Карма
- закон уравновешивающей причинности деяний
и обстоятельств; закономерности судьбы. "К. - действие... полагают,
что можно определить К-у как следствие, но это походило бы на
возмездие и умаляло бы закон. Тот, кто пошел по правильному пути, тот
и придет к цели. Каждое искривление отнесет от прямого пути, и люди
будут говорить о тяжкой К-е. Действительно, когда путник заблудился в
зарослях, ему приходится преодолевать многие препятствия, продолжая
свое первоначальное действие. К. есть порождение действия, и сама она
есть действие" (МО2-395). "Разумно приложить понимание к-ы ко всему
прогрессирующему в Космосе. Не то понятие К-ы, которое человечество
привыкло применять, как воздаяние и плату по счетам, но как действие
высшее, являющее эволюцию" (Бе-310). "Все, что происходит внутри
человека и окружает его вовне, к-ской целью имеет эволюцию духа, и
только ее" (Г10-438). "К. ставит в определенные рамки для изживания
отрицательных качеств и приобретения положительных. Она всегда
чему-либо учит и в конечном итоге целью имеет продвижение сознания...
Можно считать, что любое положение, каким бы трудным оно ни было,
является наилучшим для развития духа. И тогда полезность извлекаемых
из жизни уроков намного усиливается и возрастает, ибо осознание
двигает" (Г10-471). "Принято считать, что к. есть воля и воздаяние за
ход нашей жизни. Также принято смотреть на к-у, как на возмездие, но в
истинном значении к. есть труд" (Бе-20).
"Можно в законы космические включить закон К-ы,
ибо закон Равновесия содержит в себе все прочие проявления жизни...
Космические Весы утверждают сообразно нарастанию народной К-ы. Весы
К-ы человека утверждают свое измерение свободной воли" (МО3-230).
"...не задумываются над общением сил выдаваемых и сил, возвращаемых в
сокровищницу Космоса. Так, роль человечества не состоит лишь в том,
чтобы заимствовать, но в том, чтобы, насытившись, отдать силы, общаясь
с Огнем пространства... Разновесие в этом принципе и есть то, что на
Космических Весах представляет К-у человечества" (МО3-268). "Можно
наблюдать за прогрессом к-ы на многих исторических деяниях...
наблюдать, как росла к. и как она обрушивалась, чтобы восстановить
нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать к-у наказанием, но
великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя
равновесия" (Н-242). "Весь Космос построен законом ответственности
или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом
к-ы" (П-12.9.34). "...в сущности говоря, ничего кроме к-ы не
существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий,
причем последние, в свою очередь, становятся причинами последующих
следствий и так до бесконечности" (П-11.6.35).
"К. не в теле, но в духе" (С-288). "Не извне
приходит то, что принято считать К-й. В каждой клеточке заключена К.,
дух несет свое достижение и свой доспех" (МО3-91; см. скандхи). "К.
ткется мыслями. Мысль может ослабить или усилить то или иное к-ское
следствие. Очищенное мышление освобождается от плохой к-ы, ибо оно не
порождает злых причин. Мысль и воля - властители к-ы" (П-17.5.37).
""К. изживается совершенствованием всех элементов, входящих в строение
нашего существа". К. слагается из наших мыслей, побуждений, слов и
поступков. Мысль есть главный фактор в создании К-ы, и потому так
важно работать над расширением сознания" (П/Ам-28.6.48; цитируются
слова Будды). "...К. в основе своей есть накопления нашего сознания; и
изживание негодных накоплений... и приобретение новых, происходит
всегда и везде" (П/Ам-15.10.53). "Что есть к.? Воздействие последствия
совершенного человеком выявления - делом, словом и мыслью... Отсюда
колоссальная ответственность человека перед всем сущим и прежде всего
перед самим собою... действие выявлено и завершено... тем не менее,
последствие существует... В этом заключается неуничтожаемость
поступка. Таким образом, к понятию чисто механическому причины и
следствия буддизм прибавляет еще ответственность... Так каждый
человек, действием безошибочной к-ы, получает в точной мере все
должное, им заслуженное, не более и не менее. Ни одно благое либо злое
действие, как бы [якобы незначительно]... оно ни было, как бы тайно ни
содеяно, не минует точно уравновешенных весов к-ы. К. есть
причинность, действующая в моральном так же, как и в физическом и
других планах. Буддисты говорят: "Нет чудес в делах человеческих, что
человек посеял, то он и пожнет"... "Зло содеянное не сворачивается
тотчас же, как молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра,
которая, наконец, разгорается в жгучее пламя"... К. есть мысль, потому
качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека
от воздействия к-ы... Но уча, что существует состояние сознания,
которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда
указывал возможность прекращения страданий мира" (ОБ). "Внутренняя
жизнь влияет на к-у во сто раз больше... любое преступление...
