Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Платон

Платон

(21.5(?).428, Афины или о. Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) - воплощение Мыслителя (см. П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого в Книге "Надземное". "...величайший философ своей страны..." (ТД1-734). "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я] питает лучшие умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех оказал влияние на европейскую философию.

"...назовем П-а - Летящим Светом..." (Дн-21.1.38).

Биографические сведения о П-е часто легендарны и, возможно, сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть довольными, что нас не отвлекают малозначительные сведения о личности от понимания миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное при рождении (Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что можно перевести как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во время вхождения Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона, который, по легенде, явился матери П-а перед его появлением на свет. Родители происходили из очень знатных аристократических семей, и П. получил прекрасное воспитание и образование. Поначалу П. увлекся искусствами: писал стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно выступал как борец. Но в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и сжег свои литературные произведения, обратившись всецело, включая и литературный дар, к философии.

После смерти Сократа (399) П. уехал к математику Евклиду в Мегару, учился математике у Феодора на Кирене, затем отправился в Египет. Там и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне, Ассирии и Индии получил духовное образование. Вернулся на родину в 389 г. Жил у пифагорейцев в Южной Италии. В 387 г. предпринял первую попытку внедрения высокого учения в социальную практику: приехал на Сицилию к тирану Дионисию Старшему и пытался обратить того к более здравым принципам государственности. Кончилось это продажей в рабство. "Могут ли думать люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей!.. за такие слова Он был гоним и продан в рабство" (Н-183).

Покупателем, к счастью, оказался образованный человек, знавший П-а и тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и в 385 г. на деньги, собранные было учениками и друзьями для компенсации расходов спасителю и не взятые тем, купил дом с садом и основал там философскую школу "Академия" для воспитания государственных деятелей. Большое внимание в ней уделялось математике, астрономии, ботанике и другим естественным наукам, законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого круга слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была школа жизни, школа духовности.

В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну прежнего тирана Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с подозрением из-за дружбы с политическими противниками), а полученные знания в практике не использовал. П. очень много занимался вопросами социальной жизни и разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в книге "Законы" доведя их уже до деталей.

Уже при жизни П. пользовался величайшим почтением, и его писания (в форме диалогов) были тщательно сохранены до наших дней. Пересказать кратко сотни страниц, переполненных мудростью, невозможно. От П-а берут исток все европейские учения идеализма, многие его положения приняты и материалистами. П., несомненно, открыл людям великие вечные истины. Однако у потомков всегда вызывали недоумение противоречия высказываний не только в разных диалогах, но и внутри одного. Пытались объяснять это припиской П-у работ других авторов, различием мнений П-а в разные периоды и мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно в диалогах, противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно выпускал не только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы читатели сами делали выбор, - некая разновидность тактики адверза, ускоряющая познание. В пользу предположения о таком подходе свидетельствует, например, определение воспитания как верного направления удовольствий и страданий: люди естественно тянутся к благому, но надо помочь возненавидеть до конца достойное лишь ненависти и побудить отбросить его, а достойное любви до конца возлюбить. Случайные же почитатели, тупо принимающие все слова на веру (вместо действительного познания), от противоречивых указаний в разные стороны теряли почву под ногами и в сомнении отсеивались - своего рода испытание последователей.

П. доверял устно ближайшим ученикам более глубокое, чем в диалогах, Учение: были свидетельства существования неписаного учения Академии. Хотя, конечно, и лучшие испытывались. "П., будучи Посвященным, должен был пользоваться затемненным языком Святилищ..." (ТД2-495). "...П... Адепт... произнесший обет молчания и тайны... не выдавал своего знания..." (ТД2-333). "...П. был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: "Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу"" (П-8.3.35).

"История Атлантиды и все предания о ней были переданы, как известно, П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи ребенком, слышал о ней от своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938). "Греческий философ, имея в виду наставить человечество скорее как моралист, нежели как географ и этнолог или историк, собрал историю Атлантиды, покрывавшую несколько миллионов лет, в одно событие, ограниченное им сравнительно малым островом в 3000 стадий длины и 2000 ширины (или около 350 миль на 200 миль...), тогда как жрецы говорили об Атлантиде, как о Материке размерами "как вся Азия и Ливия" вместе взятые. Но повествование П-а... тем не менее, носит на себе печать истины" (ТД2-960).

Ярким примером точного знания Посвященного являются и астрономические высказывания П-а: он совершенно ясно и определенно писал, что Солнце гораздо больше Земли, а планеты (вопреки очевидности) движутся по правильным круговым орбитам. Лишь после Коперника ученые отошли от убеждения в сложном их движении по нескольким кругам одновременно каждая.

Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей, теория познания и проект идеального устройства государства, а также диалектический метод исследования философа. Он касается различных вопросов этики и эстетики, типологии и истории государственных укладов, космологии и космогонии, жизни мировой души и душ человеческих, природы человека, психологии, воспитания и образования, физиологии, анатомии, математики и т.д. Человек (точнее, его бессмертная душа) рассматривается как существо высшего мира; законы жизни общества П. тесно связывает с космическими законами.

