Лосский Николай Онуфриевич / Nicholas/Nicolas Lossky
(6/18.12.1870, дер. Креславка Витебской губ.,-24.1.1965,
Париж) - философ, педагог, автор почти трех десятков книг и сотен
статей. Друг Н.К. Рериха, поддерживавший отношения с рериховскими
организациями.
Познакомились они не ранее осени 1894 г., когда
Н.О. поступил на историко-филологический факультет, и не позднее, чем
во время подготовки к изданию "Литературного сборника студентов
Петербургского университета" (вышел в 1896 г.), когда Н.О. был одним
из авторов и членом редакционной комиссии, а Н.К. - иллюстратором
сборника. "После университета у меня в мастерской... собирался очень
ценный кружок - Л., Метальников (см. - сост.), Алексеев, Тарасов...
Бывали хорошие беседы, и до сих пор живет связь с Л-м..."
(ЛД-[1937]). Н.К. как гость, выступавший иногда с докладами, появился
в этой группе (философском кружке, образованном около 1894 г.) еще в
студенческие годы. Н.К. упоминал Н.О. не раз, в том числе в
ЛД-4.7.1940.
С детства Н.О. пытался писать рассказы, однако
читать предпочитал книги научные. Из гимназии был исключен "за
пропаганду атеизма и социализма", с лишением права где-либо учиться,
после чего пытался получить высшее образование за границей. С декабря
1889 г. жил в Петербурге. Востоковед К.Ф. Голстунский сходил к
министру и добился разрешения Н.О. учиться в России. Репетитором для
восстановления в гимназии был будущий великий египтолог Б.А. Тураев.
Потом помогал еще один крупный востоковед - А.М. Позднеев. Если к
этим фактам добавить опору Н.О. в философских построениях в
дальнейшем на восточные концепции, то естественно напрашивается мысль
о его предшествовавших воплощениях на Востоке.
Н.О. окончил естественно-научное отделение
физико-математического факультета (поступил в 1891 г.,
специализировался по психофизиологии) и историко-филологический
факультет (1894-8) Петербургского университета, где был оставлен при
кафедре философии. Преподавать начал в 1896 г. - в Институте принца
Ольденбургского, в гимназии Стоюниной, в 1900 г. стал приват-доцентом
в университете, а кроме того читал лекции на курсах Лесгафта,
Бестужевских женских, Раева, вел логику в Александровском лицее, в
1920 г. прочел курс в Народном университете. До 1905 г. занимался
также переводами философских книг.
В 1903 г. защитил магистерскую диссертацию.
Быстро вышел в число ведущих русских философов. В 1905 г. был избран
председателем петербургского Союза приват-доцентов, лаборантов и
ассистентов. Состоял в партии кадетов. Некоторое время был членом
правления Религиозно-философского общества. В 1921 г. стал
соредактором вскоре закрытого философского журнала "Мысль". Около
1920 г. приобщился к христианству. Осенью 1921 г. был уволен из
университета "за идеализм", а 16.8.1922 арестован и 15.11 выслан из
страны. Поселился 13.12 в Праге, преподавал там в Русском народном
(свободном) университете. Некоторое время возглавлял философское
отделение Русского научного института в Белграде. С 14.4.1942 жил в
Братиславе, был профессором философии университета им. Я.-А.
Коменского. В 1945 г. уехал в Париж, в 1946 г. - в США. В 1947-50 гг.
профессор философии в Свято-Владимирской (Русской) духовной академии
в Нью-Йорке. Жил в Лос-Анджелесе, продолжая писать книги и статьи. С
1955 г. во Франции. С 1960 г. проживал в Русском доме для
престарелых в Париже.
Особенно много занимался теорией познания,
называя свою версию теории интуитивизмом. Доказывал возможность
воспринимать истину не по копиям, субъективным и плотным, а
непосредственно. По его онтологической теории, ценность есть
органическое единство существования и смысла, определяющее отношение
к абсолютной полноте жизни. Абсолютная положительная ценность имеет
характер безусловного добра для любого субъекта. Бог - всеобъемлющая
и первичная самоценность, абсолютная полнота бытия. Н.О. разработал
координационную теорию восприятия (переживания одного деятеля
существуют для других). Метафизическую свою систему называл
органическим идеал-реализмом, утверждая происхождение "реальных"
пространственно-временных событий из идеального невременного и
непространственного бытия. Защищал и разрабатывал учение о
перевоплощении (метаморфозисе) субстанциальных деятелей (аналогичны
монадам Лейбница), как развитии (в стремлении к абсолютной полноте
бытия, к полному восприятию даров благодати Божьей) деятелей от
электрона до человеческого типа жизни и выше, например, в форме
общественного сознания, - именовал это метафизикой иерархического
персонализма. Смерть рассматривал как расторжение союза деятелей
разных уровней иерархии, когда связь исчерпывает возможности. Тела
разрушаются, но деятели и их опыт вечны. Материальные (просто
конкретные) события становятся причинами других событий только
благодаря преобразующим мир деятелям (идеально-конкретные, они имеют
доступ к основе временных процессов и могут осуществлять связь
времен). Во главе всего ставил сподвижницу Христа Софию, не
принимающую участия в грехопадении, - в ней легко узнается Матерь
Мира. Обосновывал органическое единство - мира (природы) в целом,
человека и мира, разделов философии и др. В философских изысканиях
касался этики, эстетики, психологии. Среди множества его книг -
"История русской философии", "Характер русского народа" и
"Воспоминания".
По опубликованным на русском языке работам нельзя
понять, каково было отношение Н.О. к Востоку, теософии и Агни-Йоге.
Похоже, сложное, поскольку он иногда от Востока открещивался (так,
накануне впадения в слабоумие в 1960 г. написал статьи против
индуистского учения об Атмане и против буддизма), однако идеи
заимствовал, подавая их в западном стиле. Особенно любопытна в этом
смысле работа "Учение о перевоплощении" (М.: Прогресс, VIA, 1992). Он
считал, что сумел обосновать теорию применительно к христианству.