является малою частью внутренней подготовки" (МО3-522). Мышление
является действием, и именно в этом смысле к., буквально, -
"действие"; деяния словом и "поступком" - лишь более воплощенные
следствия. Ср. крияшакти (буквально, "сила творческого действия",
происходит от того же корня "кри"/"кар").
"К. есть болезнь прошлого, исцеление от нее в
будущем" (И-290). "Когда К. рабства исчерпывает свои энергии,
начинается К. свободы. Освобождение от К-ы рабства состоит в
освобождении от желаний. Человек... находится в рабстве у своих
желаний... Путь Йоги - это путь освобождения от всяких желаний...
Единственно чего можно желать - это исчерпать старую К-у и
расплатиться с долгами... Надо учиться спокойно платить, ибо другого
выхода нет, если цель - освободиться" (Г6-180). "...энергия прошлых
причин должна быть изжита или исчерпана на себе их породителем. Можно
изменить свое отношение к ним и тем изменить следствие. Человек,
несущий на своих плечах тяжкий крест к-ы, может проклинать свою
судьбу, но мудрый восклицает: "Благодарение Небу, могу заплатить
прежние долги". Так трансмутируется к." (Г9-226). "К. прошлых
свершений будет висеть над сознанием до тех пор, пока воля не разрушит
их призрачную привлекательность. То, что человек создал сам, он же
может разрушить" (Г9-347, от Гуру). "...прошлое надо понять. Настоящее
позволяет устанавливать новые причины волей, но не прерывая, а
трансмутируя цепь причинности... Так... и при устремлении изменить
к-у. Отбросить нельзя, а изменить, то есть трансмутировать, можно.
Любую энергию, изменив фокус ее приложения, возможно направить на
добро" (Г9-616, от Гуру).
"К. несет плод деяний и вызывает срок
проявления... к. личная, к. групповая и к. космическая должны
сочетаться, и тогда срок явится истинным... Некоторые духи управляются
целиком к-ю, то есть знание духа минимально - тогда к. является
единственной возможностью эволюции" (Оз-2.12.5). "...есть еще и
надземная к..." (Г10-9). "...к. рас и племен, к. личности, к. плотная
и тонкая, к. давняя и настоящая... образуют сложные клубки" (А-490).
"К. представляет самое сложное явление. От случайности действия до
основы побуждений все многообразно и многоцветно" (АЙ-417).
"Течение К-ы... как приближение возмездия и
возможностей" (МО2-363). "...это первичный Закон Вселенной... начало и
источник всех других законов... приближающий следствие к причине на
физическом, ментальном и духовном планах бытия... мудро, разумно и
справедливо приводит в соответствие каждое следствие к его причине...
Закон восстановления справедливости... Гармонии... равновесия,
благодаря которому и существует Вселенная...[;] с той же самой
силой... К. возвращает каждому человеку... последствия его собственных
действий... он будет вынужден искупать все те страдания, которые он
вызвал, так же как он будет... срывать плоды счастья и гармонии,
которые он помог взрастить... Св. Павел говорил: "Творите сами свое
собственное спасение. Что человек посеял, то и пожнет"... из "Тайной
Доктрины": "...пути К-ы не были бы неисповедимыми, если бы люди
действовали в единении и гармонии... Ибо наше неведение этих путей -
которые одна часть человечества называет путями Провидения,.. другая
часть видит в них действие слепого Фатализма, а третья просто
Случайность... - ... исчезло бы, если мы приписали бы все это их
истинным причинам... Только эта доктрина может объяснить нам
таинственную проблему... несправедливост[и] жизни... только... знание
о К-е не позволяет... проклясть жизнь и людей... и... Создателя... К.
едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является...""
(КТ, гл. 11). "...цепь причин и следствий" (Г8-584). "К. действует как
живоначальная мощь там, где утверждается течение Светил. Течение к-ы,
идущее с эволюцией, называется явлением Космического Магнита... Все
сроки зависят от этих кармических предназначений" (Бе-312). "К-ские
условия слагаются на принципе притяжения" (Бе-532). "К. собирает
течения, которые приспособлены к утвержденному улучшению" (Бе-559).
"...если это слово кому-то не нравится, назовем это Небесною
Справедливостью" (МО1-557).
Закон определяет человеку срок воплощения (эпоху
и гороскоп) и среду жизни наиболее подходящие для выплаты прежних
долгов, исправления ошибок (негативной к-ы) и использования творческих
накоплений (позитивной к-ы). Около половины межличностных отношений
данной жизни - продолжение кармических связей прошлых воплощений.
Буквальный перевод слова "к." - действие, хотя нам понятнее аспект
судьбы. И в европейских языках явление трактуется близко русскому
видению, его названия говорят сами за себя. Судьба - то, что суждено,
на что человек осужден до рождения. Рок - то, что наречено свыше.
Участь - часть, доля (горькая или счастливая). Ближе всего по звучанию
- кара (небесная). В санскрите слово karma не имеет ударений, а почти
не отличающееся по смыслу karman имеет силовое ударение на первом
гласном. См. мойра, фатум.