почти не отличающееся по смыслу karman имеет силовое ударение на первом гласном. См. мойра, фатум.