Перикл
(494-сент. 429 до н.э.) - предводитель
Афин и Греческого союза. "...посмотрим путь вождя ума и созидателя,
именем которого назван целый век лучших достижений. Век П-а остался
одним из самых утонченных явлений. Наука и творчество легли в
основание стремления народа. П. знал и восхождение, и удары судьбы.
При нем собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству
целую эпоху мысли. Между друзьями П-а можно назвать и Великого
Путника, который впитал незабываемое очарование века знания и
красоты" (Н-165). Воплощение Кут Хуми (см. П/Р-17.3.38). Муж Аспазии
(см.).
Родился в знатной семье. Матери приснилось, что
она родит льва, а появился мальчик с большой головой.
Рано занялся общественной работой. Так, в 472 г.
стал спонсором постановки Эсхила. Около 469 г. в Афины приехал
Анаксагор (см.) - Учитель и друг П-а.
В 462 г. к власти пришла демократическая партия.
Через год, после смерти ее лидера, П. возглавил правящую партию, а
тем самым и Афины (вполне официально, в должности первого стратега, -
с 444/3 г.). Среди его деяний - строительство защитных "длинных
стен", войны с персами и спартанцами, мир с Пелопонесским союзом.
Афины в то время возглавляли Морской Союз стран.
Афины жестко доминировали над союзниками, даже запретили пользоваться
какой-либо серебряной монетой, кроме своей. П. в 454 г. перенес казну
этого содружества в Афины.
П. создал уникальный прецедент истинной
демократии, сохранявшей, впрочем, достойный вид лишь благодаря этому
Великому Водителю. Высшим органом власти служило Народное собрание, в
промежутках между созывами - Собрание пятисот (своего рода
президиум), правосудие осуществлял народный суд (6000 избранников).
П. ввел оплату работы народных судей, Совета, военных и некоторых
государственных служащих, что позволяло даже самым бедным отрываться
от собственной работы ради государственной, ввел пособия неспособным
к труду, восстановил общинные местные суды. Малоимущим дал
возможность получить землю в колониях. Реорганизовал флот (создал
учебную эскадру) и армию, сделав ее народной. П. очень быстро сделал
Афины богатым торговым, политическим и культурным центром всей
Эллады. При этом, ежегодно избираемый первым стратегом Афин,
фактически был главой большой державы. Демократию насаждал и в других
странах союза. Ввел единую для всех стран систему мер. Предпринял
попытку объединения греческих стран через религию: призвал совместно
восстанавливать сожженные персами храмы.
Оратор П. был выдающийся, но предпочитал не
длинные речи с красотами, а всесторонне продуманные краткие
высказывания. Выходя на трибуну, обычно произносил молитву: "Пусть
будет так, чтобы я не сказал больше, чем нужно для дела". Нет
аналогов образца созданной им системы. Он никогда не поступал против
решения Народного собрания, зато волю его часто поворачивал в нужную
сторону ясными аргументами. Его звали "Олимпийцем" - за молнии,
извергаемые во время речей, посвященных общему благу.
У него отмечали абсолютную честность,
неподкупность, ограничение в расходах на себя и на свою семью,
дальновидность. Имелись, впрочем, клеветники на него и Аспазию.
Светскую жизнь не вел, пиры не посещал, даже в гости не ходил.
Аспазия, ставшая его женой около 445 г., впрочем, собрала дома
замечательный круг одухотворенных друзей.
П. был умен, образован, высококультурен,
покровительствовал культуре. В Афинах при нем собрались
замечательные мастера искусства. Поэты "века П-а" - лучшие за всю
историю Древней Греции (плюс, конечно, Гомер, живший до них).
Архитектура - тоже лучший образец (Парфенон, Пропилеи). Фидий (см.) -
величайший греческий скульптор. П. выстроил Одеон - зал для
музыкальных состязаний. Малообеспеченные граждане получали деньги на
посещение спектаклей.
Астрологический знак Афин - Весы (качества: тяга
к красоте и справедливости, поиски идеала и т.д.), и П. показал
человечеству пример осуществления Равновесия в социальной жизни. Все
решения согласовывал с народом, собою при этом представляя Источник
Высшей Гармонии. П. был образцом для народа, тридцать лет
поддерживавшим в нем высокий уровень.
Однако испытания народ все же не выдержал. В
завершающие годы правления П-а проснулись его враги. Даже из далекой
Спарты хотели его падения. Нападали на его друзей. Специально для
Анаксагора ввели закон против тех, кто не верит в существование
бессмертных богов и дерзко рассуждает о делах, происходящих на небе,
и изгнали. Аспазию тоже подвергли суду. Фидия обвинили в кощунстве
(будто бы изобразил себя на щите Афины), и он умер в темнице
(возможно, был отравлен). П-а обвинили в том, что он якобы растратил
государственные деньги, и в 430 г. не выбрали его стратегом (но через
несколько месяцев все же сделали это, не имея достойных полководцев).
В 431 г. на Афины напало громадное войско Спарты и их союзников, а в
430 г. случилась эпидемия, и народ показал воочию, сколь низок все же
был его уровень. П. заболел, видимо, нервной болезнью, и умер. Без
П-а Афинский полис резко ослабел, а Афинский союз распался.
От П-а не осталось текстов, но историк Фукидид
подробно изложил одну из речей, произнесенную в 431 г.: "Наш
государственный строй - не подражание каким-то чужеземным, это мы
являем пример другим. Наш строй называется демократией потому, что
городом управляет большинство народа, а не кучка. В частных делах
закон дает всем равные права. В общественных же делах преимущество
дается исходя не из поддержки той или иной партии, но из достоинств
человека. Бедность и низкое положение - не препятствия для оказания
услуги государству... Мы любим красоту, соединенную с простотой, и
науки не в ущерб духовности. Богатство мы ценим лишь для применения
с пользой, а не для похвальбы... Человека, уклоняющегося от
общественной деятельности, мы считаем не скромным, а бесполезным.
Город наш - школа для всей Эллады, и каждый здесь может замечательно
проявить себя в самых разнообразных видах деятельности".