Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Ориген / Origenes Adamantius

Ориген / Origenes Adamantius

(ок. 182, Александрия,-251, Тир; или ок. 185-254) - основатель христианского богословия, сравнимый в этом лишь с апостолом Павлом. Воплощение Майтрейи-Мории (см. П/Р-24.5.38). "В семье называли О-а Фабием" (Дн-5.9.22).

"...отдавал и телесное, и духовное, лишь бы научить их последнему преданию Христа..." (Зов-23.9.22). "...ходил по еще горячим угольям Старого Мира. Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единства источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей... искупил в себе бурю раннего христианства. Будучи ревнителем знания, он возмущался падением знания среди служителей" (Оз-2.10.7). "...приняв тяжкое поручение охранить чистоту Учения в христианстве, вместо радостного свидания и работы в Братстве, томился в тюрьме" (П/Ас-6.5.34). "...недавно было собрание епископов, на котором постановлено изучать труды Великого О-а, этого столпа истинного христианства и мученика невежества своих современников... закон перевоплощения был отменен лишь на Константинопольском Соборе в шестом веке по Рожд. Хр., тогда как само Евангелие полно слов Христа о законе перевоплощения" (П/Ас-8.9.34). "...во всем облике О-а так ярко выражено стремление к Истине, которое не только не умаляет, но, наоборот, открывает безграничный кругозор для священного единения с Вышним... Множество трудов О-а... показывают поражающую образованность и светоносный, устремленный ум" (Н.К. Рерих, "Адамант" - из сб. "Держава Света").

Текст осуждения константинопольским синодом в 543 г. таков: "Если кто говорит или думает, что души людей предсуществовали, именно были раньше духами или святыми силами, пресытились созерцанием Бога, пали и потому, охладев к любви Божией, стали называться по-гречески psyche и в наказание были погружены в тела, - да будет анафема". Обвинение по стилю бредовое и к Учению О-а почти не относящееся. При этом надо учесть, что текст его книг был искажен (якобы исправлен) и именно в таком уже виде был подвергнут анализу, так что если темные невежды действительно уличали кого-то, то, скорее всего, этого темного исправителя. Итак, местный, хотя и столичный, собор обвинил О-а в ереси и постановил истребить сочинения, а последовавший пятый вселенский собор, возможно, О-а вовсе не осуждал (нет документов, а только слухи), так что официального решения церкви в целом, возможно, и не было.

В 397-8 гг. Руфин перевел книгу "О началах" с греческого на латинский, но при этом "исправил", как он считал, искажения, внесенные в оригинал еретиками. "...много поправок было внесено в сочинения О-а, иначе они никогда не увидели бы свет и даже были бы уничтожены" (П-5.5.34). Оригинал и более точный перевод Иеронима целиком не сохранились.

За некоторые свои утверждения (теория предсуществования душ, существование миров еще до этого мира, отрицание физического воскресения всех мертвых при конце света, наличие души в животных и небесных телах и др.; вменили в вину также близость к "язычнику" Платону) церковь его время от времени в последующие времена проклинала и запрещала, но вновь вынуждена бывала возвращаться к О-у - отцу богословия. Некоторые введенные им термины ("богочеловек" и др.) и формулы вошли в богословие так крепко, что даже запрет всех его книг не смог бы их отменить. Преследовался О. и при жизни, в основном на почве зависти. Был прозван Адамантом. Все заработки тратил на дела благотворительности.

Первоначальное образование О. получил от отца - ритора начального христианского училища. С юных лет удивлял дарованиями вообще и углубленным пониманием Писания в частности. В 202 г. его отец был замучен во время гонений, и он рвался к тому же, но мать спрятала одежду и не пустила. О. уроками стал кормить семью из шести человек. Вел аскетическую жизнь, например, спал на голых досках.

Быстро получил известность. В 203 г., совсем молодым, сменил знаменитого Клемента на посту руководителя Александрийской катехизической школы. В спорах с язычниками легко справлялся, поскольку отлично изучил многие философские учения, в том числе в школе Аммония Саккаса. Ввел в христианство научный метод, адаптировал высокую греческую культуру к Новому Завету. В 218 г. богатый ученик О-а Амвросий наладил издание его трудов. О. написал сочинения во всех сферах богословия, а некоторые разделы его даже и создал. Освободил богословие от увлекающих от сути полемических задач, придав ему самостоятельный интерес. Выучил еврейский язык и основательно изучил Ветхий и Новый Завет, написал к ним комментарии. Причем во всяком месте Писания видел смыслы буквальный, нравственный и таинственный, особенно занимаясь третьим. Для выяснения лучшего перевода составил книгу из оригинального текста Библии и пяти версий перевода, в шесть колонок, затем все переводы подверг детальной критике. Защитил истинность Учения Христа в восьмитомнике "Против Цельса". Наиболее теоретические труды - "Строматы" (из 10 томов сохранились лишь отрывки) и "О началах" (ок. 228-30 гг.; первый в церкви опыт научного, систематического изложения положений христианства). Из назидательных работ известны "О молитве" и "Увещание к мученичеству". Были также письма, беседы, схолии и т.д.

С 213 г. путешествовал с проповедями, имел много учеников. Был рукоположен в сан пресвитера в 228 или 230 г. в Палестине, там же жил после изгнания из Александрийской епархии в 231 г., основав в Кесарии свою школу. В 232 г. его даже лишили пресвитерского сана и отлучили от церкви, с чем, впрочем, многие епископы не соглашались, и О. всегда имел аудиторию. Еще одна волна нападок на его Учение прошла в 240 г. Во время гонений Деция претерпел пытки, что, возможно, и привело к смерти.

"После учеников Оригена начала ложная вера духовенства расти" (Зов-29.5.22).