Пифагор
(ок.570, Сидон,-ок.500 до н.э., Метапонт)
- древнегреческий философ-Посвященный. Воплощение Махатмы Кут Хуми
(см. П/П-18.11.35). Почти все сведения о нем ненадежны. Собственные
писания, видимо, не сохранились, кроме, разве что, "Золотых стихов";
не исключено, что некоторые приписаны другим авторам.
Имя означало "предсказанный пифией", поскольку,
согласно легенде, при посещении отцом П-а Мнесархом дельфийского
оракула пифия предсказала, что родится дитя с выдающимися красотой и
мудростью. Некоторые расшифровывали имя как "вещающий подобно пифии"
(непогрешимо), поскольку П. действительно был пророком. Отец
обеспечил ему отличное образование и воспитание, а в возрасте около
18 лет он уже по собственной инициативе начал учиться у Ферекида
Сиросского и милетских мудрецов. Те его направили на Восток.
Упоминается учеба у финикийцев, в Египте и в Вавилоне. После этого П.
"получил посвящение в Индии" (П-8.10.35), где его назвали "Ионийский
Учитель" - Яваначарья. Вернулся на родину (остров Самос) и стал
учить других, однако тамошняя тирания не дала развернуть обучение. На
Крите и в Спарте П. знакомился с законами. Прошел
испытания-посвящения в секте куретов. Наконец прибыл в греческие
поселения в Италии и почти всю оставшуюся жизнь провел в городе
Кротоне. Основал там школу и общину, учил истинам, которые, однако,
нельзя было разглашать, и теперь приходится реконструировать учение
П-а по писаниям учеников его учеников.
Наиболее эффективные результаты принесло его
обучение гармоничному поведению в различных сферах жизни. Вместе с
учениками он разработал замечательные законы, приведшие к расцвету
тамошних городов. Воевавшие друг с другом и порабощавшие соседей
города постепенно объединились в союз во главе с Кротоном (еще более
успешно такое проделал Перикл - следующее воплощение Кут Хуми). Кроме
введения хороших законов и воздействия словом, одним из важнейших
средств трансформации людских страстей в добродетели для него было
использование музыкальных ладов. Музыкальное воспитание приносило
гармонию душе и здоровье телу (кроме того, П. использовал для лечения
болезней некоторые стихи Гомера).
Сам П. слышал гармонию космических сфер и
старался создать соответствие ей на земле. Он упорядочил
использование различных мелодий и построил психологическую и
математическую теории музыкальных интервалов и ладов. Проводил
измерительные опыты со звучанием дисков разной толщины и струн разной
длины.
Известны и другие его астрономические и
математические работы. П. - основатель, по крайней мере в Европе,
стереометрии (выхода геометрии в третье измерение) и теории
пропорций. Некоторые числа (10 и др.) пифагорейцами почти
обожествлялись. Ученики должны были стремиться за миром вещей
усмотреть числовую основу. Пифагорейская школа внесла огромный вклад
в развитие геометрии, арифметики и астрономии. Впрочем, например,
заявление П-а о шарообразности Земли было почти забыто до эпохи
Возрождения. А вот открытие тождества утренней и вечерней звезды
(Венеры) быстро получило признание.
П. ввел для обозначения видимого мира термин
"космос", означавший красоту, гармонию, упорядоченность. Говорил об
аналогичном дыханию обмене в пространстве беспредельного космоса.
Ввел слово "философия" - "любомудрие", поскольку никто не мудр, кроме
Богов, и самонадеянно называть себя уже мудрецом. Сам он был, конечно
же, мудрецом, а гиперборейский (видимо, территория нынешней России)
жрец Аполлона Абарид даже опознал в П-е своего Бога, и П. не стал
возражать. П. не только говорил о бессмертии души и пересказывал
восточную доктрину реинкарнации, но и называл свои прошлые
воплощения. Предсказывал землетрясения и другие события, останавливал
стихийные бури и буйства людей. И животных П. умел делать мирными и
рассудительными. Известны факты делимости духа, когда П-а видели
одновременно в разных городах.
Владея необычными силами, П. вовсе не стремился
прослыть чудотворцем и других не учил этому. Он побуждал учеников к
земному воплощению истины. Философия должна была освобождать разум от
оков, что, однако, не означало бегства от мира, ведь пифагорейцы не
сторонились даже участия в политике. П. методично построил систему
очищения тела (диета, вегетарианство), души (воздержание,
использование музыки и др.) и ума (восхождение к бестелесному миру
чисел) и развития в людях лучших их качеств. Использовались
упражнения памяти и утреннее общение с солнцем. "Гимн П-а восходу
солнца именно был приветом началу нового познания" (Н-138).
Пифагорейская медицина избегала хирургического вмешательства и кроме
уже перечисленного применяла особые препараты и гимнастику.
П. выдвинул принципы высшей ценности жизни и
родства всего живого. Его тезис, что дружба есть равенство, а у
друзей все общее, сильно повлиял на современников. И приблизительно в
то же время Будда в Индии создал свою общину.
П., можно так считать, прорепетировал план
практического воплощения социального идеала, который провел
широкомасштабно вскоре, будучи Периклом. Как и у Перикла, этот опыт
закончился разгромом. Видимо, когда П. отлучился в другой город,
крупнейший богач Кротона, не принятый в общину, организовал массовые
убийства пифагорейцев. Однако школа имела живое продолжение несколько
сотен лет. В Абдерах выпускались монеты с изображением П-а - вообще
первый подписанный портрет на греческих монетах. Первая греческая
биография философа посвящена была П-у (автор - Демокрит из Абдер).
Последние годы долгой жизни (в среднем
насчитывают около 90 лет), П. провел в Метапонте, продолжая
просветительскую деятельность. "П., изгнанный, в нищете чуял...
унижение телесное, но такой пробный камень не заставил его
оступиться" (Н-268). "Торжественность гимнов являет П-а как Носителя
Огненного. Будем брать пример с таких Огненосителей, которые
прекрасно прошли свой земной удел" (МО1-358).