Орфей
- воплощение Майтрейи-Мории (см.
П/П-31.5.35, 18.11.35), сведения о котором имеются в основном
легендарные. Древний (родился за 11 поколений до Троянской войны)
поэт и певец, чудесно игравший на лире - так, что своим пением
укрощал диких животных, склонял (притягивал) деревья и сдвигал камни.
Участник похода аргонавтов (в пути, кроме прочего, усмирял волны). В
греческой мифологии был обожествлен. Назывался изобретателем музыки
и пения. "Создал лиру и перестроил музыку в песнях". Его семиструнная
лира - прообраз небесного созвездия. Считался сыном бога Аполлона
(музыканта, прорицателя) и музы Клио или бога Эагра и музы Каллиопы.
Женился на лесной нимфе Эвридике; когда же она умерла, спускался за
ней в Аид, пытаясь вернуть на землю. Плутон и Персефона разрешили при
условии, что О. и Эвридика будут молчать и ни разу не обернутся по
пути. Кто-то из них не удержался, и О. потерял жену навеки. Укрепил
почитание светлого Аполлона. По приказу Диониса был растерзан
вакханками - служительницами страстного культа. Похоронили его у
подножия Олимпа, а голову - на острове Лесбос. Ясно, что большая
часть сказанного - не факты биографии земного воплощения, а символы,
отражающие духовную его жизнь. Реальную историю см. в Дн-6.12.34.
Самый древний из известных греческий философ и
богослов, так что писания почти не сохранились. Ему приписывали
"Теогонию", "Астрономию", "Космические зоны", "Храмострой", "О
камнях", "О жертвоприношениях", "Гадание на песке", "Гадание по
яйцам", "Ономастикон", "О Корибантах", "О препоясании", "Гимны" и еще
дюжину то ли ему, то ли другим: "Вакхические обряды", "Физика" и т.д.
От него пошло учение орфизма с его мистериями
(более аскетичными, чем предшествовавшие вакхические, например,
практиковалось вегетарианство) и посвящениями в таинства
(утверждалось, что впервые среди эллинов). Очень многое он поведал о
жизни богов (будто бы даже дал им имена; во всяком случае так хорошо
их знал, что не раз указывал на тождество традиционно различаемых
богов). Говорил о едином Боге и о "всекормилице, матери бессмертных",
в которой узнается Матерь Мира. Подробно рассказывал об эволюции
мира, в том числе о мировом яйце, возникшем из Хаоса. Уделял большое
внимание мифу о разрывании Диониса на части (причем, если Прокл не
приписал О-ю, речь шла именно о семи частях души) и последующем
соединении частей Аполлоном - образ процесса перевоплощений? Он и
прямо провозглашал бессмертие перевоплощающейся души при смертности
тела. Говорил о расплате за долги или блаженной награде при жизни в
теле и после нее, то есть, по сути, о карме. Говорил, что возможна
жизнь уединенная, с особыми духовными практиками, очищающая, которая
может освободить от круга реаинкарнаций, то есть о пути к нирване.
Существует иной высший мир. Человек имеет божественное происхождение
и станет Богом. Велико сходство О-я с Кришной. В раннем христианстве
иногда отождествлялся с Христом.
"Что же касается до Еноха, Тота или Гермеса, О-я
и Кадмуса, то все они являются именами собирательными, ветвями и
ответвлениями семи первоначальных Мудрецов - воплощенных Дхиан
Коганов... которые наставили человечество всему, что оно знало..."
(ТД2-335). "У евреев Идрис стал "Енохом", который... "был первым
изобретателем письменности", книг, искусств, наук, и первым, кто
привел в систему движение планет. В Греции его называли О-м и, таким
образом, он изменял свое имя сообразно с каждой народностью... О. -
обладатель семиструнной Лиры... что обозначает семеричную тайну
Посвящения" (ТД2- 664-5).