Толковый словарь понятий
и имен, упоминаемых в
Учении Живой Этики
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Агни

"Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия, или А., явлена в каждом живом существе" (МО1-158). "...если А. был пробужден при жизни или знанием, или подвигом чувства, то он немедленно совершит великую трансмутацию. Как истинный Светоч, он укажет направление; как светоносный гелий, он вознесет в сужденную сферу. Он... становится руководящим началом в Мире Тонком. Но не только он светит в Тонком Мире, он предстоит как провод к Существам Огненным. Без А. нельзя... приобщиться к свету Мира Огненного" (МО1-335). "...если А. есть элемент связующий, всепроникающий, то он именно будет началом равновесия" (МО1-538). "...начало связи с Высшим Миром..." (МО2-11). "А. означает Огонь... сообщает всему жизнь (следовательно, сознание), и высшее проявление этой огненной энергии будет высокая психическая энергия. Все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента - ОГНЯ, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ. Огонь лежит в основании каждого творения. Бог есть Огонь... Св. Дух всегда представляется как Огонь..." (П/Н-14.6.39). "Жизнь в Мире Надземном зависит от качества и количества А. Это двигательная сила духа" (Г9-52). "Психической энергией, или Огнем, обладают все люди, но в степени разной, и разны эти огни по природе своей - от сияющих и светлых до темных и даже черных огней. Особенно стойки огни, зажженные привычками..." (Г12-357). "Энергия А... направлена... может быть вверх или вниз, на хорошее или дурное. Сама по себе нейтральна она, окрашивает ее мысль, и мысль делает ее творящей Свет или тьму. А. - энергия творческая. Шкала А. идет сверху донизу, изменяясь и окрашиваясь всеми цветами спектра - либо чистыми и прозрачными, либо мутными и смрадными, вплоть до черных огней... А. управляется мыслью" (Г5-49). "Сам огонь ни творящ, ни поядающ... Свободная воля трансмутирует А., делая его созидательным, светлым или устремляя его на разрушение и делая его черным огнем" (Г6-221). "Огни вожделения,.. злобы,.. ненависти,.. алчности,.. зависти - ... примеры разновидности черных огней... Преданность, мужество, торжественность и все прочие светлые качества духа представляют собою шкалу светлого Агни. Процесс очищения сознания состоит в трансмутации огней микрокосма и замене низших огней высшими" (Г7-215). "Светлый, чистый Агни - строитель и оздоровитель, низшее же пламя несет в себе элементы разложения и хаотичности" (Г8-398). "...стихия огня применяется и изменяется в зависимости от того, как и на что используется... Положительные качества духа, являясь формою выявления внутренних огней, утверждают огни Света, качества отрицательные - тьмы. Когда пороки и страсти овладевают человеком.., черные огни низших центров уявляют себя в действии... если ими не овладеть, начнут они жечь своего обладателя" (Г8-524). "В сумерках духа, в обыденности, в мелких суетливых переживаниях и эмоциях расточаются огни духа. Все чувства можно разделить на накопителей и расточителей. Например, мужество собирает огни, страх их расточает" (Г12-358). "А. есть бог огня, Духовного Эфира, сама субстанция божественной сущности Невидимого Бога, присутствующего в каждом атоме Его творения..." (РИ1-"Перед завесой").

В Ригведе А. почитаем и любим более всех богов. Он - "сила духа", "пронизывающий весь мир", содержится в растениях и других живых существах, камнях, воде, "сделал процветающим (все), что летает, что ходит, что стоит, что движется... встал во главе Вселенной", "бессмертный подкрепитель всего", "все питающий", "наделяющий питательной силой", "свет бессмертный среди смертных", "бог среди смертных", "лучше всех призывающий богов", "чьей воле следуют оба мира", "освещает Небо и Землю", соединитель мира богов и мира людей (неба и земли), "вестник между двух миров... вдохновленный богами, богатый мыслью... поэт", "возбудитель мыслей", "поддерживатель добра", "осиливает... зло", "хранитель закона", "спаситель", "истинный", "чистый", "очищающий", "всезнающий", "не поддающийся обману", "не терпящий обмана", "не идущий по ложному пути", "знаток путей", "знаток существ". "...ты, о А., для благой силы духа, для доброй силы действия, для высокого закона [всегда] был колесничим". "От тебя... поэтические силы... мысли...".

Верное ударение (силовое) в этом слове - на втором гласном. См. психическая энергия.