Маковский Сергей Константинович
(15/27.8 или
7.1877, Петербург,-13.5.1962, Париж) - искусствовед, литературный и
художественный критик, поэт, издатель, редактор книжных изданий,
мемуарист. "...талантливый, так много сделавший для искусства...
владеет и слогом, и языками, имеет накопленные знания" (ЛД-23.10.40).
Сын академика живописи, передвижника, и таким
образом с детства приобщился к миру искусства. С 1885 г. часто бывал
за границей. Закончил реальное училище (1896) и
физико-математический факультет Петербургского университета (1900;
учился вольнослушателем и на юридическом). В 1990-6 гг. работал
младшим делопроизводителем в Отделении свода законов Государственной
канцелярии. С 1898 г. стал публиковать искусствоведческие статьи и
вошел в группу "Мир искусства". В 1903 г. сотрудничал в газете
"Страна". В 1904 г. был художественным редактором и консультантом
"Журнала для всех". Один из основателей и редакторов журналов "Старые
годы" (с 1907; как и Н.К.) и "Русская икона" (1913). Входил в Совет
Общества изучения древнерусской живописи. Редактор и издатель журнала
"Аполлон" (1909-17), куда привлек многих великих деятелей культуры.
При редакции устраивались музыкальные вечера и выставки; сюда
перекочевала из "башни" В.И. Иванова "Поэтическая академия" (которую
посещал и Н.К. Рерих, знакомый с С.К. со времени учебы в Академии
художеств), преобразовавшись в Общество ревнителей художественного
слова, администратором и членом президиума которого стал С.К. В 1908
г. организовал "Салон" живописи, рисунка, скульптуры и архитектуры.
На основе своих статей С.К. выпустил три тома
"Страниц художественной критики" (1906-13). Организовывал
художественные выставки, в том числе "Мира искусства" в Париже
(1910), на которой были работы Н.К., и не состоявшуюся персональную
Н.К. (1917 г.). Вместе с Н.К. состоял в Обществе защиты и сохранения
в России памятников искусства и старины, был в нем секретарем. Н.К.,
вместе с С.К. и А.В. Румановым, где-то около 1904 г. собрали
"Содружество" — группу писателей и поэтов. "Просуществовало оно не
так долго, но создало хорошую дружбу, оставшуюся на долгие годы, и
посейчас" (ЛД-[1937]). "Содружество" издало, среди прочего, первое
"Собрание стихов" С.К. (1905), один из томов художественной критики и
его совместный с Н.К. сборник "Талашкино". Речь о творчестве Н.К.
"Дух древней Руси в современном искусстве", прочитанная им 4.7.1905 в
Англо-русском обществе в Лондоне, была издана брошюрой - первая
книга, посвященная Н.К. С.К. - один из авторов каталога персональной
выставки Н.К. 1906 г. в Праге. В 1906-8 гг. С.К. преподавал всеобщую
историю искусств в Школе ОПХ, где имел большой успех, владея живой
речью.
В апреле 1917 г. С.К. уехал в Крым, откуда
эмигрировал в Прагу (был там 2.8.1921 избран председателем Союза
русских писателей и журналистов, в 1922-4 гг. состоял заместителем;
участвовал в создании журнала "Искусство Славян" (и стал его
редактором) и литературного кружка "Далиборка"; устраивал выставки),
затем в Берлин. В 1922 г. вышли три его книги, в том числе "Силуэты
русских художников", включающая два очерка о Н.К. Крайне тяжело
переживал эмиграцию. С 1925 г. жил в Париже. С того же года
соучредитель и вице-президент общества "Икона". В 1926-32 гг.
заведующий литературно-художественным отделом эмигрантской газеты
"Возрождение" (Рерихи ее иногда получали). Около 1932 г. состоял в
правлении Общества друзей русской книги. После войны председатель
Объединения русских писателей. Редактировал журналы "Дело" и
"Встреча". В 1949-59 гг. председатель редколлегии издательства
"Рифма". Сотрудничал с различными изданиями русской эмиграции
нескольких стран. Издал 8 сборников своих стихов и 2 книги мемуаров.
В 40-е годы стал "советофилом", 12.2.1945 вместе с другими
эмигрантами посещал советского посла.
Автор нескольких статей о Н.К. Живопись Рериха
С.К., кроме нескольких ранних картин, любил, называл Н.К. гением, но
некоторые его похвалы - "медвежьи услуги". В последних статьях (1956)
клеветал на Н.К.