Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Элементалы

- "Создания, эволюционировавшие в Четырех Царствах или Элементах - Земле, Воздухе, Огне и Воде. Каббалисты их назвали Гномами (э. Земли), Сильфами (Воздуха), Саламандрами (Огня) и Ундинами (Воды), за исключением немногих более высоких классов и их правителей... если они служат элементариям (Камарупам) - а в этом случае они порабощают медиумов - они могут вводить в заблуждение" (КТ/С). "...каббалисты называют их стихийными духами..." (ТД3, отдел XXVI). "Э. относятся только к четырем... стихиям и только к двум низшим царствам природы - минеральному и растительному, - в которых они, так сказать, металлизируются и озеленяются" (КТД). "Четыре Элемента были вполне охарактеризованы Платоном, когда он сказал, что они суть то, "что слагает и разлагает составные тела"... Огонь, Воздух, Вода, Земля были лишь видимыми обличиями, символами вдохновляющих их невидимых Душ или Духов, Космических Богов, которым воздавались божеские почести невеждами и простаками, но благоговейное почитание мудрыми. В свою очередь, феноменальные подразделения нуменальных Элементов оживлялись Э-ми, так называемыми "Духами Природы" низших степеней" (ТД1-570). "Их можно называть силами природы, которые действуют, как рабски преданные слуги общих законов, или же могут быть использованы развоплощенными душами людей - чистыми или нечистыми - а также живыми адептами магии и колдовства, чтобы производить желаемые феномены. Такие существа никогда не становятся людьми. Под общим названием эльфы и феи, элементальные духи фигурируют в мифах, сказаниях, преданиях всех народов, древних и современных. Имя им легион - пэры, дэвы, джины, сильваны, сатиры, фавны... гномы, тролли, норны, ниссы, кобольды, брауны, ники, стромкарлы... русалки... гоблины, понки, баньши, келпи, пиксы, моховики... домовые, дикие женщины, говоруны, белые владычицы - и это далеко не все... Эти э-ы являются главными агентами развоплощенных, но никогда не видимых душ, на спиритических сеансах; и они являются производителями всех феноменов, кроме субъективных" (РИ1-"Перед завесой"). "...могут быть названы духами природы или космическими агентами природы, причем каждое существо ограничено пределами своего элемента и никогда не нарушает границ других... у них нет ни бессмертного духа, ни осязаемых тел; у них только астральные формы, в которых в значительной степени присутствует тот элемент, к которому они принадлежат, и также эфир. Они представляют комбинацию из сублимированной материи и рудиментарного ума. Некоторые не изменяются, но все же не имеют отдельной индивидуальности и действуют, так сказать, коллективно. Другие... применяют свою форму по установленным законам... Самые плотные тела их обычно настолько нематериальны, что не воспринимаются нашим физическим зрением, но и не настолько нематериальны, чтобы их нельзя было уловить внутренним зрением или ясновидением. Они не только существуют и могут жить в эфире, но и могут обращаться с эфиром и направлять его на производство физических явлений с таким же успехом, как мы можем сжимать компрессорами воздух... они могут так уплотнить его, что могут сделать себе из него осязаемые тела, которые... могут принимать какой им угодно вид, пользуясь в качестве моделей теми портретами, которые они находят отпечатавшимися в памяти присутствующих лиц... Христиане называют их "дьяволами", "сатанинскими бесами" и тому подобными характерными названиями. Они ничего подобного не представляют, а просто существа из эфирной материи, безответственны и ни добры, ни злы сами по себе, если на них не влияет превосходящий их разум. Странно слышать, как набожные католики оскорбляют и представляют в неправильном свете духов природы, когда один из величайших католических авторитетов... говорит, что... они только низшие ангелы, "власти, обитающие в стихиях, двигающие ветрами и распределяющие дожди, и как таковые агенты, они подчинены Богу"" (РИ1-9). "...церковь... напрасно называет... их дьяволами. Астральный Свет или низший Эфир полон сознательными, полусознательными и бессознательными сущностями..." (ТД1-409).

"Семь Сыновей-братьев (см. Фохат (в конце) - сост.) представляют и олицетворяют семь форм космического магнетизма, именуемые... "Семью Началами", активным и сотрудничающим потомством которых... являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т.д. Оккультная Наука определяет всех их, как сверхчувственные следствия в их скрытых воздействиях, и как объективные феномены в мире чувств. Первые из них требуют анормальные способности, чтобы быть уловленными, последние воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами... Люди науки, если хотят, могут называть их... силами, порожденными материей или "видами ее движения". Оккультист видит в этих следствиях Э-в (Силы), а в непосредственных причинах, производящих их, разумных, Божественных Работников. Тесная связь этих Э-в, направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой Материи... выявляется в наших земных феноменах, как свет, тепло...[;] не согласимся с... называющими каждую силу... "существом"; ибо это было бы равносильно тому, что назвать шум, производимый колесами... повозки, существом - ... отождествляя этот "шум" с "возницею"... и направляющим "Разумом" внутри повозки. Но, конечно, мы даем это наименование "возничим" и тем направляющим "Разумам", т.е., господствующим Дхиан-Коганам... Э., Силы-Природы, есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных причин, позади покрова всех земных феноменов. Электричество... и т.д., были остроумно названы, как "Призраки или Тени Материи в Движении", т.е., сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь... Непосредственная причина, вызывающая ощущение, сравнима с возницею - и есть сверхчувственное состояние материи в движении, Сила-Природы или Э-л. Но позади этого - подобно тому, как собственник повозки направляет возницу изнутри - стоит высшая, нуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния "Матери[и]", порождающие бесчисленные миллиарды э-в или Психических Духов Природы..." (ТД1- 197-8). "...то, что называется "бессознательной Природой", в действительности, есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа (Э.), направляемые Высокими Планетарными Духами (Дхиан-Коганами), совокупность которых образует Проявленный Глагол Непроявленного Логоса и составляет одновременно Разум Космоса и его Непроявленный Закон" (ТД1-345).

