Павел апостол
(ок. 15, Тарс Киликийский, Малая
Азия,-ок. 65, Рим) - воплощение Махатмы Илариона (см. П/Ас-11.3.51).
Основатель христианского богословия. Автор "Посланий", вошедших в
Новый Завет; великий проповедник, организатор христианской церкви.
П. - имя римское, одновременно он имел еврейское
- Савл, Саул. Обладал статусом римского гражданина. Из семьи иудеев,
фарисейской секты. Зарабатывал изготовлением палаток. Получил
прекрасное образование в школе, где знакомили и с греческими книгами.
Отсюда его видимая по писаниям и речам в "Деяниях апостолов"
интеллектуальная развитость. Однако по этому поводу он скажет, что
пожертвовал греческой "мудростью" ради "безумия" Учения Христа, то
есть умствованием, ученостью, эрудицией ради "парадоксальной"
простоты высшего понимания. Ср.: "Возьмите обывателя - неужели он
поймет нашу простую беседу?.. сказанное будет признано безумием или
глупостью" (Н-317).
Будучи, по причине фарисейского воспитания,
горячим ревнителем религиозной традиции и имея высокий статус в
религиозном сообществе, поначалу активно участвовал в преследованиях
христиан в Иерусалиме. Когда же ехал в Дамаск (около 40 г.), чтобы
заняться тем же, ему явился Христос, как свет с неба, и спросил: "Что
ты гонишь меня?" В сознании П-а произошел переворот, и он стал
ревностным проповедником слова Христа, получая от Того наставления и
выполняя назначение быть апостолом неиудейских народов. Он
единственный апостол, которого Христос избрал после "смерти", а по
масштабу влияния на потомков с ним можно сравнить только "Иоанна"
(видимо, несколько авторов, гностиков, так сказать, "эзотерических
христиан", включая Марию Магдалину). Призвание П-а к учительству
было необходимо, поскольку 12 апостолов даже прижизненное Учение
Христа распространяли не очень широко, как по спектру идей, так и
территориально. И совсем они скрыли от народа наставления Христа
после распятия: "...Учитель... перенес учительство уже на явления из
Тонкого Мира. Но именно эти поучения остались нигде не записанными.
Так появился еще один пример несправедливости" (Н-164).
П. после обращения на три года ушел в Аравийскую
пустыню и вернулся оттуда уже с большими знаниями, полученными
непосредственно от Христа. Имел он мысленную связь с Иерархией и во
время апостольского служения.
П. путешествовал по Ближнему Востоку, Кипру,
Италии, Греции. Основывал церковные общины, заботился об их здоровом
развитии. Совершал чудеса исцеления, изгнания бесов и пробуждения
высших способностей. Произносил блестящие боговдохновенные
проповеди, писал очень живые по стилю послания, часть которых вошла в
канонический Новый Завет. В Евангелиях маловато теории, но она, то
есть богословие, обильно представлена у П-а. В апостольских
странствиях П. "...был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и
многократно при смерти. От иудеев пять раз дано... было по сорока
ударов без одного; три раза... били палками, однажды камнями
побивали, три раза... терпел кораблекрушение... много раз был в
путешествиях, в опасностях на реках... от разбойников... от
единоплеменников... от язычников... в городе... в пустыне... на
море... между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в
голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2-е Коринфянам,
11:23-27). Был обезглавлен при Нероне; таким образом, находился в
Риме как раз в последние годы жизни Сенеки (см.). Распространенная
версия освобождения около 65 г., путешествий не описанных в "Деяниях
апостолов", а затем нового заключения в Риме, с казнью около 68 г.
была построена на основе подложных (авторы, похоже, церковные
иерархи, имевшие некую корысть) посланий к Титу и первого к Тимофею и
потому сомнительна.
"...противоречие безусловно вызвано поздними
вставками в его Послания. Сам П. был гностиком, то есть, "сыном
мудрости" и посвященным в истинные мистерии Христоса, хотя он и мог
метать громы и молнии (или его сделали таковым, что он казался
совершающим это) против некоторых гностических сект, которых в его
дни существовало великое множество... Он был посвященным, истинным
"Учителем-Строителем", или адептом... был гностиком, основателем
новой секты гнозиса... первоначальные наставления Иисуса... могут
быть открыты только в гностических учениях..." (Е.П. Блаватская.
"Эзотерический характер Евангелий"). "П. был Посвященным и его слова
имеют совершенно иной смысл при Эзотерическом чтении их" (ТД2-644).
П. (см. в Новом Завете его "Послания" и "Деяния
Апостолов") подчеркивал наднациональный характер религии спасения;
описывал и учил различать пары противоположностей: душевное
(плотское) и духовное, тленное и вечное, закон и благодать, суждение
по видимости и веру в невидимое, убедительные человеческие слова и
явления силы Божьей, ложь и истину и т.д. С этих и многих других
утверждений П-а началось богословие христианской церкви,
систематически выстроенное позднее Оригеном.