Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Бог

"...величественно представление... [об] этом Вселенском Законе, истинном Справедливом Начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их... "Б-а не видел никто никогда"... "Б. есть Дух"... "Б. Свет есть, и тьмы в Нем несть ни единых". Много в Библии указаний на "Невидимого Б-а" и на огненную природу этого Б-а... "Б. есть Огонь поядающий"... [Б. -] Космос, ибо не говорится ли, что Он Вездесущ, Всепроникающ, Всеведущ, и также все в нем движется и дышит и имеет бытие" (П-12.9.34). "...Едино[е] Безлично[е] Начал[о] всего сущего" (П-8.11.34). "...Непознаваем[ая] Причин[а] всего Сущего... чистейш[ий]... Принцип... это Божественное начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Б. Махатм есть Б. Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости... Единый Закон всякого существования... лишь представление Б-а, как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа, может, действительно, ответить всем запросам... все мы частицы этого Абсолюта... Веды говорят: "Он - Сущность твоей Души. Он - Истина"... свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий... Б. есть первопричина, духовная основа всей жизни... Принцип, Неизреченный и Вечнопостигаемый (что равносильно Непостижимому)... Единый... вечнораскрывающийся в видимую и невидимую проявленную Вселенную... именуется... Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ. В проявленном виде он есть ДУХО-МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ, в действительности, есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО... вне МАТЕРИИ чистый Дух - НИЧТО" (П-1.2.35). "Держателем Вселенной является единый принцип Гармонии и Любви..." (П-15.4.36). "Если существует понятие Беспредельности, то, конечно, Б. есть эта Беспредельность, потому всякие суждения о Нем, неизбежно, будут лишь ограничениями Его... этой Тайн[ы] из Тайн великой Беспредельности... Сердце есть обитель Б-а, ведь близость Его можно ощутить лишь в сердце" (П-8.6.36). "...Макрокосм и микрокосм едины... каждый человек... заключает в себе всю троицу, ибо как иначе понять триаду Атмы, Буддхи и Манаса... Величайший Б. всех народов есть Единый живой Бог в Природе... - Б. Непреложного Закона, Б. Справедливого Воздаяния..." (П/П-28.5.37). "...в основании всего Мироздания лежит великий импульс, или устремление к проявлению... В своем высочайшем аспекте это есть Божественная Любовь. Б. есть любовь, и в любви и через любовь зачато каждое проявление Его. Весь Космос держится Космическим Магнитом, или Божественною Любовью в велении Бытия" (П/П-2.7.37). "Б., в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла... не существует..." (П-3.12.37).

"...прежде чем принять такое начало, мы должны знать его... того, что вы называете высшим, всемогущим, разумным существом, некоторым образом вне границ этой солнечной системы. Но... подобное существование... в высшей степени невероятно... Мы знаем планетные и другие духовные существа и мы знаем, что в нашей системе нет такого существа, как Б. личный, либо безличный. Парабрахман не есть Б., но абсолютный, неизменный закон, а Ишвара (антропоморфный "Господь", участвующий в земных делах, - сост.) есть следствие Авидьи и Майи, невежество, основанное на великом заблуждении. Слово "Б." было изобретено для обозначения неизвестной причины тех следствий, которыми, не понимая их, восхищался либо устрашался человек... мы раскрываем Беспредельность. Но тогда как мы даем всем феноменам, происходящим из бесконечного и беспредельного пространства, продолжительность и движение, материальную, естественную, разумную и известную (по крайней мере нам) причину, теисты приписывают им духовные, сверхъестественные и неразумные и неизвестные причины. Б. теологов просто воображаемая мощь... которая никогда еще не проявляла себя... Пантеистами нас могут назвать - агностиками никогда. Если люди готовы... рассматривать как Б-а нашу Единую Жизнь - неизменную и бессознательную в своей вечности, они могут это делать, и таким образом придерживаться... непомерно ложного наименования... Кто, как не теолог... может вообразить самосуществующее существо... бесконечное и всемогущее, вне проявленной, бесконечной Вселенной... существо, независимое и вездесущее, не может быть ограничено ничем вне его самого: ничто не может быть вне его - даже пустота. Где же тогда место для материи, для этого проявленного мира, хотя бы даже он был ограниченным? Если мы спросим теистов - есть ли ваш Б. пустота, пространство или материя? - Они ответят: нет. Тем не менее, они утверждают, что их Б. проникает материю, хотя он сам и не матери Когда мы говорим о нашей Единой Жизни, мы тоже говорим, что она проникает; нет! - есть сущность каждого атома материи; и потому она не только имеет соответствие с материей, но также и все ее свойства и т.д. Следовательно, она материальна, т.