Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Павел апостол

(ок. 15, Тарс Киликийский, Малая Азия,-ок. 65, Рим) - воплощение Махатмы Илариона (см. П/Ас-11.3.51). Основатель христианского богословия. Автор "Посланий", вошедших в Новый Завет; великий проповедник, организатор христианской церкви.

П. - имя римское, одновременно он имел еврейское - Савл, Саул. Обладал статусом римского гражданина. Из семьи иудеев, фарисейской секты. Зарабатывал изготовлением палаток. Получил прекрасное образование в школе, где знакомили и с греческими книгами. Отсюда его видимая по писаниям и речам в "Деяниях апостолов" интеллектуальная развитость. Однако по этому поводу он скажет, что пожертвовал греческой "мудростью" ради "безумия" Учения Христа, то есть умствованием, ученостью, эрудицией ради "парадоксальной" простоты высшего понимания. Ср.: "Возьмите обывателя - неужели он поймет нашу простую беседу?.. сказанное будет признано безумием или глупостью" (Н-317).

Будучи, по причине фарисейского воспитания, горячим ревнителем религиозной традиции и имея высокий статус в религиозном сообществе, поначалу активно участвовал в преследованиях христиан в Иерусалиме. Когда же ехал в Дамаск (около 40 г.), чтобы заняться тем же, ему явился Христос, как свет с неба, и спросил: "Что ты гонишь меня?" В сознании П-а произошел переворот, и он стал ревностным проповедником слова Христа, получая от Того наставления и выполняя назначение быть апостолом неиудейских народов. Он единственный апостол, которого Христос избрал после "смерти", а по масштабу влияния на потомков с ним можно сравнить только "Иоанна" (видимо, несколько авторов, гностиков, так сказать, "эзотерических христиан", включая Марию Магдалину). Призвание П-а к учительству было необходимо, поскольку 12 апостолов даже прижизненное Учение Христа распространяли не очень широко, как по спектру идей, так и территориально. И совсем они скрыли от народа наставления Христа после распятия: "...Учитель... перенес учительство уже на явления из Тонкого Мира. Но именно эти поучения остались нигде не записанными. Так появился еще один пример несправедливости" (Н-164).

П. после обращения на три года ушел в Аравийскую пустыню и вернулся оттуда уже с большими знаниями, полученными непосредственно от Христа. Имел он мысленную связь с Иерархией и во время апостольского служения.

П. путешествовал по Ближнему Востоку, Кипру, Италии, Греции. Основывал церковные общины, заботился об их здоровом развитии. Совершал чудеса исцеления, изгнания бесов и пробуждения высших способностей. Произносил блестящие боговдохновенные проповеди, писал очень живые по стилю послания, часть которых вошла в канонический Новый Завет. В Евангелиях маловато теории, но она, то есть богословие, обильно представлена у П-а. В апостольских странствиях П. "...был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано... было по сорока ударов без одного; три раза... били палками, однажды камнями побивали, три раза... терпел кораблекрушение... много раз был в путешествиях, в опасностях на реках... от разбойников... от единоплеменников... от язычников... в городе... в пустыне... на море... между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2-е Коринфянам, 11:23-27). Был обезглавлен при Нероне; таким образом, находился в Риме как раз в последние годы жизни Сенеки (см.). Распространенная версия освобождения около 65 г., путешествий не описанных в "Деяниях апостолов", а затем нового заключения в Риме, с казнью около 68 г. была построена на основе подложных (авторы, похоже, церковные иерархи, имевшие некую корысть) посланий к Титу и первого к Тимофею и потому сомнительна.

"...противоречие безусловно вызвано поздними вставками в его Послания. Сам П. был гностиком, то есть, "сыном мудрости" и посвященным в истинные мистерии Христоса, хотя он и мог метать громы и молнии (или его сделали таковым, что он казался совершающим это) против некоторых гностических сект, которых в его дни существовало великое множество... Он был посвященным, истинным "Учителем-Строителем", или адептом... был гностиком, основателем новой секты гнозиса... первоначальные наставления Иисуса... могут быть открыты только в гностических учениях..." (Е.П. Блаватская. "Эзотерический характер Евангелий"). "П. был Посвященным и его слова имеют совершенно иной смысл при Эзотерическом чтении их" (ТД2-644).

П. (см. в Новом Завете его "Послания" и "Деяния Апостолов") подчеркивал наднациональный характер религии спасения; описывал и учил различать пары противоположностей: душевное (плотское) и духовное, тленное и вечное, закон и благодать, суждение по видимости и веру в невидимое, убедительные человеческие слова и явления силы Божьей, ложь и истину и т.д. С этих и многих других утверждений П-а началось богословие христианской церкви, систематически выстроенное позднее Оригеном.