Очень близко к индийским взглядам П. описывает бессмертие человеческой души в цепи воплощений и между ними, причем каждая последующая жизнь, в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь идет и о карме. Вечная душа в воплощениях обретает две искажающие оболочки, которые отпадают при развоплощении. Душа предсуществует в высшем мире вместе с богами (каждая принадлежит к сонму какого-то из двенадцати), но желание обладания влечет ее к воплощениям. В теле она более или менее смутно помнит истину и высшую красоту и испытывает тоску по ним. Мудрость, истинное знание - восстановленная память о высших истинах. Любовь (эрос) - тоска по занебесной родине, стремление преходящего к вечному, к прекрасному, к благу, к счастью вечного обладания благом. П. пишет о раздвоенности человека и его стремлении вновь обрести целостность; необходимо на пути любви восходить от тела к духу, от отдельных разновидностей телесной красоты к самой сути (идее) прекрасного. "Половинчатые души П-а объединятся... огненным правом..." (П/Н-23.11.36). Задача человека - внутренне освободиться от телесности, очистить душу от низших страстей; в результате этого, рано или поздно (П. приводит и конкретные сроки - несколько тысяч лет), душа освобождается от воплощений и возвращается в божественный мир - очевидно сходство с индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным, человек должен в первую очередь служить богам, высшему миру.

"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937). Высший мир - мир бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных и вневременных сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный видимый мир - мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и умирающие, - подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь очевидно сходство с индийской теорией майи - иллюзорности проявленного мира. Между миром Бытия и миром изменений - область Пространства-Хоры, где находятся геометрические посредники между идеями и вещами. Идеи - источники, причины всей действительности; причинами также являются Пространство (вечное, дарующее обитель всему рождающемуся) и Необходимость. Существует "восприемница и как бы кормилица всякого рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная Материя, находящаяся в движении и принимающая любые оттиски-формы.

"Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности в Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии Запада; "врожденными, вечными и самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350). "...Космос есть "Сын", согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю" (ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра, и его "Первозачатый" родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца" (ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция" называется некоторыми мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над Извечными Водами или Хаосом" (ТД1-418).

"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее... наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения" ("Тимей").

"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В подлунных областях, сферы различных элементов остаются вечно в совершенной гармонии с Божественной Природой, говорит он: "но части их", благодаря слишком тесной близости к Земле и смешению их с земным [что есть Материя и потому область зла], "иногда согласуются с (Божественной) Природой, иногда же противятся ей"" (ТД2-95).

Постичь высшую истину через чувственное восприятие мира изменений невозможно, для этого требуется озарение свыше, знание-воспоминание вечной души. Обращенные на низший мир мнения-домыслы могут быть разве что относительно других домыслов более правильными.

Существует три вида (уровня) активности души - разумность (соответствует вечной части души, "внутреннему человеку", и стихии огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий направлены на чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут философы; по второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям; по третьему - корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и материальных богатств. Разумность может быть усовершенствована в мудрость, "яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга, жадность - в умеренность, самообладание, рассудительность. Извращением разумности, в идеале - величайшего из благ, является невежество в форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших преступлений. В книге "Государство" П. соответственно трем уровням души планировал существование трех сословий: правители-философы, стражи (воины и чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие исполнение закона) и материальные производители (земледельцы, ремесленники). Мудрость, мужество, самообладание и включающая эти три справедливость - высшие добродетели. В этой троичности можно видеть версию индийской теории трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.

Власть в государстве должна принадлежать не знатным, богатым и т.п., а тем, кто более послушен установленным совершенным законам. Законы должны быть устанавливаемы ради мира, а не касающиеся мира ради войны. Хорошие законодатель и судья примиряют терзаемых раздорами, делают друзьями. Цель законов - делать людей дружелюбными и счастливыми (а несчастлив тот, кто нехорош, поскольку такой обречен на духовную нищету и ненасытность). Частной собственности, в идеале, быть не должно, и П. указывал, что можно и нужно сделать общим владением в первую очередь. В законах забота о душе должна стоять на первом месте, о теле - на втором, об имуществе по справедливости - на третьем. Женщин следует уравнять в получении образования и в других возможностях. И вообще, должно быть добровольное всеобщее равенство перед законом. И единство: "...пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей" ("Законы").

Создать гармоничное общество можно лишь правильным воспитанием и образованием. Нужно избавиться от заразы унижения образов богов и неверия в них, развращенности и размягченности нравов. Наиболее полезным П. считал образование в философии, мусических искусствах (в первую очередь, музыка, поэзия и танец, очищенные от порочности), гимнастике, математике, астрономии. По мере возможностей П. разрабатывал и осуществлял проект общества будущего в своей Академии. Академия существовала около 900 лет - до 529 г. н.э., по ее образцу создавались учебные заведения и сообщества мыслителей.