Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Лихтман Эстер (Эсфирь) / Esther J. Lichtmann

Лихтман Эстер (Эсфирь)

Лихтман Эстер (Эсфирь) / Esther J. Lichtmann (26.2.1892, Каменец-Подольский,-17.7.1990, Purdys, Westchester County, NY) - преподаватель музыки Института Объединенных Искусств, сотрудник Корона Мунди, вице-президент Общества Друзей Музея Рериха, член Правления Музея, президент Женского Союза при Нью-Йоркском обществе Рериха. Сестра Мориса Лихтмана. Журналистка, автор статей рериховской тематики и книги о Н.К. (1932; псевдоним - Жан Дювернуа / J. Duvernois). Член эзотерического Круга, "Свидетельница" - до тех пор пока не предала Иерархию Света в 1935 г. "Ояна". "Ента", "Иента", "Иентуся" и т.п. Эпитеты Е.И. для нее: "Огненный Человечек", "Огненный помощничек", "воительница", затем - "Одержимая", "Белокурая", "Главная предательница". Прирожденный медиум, что и стало предпосылкой падения. Практиковала автоматическое письмо. Имела некоторое тонкое видение.

Ее история примечательна не столько ее заслугами, сколько ужасным одержанием и предательством. Трое из Круга, видимо, высокоразвитые духи, раз были допущены к великим делам, "вдруг", после помощи американским рериховским учреждениям, разрушили почти все созданное. Конечно же, не вдруг: Э. Л. и Хорши-Леви "...многократно предательствовали, и особенно Белокурая - четырежды предала она смерти меня и мужа моего (в прошлых воплощениях - сост.)... На сей раз она была допущена, ибо страстно стремилась искупить свою вину перед Великим Владыкой. Великое доверие было оказано ей, но ярая не выдержала и... допустила одержание и совершенно подпала под власть темных сил, но уже безвозвратно" (П/Ам-27.5.52).

О ее воплощениях: "Удящин... Ояна - финка в XVIII веке в Финляндии... учительница Тавастов. Учила считать и молиться" (Дн-11.8.21), "...была... Женою Хараб-Мелеха. Правителя Самарии" (Дн-12.4.22; возможно, не о ней), "...была дочерью Акбара... Приемной..." (Дн-8.9.29), "Верной ученицей жены Акбара" (Дн-22.8.29). Ещее об одном см. далее.

Стала активным членом рериховского Круга сразу, как приехала в США из Швейцарии с помощью Л. Хорша. Глубины и творчества, впрочем, в ее деятельности явно недоставало. Например, в управлении Женским Союзом: "Вся деятельность этого Отделения сводилась за прошлые годы к нескольким лекциям и концертам. То есть оно только повторяло деятельность Общ[ества] имени Р[ериха], тогда как я видела в этом "Единении Женщин" идею всемирного объединения для поднятия уровня женского сознания во всех странах, для утверждения женских прав..." (П/П-9.12.35).

В сентябре 1923 г. в Париже забрала для Америки новые записи Учения. Гостила у Рерихов в Индии со второй половины мая 1929 г. по конец сентября 1931 г. и в это время участвовала в переводах Учения на английский, помогала Н.К. как секретарь, вникала в Учение. Увезла законченную книгу "Иерархия", посетила с поручениями Париж и Брюгге, исполнила роль вестника.

"Ояна так стремится как можно больше впитать, что приходится обзывать ее жадной. Чудесный дух своим горением дает такую радость..." (П/П-5.8.29). "Ее общительность, и энтузиазм, и преданность Учению, знание языков делают ее незаменимой... Считаю ее своей истинной ученицей... радуюсь росту ее сознания. Она многое вместила... Любуюсь, как она трогательно относится ко всему, касающемуся до Учения и Учителя. Да, там, где слезы восторга, там трансмутация близка... много разных болей, но она радуется... Видения Ояны были замечательны, истинно, она свидетельница. Владыка дал ей жемчужину, которую она хранит в сердце..." (П/П-7.1.30). "Энтузиазм, который она носит в сердце, будит людей... Она горит желанием расширить свои знания, пополнить его во всех областях, чтобы иметь возможность говорить с различными специалистами..." (П/П-24.2.30). "...принадлежащее место Ояне есть место Свидетельницы всего идущего и совершаемого на духовном и физическом плане и ведущей точные рекорды (записи - сост.). Свидетельницей плана Владык может быть только дух, живущий всем сердцем и справедливой оценке которого Владыки могут доверять. Конечно, эти годы Ояна была далека от понимания высокого значения и ответственности своей миссии, но сейчас она в ней утвердилась и приедет возрожденной" (П/П-1.8.30). В Круге ей была отведена роль сердца. И для развития всевмещения (а у нее было, например, отмечено льстивое пристрастие к Н. Хорш) и других операций исцеления духа она была приглашена в Ашрам Рерихов. За два года были достигнуты большие успехи.