е. сама есть материя... как могли прирожденные идиоты, неразумные животные и все остальные... быть созданными или развиться из абсолютной Мудрости, если она представляет из себя мыслящее, разумное Существо, творца и владыку Вселенной?.. согласно этому методу рассуждения... создавая идиота, Б. - идиот... создавший столько неразумных существ, столько физических и моральных чудовищ, должен быть неразумным...[;] адвайтист... знает, что он есть Парабрахман и тождествен во всех отношениях с Мировой Жизнью и Душой - Макрокосм есть микрокосм... что нет Б-а вне его... Если глупо отрицать то, чего мы не знаем, то еще нелепее приписывать тому неизвестные законы... согласно теологам - "Б., самосущее существо, есть наиболее простое, неизменяемое, беспорочное существо; вне делимости, образа, движения или каких-либо других подобных свойств, находимых нами в материи. Ибо все подобные свойства так очевидно и неизбежно предполагают конечность в самом понятии и решительно несообразны с совершенной бесконечностью"... Что же в действительности это есть, как не существо, о котором они ничего не могут утверждать, что не было бы сейчас же опровергнуто?.. тот, кто читает наши Буддийские писания, написанные для суеверных масс, не найдет в них демона такого мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как этот небесный тиран (Иегова - сост.), на которого Христиане так щедро расточают свое раболепное обожание, а Богословы нагромождают... совершенства, которые опровергаются на каждой странице их Библии. Воистину ваша теология создала своего Б-а лишь для того, чтобы уничтожить его... мы убеждены в обвинении нас в следующих противоречиях (возражениях? - сост.). 1. Мы отрицаем существование мыслящего, сознательного Б-а на том основании, что подобный Б. должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно, не бесконечным. 2. Если он представлен нам как вечное, неизменное и независимое существо, лишенное всякой крупицы природы в себе самом, тогда, ответим мы, это не существо, но непреложный, неизменный, слепой принцип - закон. Однако они возразят нам, что мы верим в Дхиани или Планетных Духов и наделяем их космическим разумом... Наши доводы могут быть суммированы так: 1. Мы отрицаем нелепое предположение, что может быть даже в беспредельной и вечной Вселенной два бесконечных, вечных и вездесущих Бытия. 2. Материя, мы знаем, вечна, не имеет начала, а. ибо материя есть сама Природа; б. и то, что не может уничтожить себя и неуничтожаемо, существует непреложно, и потому оно не может ни иметь начала, ни перестать существовать; в. накопленный опыт бесчисленных веков, так же как и точная наука, показывают нам материю (или Природу) действующей присущей ей особой энергией, и ни один из атомов этой материи никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, ее материал - вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы или элементы абсолютно неразрушимы. 3. Что же касается Б-а... то если он не есть самая сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, ее энергия и движение, мы не можем рассматривать его как вечного или бесконечного или самосущего. Мы отказываемся принять существо или бытие, о котором абсолютно ничего не знаем: а. ибо нет места ему при наличности материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны; б. если он или оно есть лишь часть этой материи, то нелепо утверждать, что он двигатель и правитель того, чего он сам представляет лишь зависящую частицу; в. и, если они скажут нам, что Б. есть самосущий, чистый дух, независящий от материи (внекосмическое божество) - мы ответим, что допуская возможность такой невозможности, то есть его существования, мы тем не менее утверждаем, что чисто нематериальный дух не может быть разумным, сознательным правителем... Разум подразумевает необходимость мышления. Чтобы мыслить, нужно иметь представления. Представления предполагают чувствования, которые физически материальны. Каким же образом что-либо материальное может принадлежать чистому духу? Если возразят, что мысль не может принадлежать материи, мы спросим: почему?.. почему более невозможно, чтобы материя произвела дух и мысль, нежели духу и мысли Б-а произвести и создать материю?.. Мы верим... в пульсацию инертной материи - ее жизнь. Тела Планетных Духов образованы из вещества, которое... называют флогистоном и для чего мы имеем другое название... мы верим только в материю, как видимую природу, и в материю в ее незримости... в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать... Существование материи... есть факт, существование движения - другой факт, их самосущность и вечность или неуничтожаемость - третий факт. И представление о чистом духе как о Существе или Бытии - называйте это как хотите - есть химера, величайшая нелепость!.. Невежество создало Богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая" (ПМ-57). "Насколько мы знаем... и насколько Высшие Планетные Духи подтвердили это... бесконечный разум являет им, также как и нам, не более, нежели точное и бессознательное биение вечного и общего пульса Природы на протяжении мириад миров... Особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума (которого никто и никогда не подумал бы назвать Б-м) - вечно превращать субъективную материю в объективные атомы (...