Знамя Мира (Banner of Peace, International Flag of Peace)
- предложенный в 1929 г. Н.К. Рерихом флаг (и
символизируемое им Явление) для водружения над учреждениями культуры,
предназначенный, согласно Пакту Рериха (см.), защищать их во время
военных конфликтов. Внешний вид: на белом полотнище три амарантовые
(красно-фиолетовые) сферы в круге. Такой знак встречается, в круге и
без круга, в культурах разных времен и народов, начиная с каменного
века. Символ широко распространен на Востоке, особенно в Тибете и
Монголии (встречается на камнях, на одежде и т.д.), однако часто
обнаруживается и в Европе, древней и средневековой, а также в
произведениях поздних художников. Нередко его можно видеть на
изображениях Сергия Радонежского, Архангела Михаила, Николая
Чудотворца и Богоматери, Гесэр-хана и Ригден Джапо. И других примеров
не счесть: кельтские, английские 13-го и тверские 15-го веков монеты,
изображения рыцаря Круглого Стола Галахада и испанских святых,
эфиопские и коптские древности, тамга Тамерлана, клинки черкесов и
щиты крестоносцев, монгольские печати, тибетские перстни, фибулы
Гималаев, буддийские знамена, гербы Папы Римского, тамплиеров и
Самарканда, картины Тициана, Яна ван Эйка, Тинторретто, Фуке и мн.
др. Для российской территории он тоже не редок. Близок ему символ
трилистника, часто употреблявшийся в древности и в современности, а
еще больше сходство со знаком Трех Сокровищ буддизма.
Н.К. писал, что этот символ был подсказан ему
"Троицей" Рублева. В картине "Знак Троицы" (1932) он демонстративно
сблизил нимбы ангелов. Н.К. использовал знак более чем в 30
произведениях, причем даже в ранние годы: "Заклятие земное" (1907),
"Архангел Михаил" (1907), "Путь великанов" (1910), "Царица небесная"
(1910), декорации и костюмы к "Весне Священной", "Тристану и
Изольде", "Снегурочке" и "Князю Игорю", основываясь тогда на
археологических данных и на интуиции.
З. М. является одним из знаков "Великой Твердыни
Света" (П/Ам(4)-6.11.51), то есть Белого Братства, "З. Сил Света"
(П/Ам-25.7.48), "З. Владык над культурным строительством во всех
странах мира" (П/Ам(4)-12.10.49). Это "знак Новой Эпохи" (И-379), "З.
Красоты и М." (И-366), "З. Всеобщего М." (П/Ам-6.12.33), "Охранитель,
Напоминатель и связующее Звено" (П/Ам(4)-14.6.34), "З. Культуры
Общества" (П/Ам-8.11.45).
"...нужно всеми силами духа развернуть З. М., в
нем содержатся все устои культуры" (И-324). "...З. М. вмещает все
тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры.
Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие
духа. З. М. даст понимание этого великого значения. Не может
человечество процветать без знания величия культуры. З. М. откроет
врата к лучшему будущему... спасение в культуре" (И-331). "...З. М.
объединит все культурные задания... Народы, истинно, объединятся под
этим З-м" (И-334). "...в эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою,
явление З-и М. есть тот основной знак, который даст новую ступень
человечеству. Так под этим знаком объединятся - Красота, Знание,
Искусство и все народы" (И-377). "...великое З. М. несет свои заряды
Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла"
(И-381). "..."...З. Ассургины и Трех Владык, как громоотвод встанет
над Землею! Никогда З. М. не выявлялось как знак Нового Мира. Пусть
поднимут люди Знак Спасения"..." (П/П-17.6.31; цитата из Дн-11.6.31).
"...когда З. Мое будет поднято, можно считать начало Моего века"
(Дн-23.7.31). "...З. М. первый раз поднято над Землею. У Нас считают
явление З-и, как соответствие Нашему стягу в Башне" (Дн-29.7.31). "З.
М. и Культуры, при осознании его значения, явится основою для нового
строительства" (П-21.8.31). "...З. Белого Братства... даем как
панацею... каждый знак Братства уже целитель" (Дн-20.9.33). "...всем
принявшим З. участь будет облегчена... не в виде награды, но просто
они сами покажут свою жизнеспособность, ибо жить и процветать может
лишь дух, способный к новому строительству и высокому устремлению"
(П/Ам-2.1.34). "З. М. должно явиться первым символом духовного
объединения человечества" (П/Ас-24.3.34). "...З. М. есть великий
пробный камень для сознания человечества" (П-5.3.35). "..."Пора
понять, что разворачивается З., величайшее в Истории... З. М. как
маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие"... Итак, будем
утверждать Культуру и З. ее - З. М. Культура в основе своей есть
Эволюция, отрицая культуру, заменяя ее Технократией, мы отвергаем
эволюцию и нарушаем Космический закон..." (П/Н-27.9.46). "Поднятие
З-и знаменует победу Сил Света над тьмою!" (П/Ам-13.9.48). "З. М., в
его зачаточном состоянии, из-за невежественного сознания
человечества, не приносит народам благосостояния, но З., принятое
сознаниями просветленных умов, несет высшее Благо человечеству, оно
несет конец безумному разрушению и уничтожению высших ценностей,
несет и охрану человеческой жизни, которая так нужна не только нашей
планете, но и всем другим мирам" (П/Ам(4)-31.12.49).
Принятие З-и М. (формально - присоединение к
Пакту Рериха) имело глубокий смысл для судеб стран, ведь лишь
присоединившиеся к Иерархии Света входят в русло Эволюции. "...пусть
исполнится древнейшее предсказание, что лишь народы, сужденные
строить будущее, примкнут первыми к З-и" (П/П-25.1.35).
"...происходит великое деление на страны, имеющие перед собою великое
будущее, и страны отживающие. Ибо З. есть Символ Света, все принявшие
его ставят себя под защиту его. Самые большие противники его те, кто
осуждены на разложение..." (П/П-21.2.35).
"Именно в предвидении надвигавшихся войн и новых
разрушений поднималось З. М." (П/Ам(4)-4.8.46). "...АРКА создала
новую ступень З-и М." (П/Ам-2.9.48).
"Не умерло З. М. Оно лишь свернулось, пока
зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно
обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной
основе мира. И не об одних только культурных ценностях З. М.
трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, а том великом
сокровище, где созидается обновленное будущее. Сердце человеческое
жаждет мира, и, может быть, этот час уже близится... Перелистайте
литературу о З-и М., о договоре охраны культурных сокровищ. Немала
эта литература — более трехсот книг, брошюр, статей на разных языках.
А сколько упоминаний в других книгах, в очерках, в речах! Какие
благородные незабываемые мысли выражены в этих зовах и утверждениях!"
(ЛД-4.1.1944). См. библиографический подраздел о З-и М. и Пакте
Рериха.
"З. М. не дается на базаре" (И-337).