Платон
(21.5(?).428, Афины или о.
Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) - воплощение Мыслителя (см.
П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого в Книге "Надземное".
"...величайший философ своей страны..." (ТД1-734). "Великий
Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я] питает лучшие
умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех оказал влияние на
европейскую философию.
"...назовем П-а - Летящим Светом..."
(Дн-21.1.38).
Биографические сведения о П-е часто легендарны и,
возможно, сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть
довольными, что нас не отвлекают малозначительные сведения о личности
от понимания миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное
при рождении (Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что
можно перевести как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во
время вхождения Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона,
который, по легенде, явился матери П-а перед его появлением на свет.
Родители происходили из очень знатных аристократических семей, и П.
получил прекрасное воспитание и образование. Поначалу П. увлекся
искусствами: писал стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно
выступал как борец. Но в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и
сжег свои литературные произведения, обратившись всецело, включая и
литературный дар, к философии.
После смерти Сократа (399) П. уехал к математику
Евклиду в Мегару, учился математике у Феодора на Кирене, затем
отправился в Египет. Там и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне,
Ассирии и Индии получил духовное образование. Вернулся на родину в
389 г. Жил у пифагорейцев в Южной Италии. В 387 г. предпринял первую
попытку внедрения высокого учения в социальную практику: приехал на
Сицилию к тирану Дионисию Старшему и пытался обратить того к более
здравым принципам государственности. Кончилось это продажей в
рабство. "Могут ли думать люди об основах, когда ум их занят
вожделениями об убийстве соседей!.. за такие слова Он был гоним и
продан в рабство" (Н-183).
Покупателем, к счастью, оказался образованный
человек, знавший П-а и тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и
в 385 г. на деньги, собранные было учениками и друзьями для
компенсации расходов спасителю и не взятые тем, купил дом с садом и
основал там философскую школу "Академия" для воспитания
государственных деятелей. Большое внимание в ней уделялось
математике, астрономии, ботанике и другим естественным наукам,
законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого круга
слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была школа
жизни, школа духовности.
В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну
прежнего тирана Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с
подозрением из-за дружбы с политическими противниками), а полученные
знания в практике не использовал. П. очень много занимался вопросами
социальной жизни и разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в
книге "Законы" доведя их уже до деталей.
Уже при жизни П. пользовался величайшим
почтением, и его писания (в форме диалогов) были тщательно сохранены
до наших дней. Пересказать кратко сотни страниц, переполненных
мудростью, невозможно. От П-а берут исток все европейские учения
идеализма, многие его положения приняты и материалистами. П.,
несомненно, открыл людям великие вечные истины. Однако у потомков
всегда вызывали недоумение противоречия высказываний не только в
разных диалогах, но и внутри одного. Пытались объяснять это припиской
П-у работ других авторов, различием мнений П-а в разные периоды и
мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно в диалогах,
противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно выпускал не
только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы читатели сами
делали выбор, - некая разновидность тактики адверза, ускоряющая
познание. В пользу предположения о таком подходе свидетельствует,
например, определение воспитания как верного направления удовольствий
и страданий: люди естественно тянутся к благому, но надо помочь
возненавидеть до конца достойное лишь ненависти и побудить отбросить
его, а достойное любви до конца возлюбить. Случайные же почитатели,
тупо принимающие все слова на веру (вместо действительного познания),
от противоречивых указаний в разные стороны теряли почву под ногами и
в сомнении отсеивались - своего рода испытание последователей.
П. доверял устно ближайшим ученикам более
глубокое, чем в диалогах, Учение: были свидетельства существования
неписаного учения Академии. Хотя, конечно, и лучшие испытывались.
"П., будучи Посвященным, должен был пользоваться затемненным языком
Святилищ..." (ТД2-495). "...П... Адепт... произнесший обет молчания
и тайны... не выдавал своего знания..." (ТД2-333). "...П. был
посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать
великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на
истину. Как сказано: "Открывший драгоценную формулу не может
прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу""
(П-8.3.35).
"История Атлантиды и все предания о ней были
переданы, как известно, П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи
ребенком, слышал о ней от своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938).
"Греческий философ, имея в виду наставить человечество скорее как
моралист, нежели как географ и этнолог или историк, собрал историю
Атлантиды, покрывавшую несколько миллионов лет, в одно событие,
ограниченное им сравнительно малым островом в 3000 стадий длины и
2000 ширины (или около 350 миль на 200 миль...), тогда как жрецы
говорили об Атлантиде, как о Материке размерами "как вся Азия и
Ливия" вместе взятые. Но повествование П-а... тем не менее, носит на
себе печать истины" (ТД2-960).
Ярким примером точного знания Посвященного
являются и астрономические высказывания П-а: он совершенно ясно и
определенно писал, что Солнце гораздо больше Земли, а планеты
(вопреки очевидности) движутся по правильным круговым орбитам. Лишь
после Коперника ученые отошли от убеждения в сложном их движении по
нескольким кругам одновременно каждая.
Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей,
теория познания и проект идеального устройства государства, а также
диалектический метод исследования философа. Он касается различных
вопросов этики и эстетики, типологии и истории государственных
укладов, космологии и космогонии, жизни мировой души и душ
человеческих, природы человека, психологии, воспитания и образования,
физиологии, анатомии, математики и т.д. Человек (точнее, его
бессмертная душа) рассматривается как существо высшего мира; законы
жизни общества П. тесно связывает с космическими законами.