эти два прилагательных употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это та же самая непроизвольная... сила, которую мы видим такою напряженно-деятельною во всех определенных законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом...[;] вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляется и не увеличивает свою скорость, даже во время... [Пралай]... но продолжается подобно мельнице, приведенной в движение, несмотря на то, есть ли что молоть или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае уничтожение космической материи, которая вечна), - мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное и несозданное Божество... Рассматривать Б-а как разумного духа и в то же время признать его абсолютную нематериальность - значит представить себе бессмыслицу, абсолютную пустоту. Рассматривать Б-а как Существо, как Эго и укрыть его разум под спудом по каким-то таинственным причинам есть самая законченная нелепость; наделить его разумом перед лицом слепого, грубого Зла, значит делать из него злодея - коварного Б-а" (ПМ-58). "...термины "Б." и "Христос"... просто означают "Благо" в его двойном аспекте абстрактного и конкретного и ничего более..." (ПМ-72в). "...нет ни Б-а, ни Дьявола - как личностных Сущностей, есть лишь Один Не сотворенный, Беспредельный, Неизменный и Абсолютный Принцип или Закон: зло, или Дьявол, - чем больше он падает в материю, добро, или Б., как только он очищен от последней и вновь становится чистым беспримесным Духом или Абсолютом..." (ПМ-72г; слова ЕПБ). "...буддисты... верят в единый вселенский разум, который дает толчок всему творению, но не управляет... развитием человека и не вмешивается...[;] Этот Разум состоит из бесчисленного количества разумов - Планетных Духов, которых называют Дхиан Коганами..." (ЕПБ. Письмо от 2.10.1881). "Существует только один МАГНИТ во вселенной, и из него исходит магнетизация всего сущего. Этот магнит, разумеется, есть то, что каббалисты называют центральным Духовным Солнцем или Б-м" (РИ1-7).

"...отвергаем идею... сверх-космического и антропоморфного Б-а, являющегося не чем иным, как гигантской тенью человека... к тому же, человека не в лучших своих проявлениях. Б. теологии... - сгусток противоречий и логический абсурд... верим в Универсальный Божественный Принцип, корень ВСЕГО, из которого происходит все и которым все будет поглощено в конце великого цикла Бытия... Когда мы говорим о Божестве и делаем Его идентичным... с Природой, имеется в виду вечная и несотворенная Природа... БОЖЕСТВО ни в раю, ни... каком-то особенном... здании или горе: оно... в каждом атоме, как видимого, так и невидимого Космоса... это мистическая сила эволюции и инволюции, вездесущая, всемогущая и даже всеведущая творческая потенция... силу мысли... отрицаем... у АБСОЛЮТА, поскольку мысль - это что-то ограниченное и обусловленное. Но... ОН... есть сама Абсолютная Мысль. И ОН не существует по той же самой причине, поскольку ОН - это абсолютное существование, Бытие, а не Существо. Прочтите великолепную Каббалистическую поэму Соломона Бен Иегуды Гебироля... "Ты - Един, корень всех чисел, но не как основа счета... и Твое Единство никогда не убывает, не возрастает и не может быть изменено... никакая мысль не может установить Тебе предела или определить Тебя. Ты ЕСТЬ, но не как нечто сущее, ибо понимание и зрение смертных не может ни постичь Твоего существования, ни определить для Тебя где, как и почему"... Божество - это вечный, непрестанно развивающийся, но не творящий, строитель Вселенной; эта Вселенная разворачивается сама из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной... Это - единый закон, дающий импульс проявляющимся, вечным и непреложным законам внутри Этого... внутренний человек и есть тот единственный Б., которого может знать человек... Мы называем нашим "Отцом Небесным" ту божественную Сущность, которую мы осознаем внутри себя, в нашем сердце и духовном сознании и которая не имеет ничего общего с антропоморфной концепцией, которую мы можем создать из нее в нашем... воображении: "Разве ты не знаешь, что ты являешься Храмом Господним и что Дух Божий пребывает в тебе?"... о принципе Христа в человеке. Некоторые называют таковым... Буддхи... другие - ... Атман... Христос не был лишь одним из трех Высших Ипостасей, но всеми тремя... Эта Троица представляет Святого Духа, Отца и Сына, что соответствует абстрактному Духу, дифференцированному Духу и воплощенному Духу. Кришна и Христос в философском смысле являются одним и тем же Принципом... В Бхагавад-Гите мы находим, что Кришна называет себя безличным Атманом, абстрактным Духом, Кшетрагной, Высшим или перевоплощающимся Эго, и Вселенским "Я", - имена, которые, будучи перенесены со Вселенной на человека соответствуют Атма, Буддхи и Манасу. "Анугита" полна тех же доктрин" (КТ, гл. 5).