Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Лосский Николай Онуфриевич / Nicholas/Nicolas Lossky

Лосский Николай Онуфриевич / Nicholas/Nicolas Lossky

(6/18.12.1870, дер. Креславка Витебской губ.,-24.1.1965, Париж) - философ, педагог, автор почти трех десятков книг и сотен статей. Друг Н.К. Рериха, поддерживавший отношения с рериховскими организациями.

Познакомились они не ранее осени 1894 г., когда Н.О. поступил на историко-филологический факультет, и не позднее, чем во время подготовки к изданию "Литературного сборника студентов Петербургского университета" (вышел в 1896 г.), когда Н.О. был одним из авторов и членом редакционной комиссии, а Н.К. - иллюстратором сборника. "После университета у меня в мастерской... собирался очень ценный кружок - Л., Метальников (см. - сост.), Алексеев, Тарасов... Бывали хорошие беседы, и до сих пор живет связь с Л-м..." (ЛД-[1937]). Н.К. как гость, выступавший иногда с докладами, появился в этой группе (философском кружке, образованном около 1894 г.) еще в студенческие годы. Н.К. упоминал Н.О. не раз, в том числе в ЛД-4.7.1940.

С детства Н.О. пытался писать рассказы, однако читать предпочитал книги научные. Из гимназии был исключен "за пропаганду атеизма и социализма", с лишением права где-либо учиться, после чего пытался получить высшее образование за границей. С декабря 1889 г. жил в Петербурге. Востоковед К.Ф. Голстунский сходил к министру и добился разрешения Н.О. учиться в России. Репетитором для восстановления в гимназии был будущий великий египтолог Б.А. Тураев. Потом помогал еще один крупный востоковед - А.М. Позднеев. Если к этим фактам добавить опору Н.О. в философских построениях в дальнейшем на восточные концепции, то естественно напрашивается мысль о его предшествовавших воплощениях на Востоке.

Н.О. окончил естественно-научное отделение физико-математического факультета (поступил в 1891 г., специализировался по психофизиологии) и историко-филологический факультет (1894-8) Петербургского университета, где был оставлен при кафедре философии. Преподавать начал в 1896 г. - в Институте принца Ольденбургского, в гимназии Стоюниной, в 1900 г. стал приват-доцентом в университете, а кроме того читал лекции на курсах Лесгафта, Бестужевских женских, Раева, вел логику в Александровском лицее, в 1920 г. прочел курс в Народном университете. До 1905 г. занимался также переводами философских книг.

В 1903 г. защитил магистерскую диссертацию. Быстро вышел в число ведущих русских философов. В 1905 г. был избран председателем петербургского Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов. Состоял в партии кадетов. Некоторое время был членом правления Религиозно-философского общества. В 1921 г. стал соредактором вскоре закрытого философского журнала "Мысль". Около 1920 г. приобщился к христианству. Осенью 1921 г. был уволен из университета "за идеализм", а 16.8.1922 арестован и 15.11 выслан из страны. Поселился 13.12 в Праге, преподавал там в Русском народном (свободном) университете. Некоторое время возглавлял философское отделение Русского научного института в Белграде. С 14.4.1942 жил в Братиславе, был профессором философии университета им. Я.-А. Коменского. В 1945 г. уехал в Париж, в 1946 г. - в США. В 1947-50 гг. профессор философии в Свято-Владимирской (Русской) духовной академии в Нью-Йорке. Жил в Лос-Анджелесе, продолжая писать книги и статьи. С 1955 г. во Франции. С 1960 г. проживал в Русском доме для престарелых в Париже.

Особенно много занимался теорией познания, называя свою версию теории интуитивизмом. Доказывал возможность воспринимать истину не по копиям, субъективным и плотным, а непосредственно. По его онтологической теории, ценность есть органическое единство существования и смысла, определяющее отношение к абсолютной полноте жизни. Абсолютная положительная ценность имеет характер безусловного добра для любого субъекта. Бог - всеобъемлющая и первичная самоценность, абсолютная полнота бытия. Н.О. разработал координационную теорию восприятия (переживания одного деятеля существуют для других). Метафизическую свою систему называл органическим идеал-реализмом, утверждая происхождение "реальных" пространственно-временных событий из идеального невременного и непространственного бытия. Защищал и разрабатывал учение о перевоплощении (метаморфозисе) субстанциальных деятелей (аналогичны монадам Лейбница), как развитии (в стремлении к абсолютной полноте бытия, к полному восприятию даров благодати Божьей) деятелей от электрона до человеческого типа жизни и выше, например, в форме общественного сознания, - именовал это метафизикой иерархического персонализма. Смерть рассматривал как расторжение союза деятелей разных уровней иерархии, когда связь исчерпывает возможности. Тела разрушаются, но деятели и их опыт вечны. Материальные (просто конкретные) события становятся причинами других событий только благодаря преобразующим мир деятелям (идеально-конкретные, они имеют доступ к основе временных процессов и могут осуществлять связь времен). Во главе всего ставил сподвижницу Христа Софию, не принимающую участия в грехопадении, - в ней легко узнается Матерь Мира. Обосновывал органическое единство - мира (природы) в целом, человека и мира, разделов философии и др. В философских изысканиях касался этики, эстетики, психологии. Среди множества его книг - "История русской философии", "Характер русского народа" и "Воспоминания".

По опубликованным на русском языке работам нельзя понять, каково было отношение Н.О. к Востоку, теософии и Агни-Йоге. Похоже, сложное, поскольку он иногда от Востока открещивался (так, накануне впадения в слабоумие в 1960 г. написал статьи против индуистского учения об Атмане и против буддизма), однако идеи заимствовал, подавая их в западном стиле. Особенно любопытна в этом смысле работа "Учение о перевоплощении" (М.: Прогресс, VIA, 1992). Он считал, что сумел обосновать теорию применительно к христианству.