Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

`Атма(н)

- "Вселенский Дух... так называемый "седьмой Принцип" в эзотерической "семеричной" классификации человека" (КТ/С).

"...Дух или огненное начало..." (П-16.11.35). "...можно называть энергию А., или психической, или жизнью, или священной..." (И-236). "Нужно понять А-у, как энергию пространства... дух и А. содействуют как электрон и протон" (И-241). "А-н и А... синонимы, экзотерически являя седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Но эзотерически А. часто называется Мировой Душой" (П-30.4.35). "А-н, или джива, "Единая Жизнь", пронизывающая собой монадическое Трио" (Ин, инстр. 3). "...так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник...] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на дух, душу, манас высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия" (П-16.11.35 с дополнениями из "Учения Храма", откуда ЕИР заимствовала семеричную схему).

"...будучи естеством чистым, без примеси, изначальным божественным Огнем... принадлежит всем планам" (Ин, инстр. 2). "Седьмой принцип всегда присущ, как скрытая сила, каждому принципу, даже телу. Как Макрокосмическое Целое он находится даже в низшей сфере, но там нет ничего, что могло бы ассимилировать его с собою" (ПМ-32). "...седьмой принцип, синтез "шести"" (ТД1-413). "...Единица-луч, или А-н... эмбрион, содержащий в себе будущего человека со всеми его потенциальностями... сверхдуховный принцип... "Эзотерический буддизм" начинает с А-а, седьмого принципа, и заканчивает физическим телом, первым. Но ни А-н, который не есть индивидуальный "принцип", а излучение из Непроявленного Логоса и един с ним, ни тело, которое представляет собой материальную оболочку, или скорлупу, духовного человека, нельзя, по правде говоря, отнести к "принципам"" (Ин, инстр. 1).

"...Божественн[ый]... чистый Дух, неделимый Луч от Единого Абсолюта... Лучистый Дух..." (ТД1- 168-9). "А. ни прогрессирует, ни забывает, ни помнит... не принадлежит этому плану... лишь Луч Света Вечного, который светит через темноту материи - когда последняя желает этого" (ТД1-306). "Мы включаем А-у в "принципы" человека, чтобы не вызвать дальнейшей путаницы. В действительности это не "человеческий", а мировой абсолютный принцип..." (КТ, гл. 6). "...А... [и] Буддхи... не... внутри человека..." (ПМ-69).

"...тождествен с Духом Вселенной..." (ТД1-713). "...Бог внутри нас... - "ВЫСШЕЕ Я", А." (КТ, гл. 10). "..."Христос" у гностиков означал Безличный принцип, А-а Вселенной и А-у... человеческой души..." (ТД1-183). "..."От[ец] на Небесах"..." (Ин, инстр. 4). "...Дух ("Отец, Который в тайне" Иисуса), или А-н, - это не индивидуальное свойство какого-либо человека, но божественная Сущность, которая не имеет тела, формы, которая невесома, невидима и неделима, которая не существует, но есть, как говорят буддисты... Он только осеняет смертного, входит в него и пропитывает все тело, будучи только вездесущими лучами, или светом, сияющим через Буддхи... [А.], безличный божественный принцип, или бессмертный элемент в Человеке, неотличимый от Мирового Духа... Поскольку он в философии не может быть ни локализован, ни ограничен... в Вечности, и... не может не быть даже в мельчайшей геометрической... точке Вселенной, состоящей из материи или субстанции, - его... вообще нельзя назвать "человеческим" принципом... может быть определен, как та точка метафизического пространства, которую занимает человеческая монада и ее проводник - человек... А-н - это универсальное ВСЕ, и становится ВЫСШИМ "Я" человека только в соединении с Буддхи, своим проводником, который связывает ЕГО с индивидуальностью...[;] Буддхи-Манас, который называется причинным телом (объединенные 5-й и 6-й Принципы) и который есть Сознание, соединяет ЕГО его с каждой личностью, которую ОН населяет на Земле" (КТ, гл. 7). "...лишь А. есть единый, истинный и вечный субстрат всего, Сущность и Абсолютное Знание, Кшетраджна" (ТД1-712). "...будучи частицей всецело бессознательного, ибо совершенно имматериального Абсолюта - все же обладает присущими ему всезнанием, вездесущностью и всемогуществом..." (ТИ. "Являются ли сны праздными видениями?"). "Нешама Чистый Дух..." (ТД1-304). "...вся проявленная жизнь является результатом Движения и Вибрации, или Великого Дыхания. В сфере Реальности существует только Единая Жизнь, и это есть А., или Дух. Материя, Сила и Сознание являются Духом в движении и вибрации" (И. "Семь принципов Космоса и человека"). "...дух является творческой и движущей силой как Мировой, так и индивидуальной души. Одни философские системы называют эту духовную силу А-й, другие - Богом" (И. "Мировая и индивидуальная душа"). В варианте "Атман" на втором гласном имеет место силовое ударение. См. дух, Прана, психическая энергия.