Алайа
"...А. - Мировая Душа тождественна с
Акашей, в ее мистическом значении, и с Мулапракрити по существу, ибо
она есть корень всех вещей" (П-16.4.36). "...Душа Мира или Anima
Mundi... которая по эзотерическому учению периодически изменяет свою
природу. А., хотя вечная и неизменная в своей внутренней сущности на
планах, не достижимых ни человеком, ни космическими богами,
(Дхиани-Буддами), изменяется на протяжении активного периода - жизни
по отношению к низшим планам... не только Дхиани-Будды душою и
сущностью своею едины с А-й, но даже человек, сильный в Иоге
(Мистическое Созерцание), "способен слить с нею свою душу"... Это не
Нирвана, но состояние близкое этому... последователи Иогачарьи...
говорят, что А... есть олицетворение Пустоты и, тем не менее, А.
является основой каждой видимой и невидимой вещи и, хотя она вечна и
неизменна в сущности своей, она отражается в каждом объекте
Вселенной..." (ТД1-93). "В системе Иогачарья... А. является
одновременно Мировой Душой... и Высшим я (Эго) продвинувшегося Адепта.
"Тот, кто силен в Иоге, может... путем медитации, ввести свою А-ю в
истинную сущность Бытия"... объяснена... как "то, что есть причина
сама по себе... названная Прадханою, начальною основою, являющейся
тончайшей Пракрити..."" (ТД1-95). "...третий Логос, Маха-Буддхи,
Махат" (Ин, засед. 16). В санскритском словаре - "нерастворимость",
"постоянство". См. Акаша.