"...степени э-в... - от первой стадии дифференциации... до ее третьей степени - т. е., от полной бессознательности до полу-ощущаемости... имеются три э-льные царства, предшествующие минеральному и которые... отвечают в космической дифференциации Мирам Формы и Материи, от Сверх-духовного до мира Прообразов" (ТД1- 231-2). "...в этом четвертом [творении] - порядок Начальных Сил (Э-в) таков: 1) Нарождающиеся Центры Силы, разумные и физические. 2) Рудиментарные Начала... и 3) Нарождающееся самоосознание.., являющееся Махатом низших царств, причем оно особенно развивается в третьем Классе Э-в, за этими следует объективное царство минералов, в котором это самоосознание совершенно латентно, и вновь развивается лишь в растениях" (ТД1-562). "Каждый Э-льный Атом... - Душа..." (ТД1-709). "Шестая и Седьмая Степень [Творящих Сил]... сознательные эфирные Сущности... в свою очередь, дают побеги бесконечных боковых Групп, низшими среди которых являются... э. бесконечных родов и разновидностей; от бесформенных и несубстанциональных - идеальные Мысли их создателей - вплоть до атомичных, хотя и неуловимых зрением человека, организмов. Последние рассматриваются, как "духи атомов", потому что они первая ступень, предшествующая физическому атому - чувствующие, если и неразумные сущности. Они все подлежат Карме и должны изживать ее в каждом цикле" (ТД1-280). "... Седьмая... духи Земли (Э.)..." (ТД1-294).

"...э. имеют инстинкты, как и животные" (Ин, засед. 20). "...одни из тех, с кем... человеку опасно иметь всякие сношения, пока он не станет их полновластным хозяином во всех отношениях" (Ин, дополнение к инстр. 4). "Каждая мысль, получившая форму в сознании, образует жилище э-лу и становится... живой сущностью... овладение мыслью означает овладение царством э-лов и подчинение их воле. В противном случае человек подчиняется им и становится их жертвой" (Г9-345). "Э. в астральном свете суть отражения. Все, что есть на земле, отражается в нем. Именно от них иногда получают фотографии через посредство медиумов. Медиумы бессознательно вызывают их в виде форм". (Ин, инстр. 4). "Скандхи могут создать э-лов посредством бессознательной крийяшакти. Каждый э-л, извергаемый человеком, должен рано или поздно к нему вернуться, ибо он есть его собственная вибрация... Э. есть просто следствия, производящие следствия; они суть развоплощенные мысли, добрые или дурные. Они остаются кристаллизованными в астральном свете, притягиваются в силу сродства и оживляются, когда их породитель возвращается к земной жизни. Вы можете парализовать их противоположными следствиями. Э-лов подхватывают как болезнь, и, стало быть, они опасны и для нас самих, и для других. Э., которые живут после вашей смерти, суть те, что вы внушаете другим; остальные же пребывают латентными до вашего нового воплощения, когда они оживают вновь" (Ин, инстр. 6). "...отпечатки... злодеяний, грешных мыслей и поступков... известны как танхические, или человеческие, "э.". Именно эти э., войдя в состав "астральной формы" нового тела, в которое Эго, выйдя из дэвакханического состояния, должно вступить в соответствии с кармическим законом, и образуют ту новую астральную сущность, которая рождается внутри аурической оболочки и о которой часто говорится: "Карма, со своим воинством скандх, ждет у порога дэвакхана"" (Ин, инстр. 3).

"...в их мире нет ни пространства, ни времени в нашем понимании этих категорий... направлять их движение... [могут] мысли... дыхание... воздействие... луны и времени года... звуки... Элементальный мир является важным фактором в действии кармы человеческой расы... действует бессознательно, автоматически и фотографически точно и потому неизбежно принимает форму, аналогичную форме человеческого мира. В прежние времена, когда люди... еще не начали создавать себе дурную карму, э-льный мир был более дружественно настроен к человеку, поскольку не получал из мира людей негативных импульсов. Но по мере того как человек становился все невежественнее и беспощаднее к своим собратьям и ко всему остальному творению, э-льный мир тоже менялся аналогичным образом... возда[вая] ему по делам его... Но как только... люди... начнут проявлять друг к другу и ко всем прочим тварям братские чувства и любовь, в этом месте образ действия э-в незамедлительно начнет изменяться" (ЧЕИ. "Беседы об оккультизме"; очевидны протесты Природы в последние десятилетия). См. стихийные духи.