Очень близко к индийским взглядам П. описывает
бессмертие человеческой души в цепи воплощений и между ними, причем
каждая последующая жизнь, в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь
идет и о карме. Вечная душа в воплощениях обретает две искажающие
оболочки, которые отпадают при развоплощении. Душа предсуществует в
высшем мире вместе с богами (каждая принадлежит к сонму какого-то из
двенадцати), но желание обладания влечет ее к воплощениям. В теле она
более или менее смутно помнит истину и высшую красоту и испытывает
тоску по ним. Мудрость, истинное знание - восстановленная память о
высших истинах. Любовь (эрос) - тоска по занебесной родине,
стремление преходящего к вечному, к прекрасному, к благу, к счастью
вечного обладания благом. П. пишет о раздвоенности человека и его
стремлении вновь обрести целостность; необходимо на пути любви
восходить от тела к духу, от отдельных разновидностей телесной
красоты к самой сути (идее) прекрасного. "Половинчатые души П-а
объединятся... огненным правом..." (П/Н-23.11.36). Задача человека -
внутренне освободиться от телесности, очистить душу от низших
страстей; в результате этого, рано или поздно (П. приводит и
конкретные сроки - несколько тысяч лет), душа освобождается от
воплощений и возвращается в божественный мир - очевидно сходство с
индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным, человек должен в
первую очередь служить богам, высшему миру.
"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937).
Высший мир - мир бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных
и вневременных сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный
видимый мир - мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и
умирающие, - подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь
очевидно сходство с индийской теорией майи - иллюзорности
проявленного мира. Между миром Бытия и миром изменений - область
Пространства-Хоры, где находятся геометрические посредники между
идеями и вещами. Идеи - источники, причины всей действительности;
причинами также являются Пространство (вечное, дарующее обитель всему
рождающемуся) и Необходимость. Существует "восприемница и как бы
кормилица всякого рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная
Материя, находящаяся в движении и принимающая любые оттиски-формы.
"Вселенная была выявлена из ее идеального плана,
заключенного на протяжении Вечности в Бессознательности того, что
ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с
заключениями высшей философии Запада; "врожденными, вечными и
самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350). "...Космос есть "Сын",
согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю"
(ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее Божество само построило Вселенную на
основании геометрической формы додекаэдра, и его "Первозачатый"
родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца"
(ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция" называется некоторыми
мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после
ее оживотворения Духом того, что носится над Извечными Водами или
Хаосом" (ТД1-418).
"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и
таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение
прекраснейшее и по природе своей наилучшее... наш космос есть живое
существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью
божественного провидения" ("Тимей").
"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в
течение каждого Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В
подлунных областях, сферы различных элементов остаются вечно в
совершенной гармонии с Божественной Природой, говорит он: "но части
их", благодаря слишком тесной близости к Земле и смешению их с земным
[что есть Материя и потому область зла], "иногда согласуются с
(Божественной) Природой, иногда же противятся ей"" (ТД2-95).
Постичь высшую истину через чувственное
восприятие мира изменений невозможно, для этого требуется озарение
свыше, знание-воспоминание вечной души. Обращенные на низший мир
мнения-домыслы могут быть разве что относительно других домыслов
более правильными.
Существует три вида (уровня) активности души -
разумность (соответствует вечной части души, "внутреннему человеку",
и стихии огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий
направлены на чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут
философы; по второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям;
по третьему - корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и
материальных богатств. Разумность может быть усовершенствована в
мудрость, "яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга,
жадность - в умеренность, самообладание, рассудительность.
Извращением разумности, в идеале - величайшего из благ, является
невежество в форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших
преступлений. В книге "Государство" П. соответственно трем уровням
души планировал существование трех сословий: правители-философы,
стражи (воины и чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие
исполнение закона) и материальные производители (земледельцы,
ремесленники). Мудрость, мужество, самообладание и включающая эти три
справедливость - высшие добродетели. В этой троичности можно видеть
версию индийской теории трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.
Власть в государстве должна принадлежать не
знатным, богатым и т.п., а тем, кто более послушен установленным
совершенным законам. Законы должны быть устанавливаемы ради мира, а
не касающиеся мира ради войны. Хорошие законодатель и судья
примиряют терзаемых раздорами, делают друзьями. Цель законов - делать
людей дружелюбными и счастливыми (а несчастлив тот, кто нехорош,
поскольку такой обречен на духовную нищету и ненасытность). Частной
собственности, в идеале, быть не должно, и П. указывал, что можно и
нужно сделать общим владением в первую очередь. В законах забота о
душе должна стоять на первом месте, о теле - на втором, об имуществе
по справедливости - на третьем. Женщин следует уравнять в получении
образования и в других возможностях. И вообще, должно быть
добровольное всеобщее равенство перед законом. И единство: "...пусть
человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать
что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это
возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более
сплоченной и общей" ("Законы").
Создать гармоничное общество можно лишь
правильным воспитанием и образованием. Нужно избавиться от заразы
унижения образов богов и неверия в них, развращенности и
размягченности нравов. Наиболее полезным П. считал образование в
философии, мусических искусствах (в первую очередь, музыка, поэзия и
танец, очищенные от порочности), гимнастике, математике, астрономии.
По мере возможностей П. разрабатывал и осуществлял проект общества
будущего в своей Академии. Академия существовала около 900 лет - до
529 г. н.э., по ее образцу создавались учебные заведения и сообщества
мыслителей.