"Ояна и Порума, обе утвержденные сестры Братства, своим устремлением открыли путь к Башням... Они будут заведовать Шрайн (Святилищем - сост.) и порядком Общения... Все тетради, копии писаний Учения должны храниться в Шрайн" (П/П-24.8.30). "Ояночка вполне понимает всю неотложность сроков для успеха и сумеет сказать твердое слово в защиту фокуса и всех дел. Радостно наблюдаю ее находчивость и твердость в беседах с людьми. И что особенно дорого, это отсутствие легкомыслия и зоркость в отношении малых деталей, из которых часто слагаются впоследствии большие затруднения. "Сотрудник сердца", - так называет ее Владыка..." (П/П-30.6.31). "...наша Ояна не раз проявляла красоту героизма. Как родственница Лавуазье (Сорвен, по Дн-3.9.31, - сост.), она была казнена вместе с ним. И сейчас она не боится непомерной ноши, зная радость лучей, озаряющих подвиг духа" (П/П-13.9.31).

Второй раз она приехала к Рерихам в Индию 1.1.1934, после Третьей конференции Пакта Рериха, во многом успешной благодаря ей. Занималась переводом писем Е.И. на английский. "...приезд Ояны сюда на этот раз был вызван необходимостью очищения ее ауры, ввиду уже обнаружившейся опасности вторжения в ее ауру чуждого влияния. Лучи Ашрама многое устранили, но лечение это, как я теперь понимаю, было затруднено многими условиями и, прежде всего, конечно, состоянием ее духа, питаемого чувством недружелюбия ко многим сотрудникам. Так, лечение не было успешно" (П/Ам(4)-17.9.35). "Одержание... произошло, как только Ояна вступила на почву Ам[ерики]" (П/П-14.8.35).

Уехала Э. Л. 4.2.1935 на подписание странами Америки Пакта 15 апреля, а также для переговоров в Швеции о нобелевской премии Н.К. Рериху, и должна было вскоре вернуться, видимо, для дополнительного лечения ауры. "Мой Огненный Человечек едет к Вам на помощь, ибо многое что нужно сдвинуть... Кроме того, ей, как инициатору и устроителю Вашингтонской Конвенции, подобает присутствовать на этом великом событии. Прошу Вас, родные, выявить всю теплоту сердца, всю устремленность и встретить Огненного Человечка как Посланную Владыкой и мною. Явите ей, родные, полное сотрудничество, ибо, истинно, она будет моей представительницей... Явите всю заботу и, главное, не мешайте ей действовать..." (П/Ам-18.1.35).

Такое доверие было похоже на испытание со стороны Великого Владыки. "Когда Э. Л. во время своего пребывания в Индии узнала о том, что я состою в переписке с г. Уолласом, то совместно со своими соучастниками она решила, что ей необходимо вернуться в Америку и присутствовать на торжестве подписания Пакта в Вашингтоне и для успеха дел подойти ближе к Уолласу. Для этого она испросила у меня рекомендательное письмо для себя и четы Хорш к Уолласу, что я, в полном доверии, и сделала" (П/Н-17.3.36).

Вернулась в Нью-Йорк 6.3. Быстро обнаружилось, что под видом сообщений от Владыки Э. Л. распространяет внушения иерофанта зла, ловко использовавшего ее порочные страсти. "Самоутверждение этой особы может пагубно отразиться на делах. Очень уж хочется ей усесться на неподобающее ей место и всюду, где только возможно, намекнуть и выдать себя за непосредственное звено с Первоисточником" (П/П-6.6.35). "Явилась мысль захватить в свои руки все водительство... Тон писем резко изменился, из подобострастно-восторженного стал наставительным... замечательно определение, данное Вл[адыкой] М. этому типу... "Agent Provocator"!.. Ложь, лицемерие и огромное тщеславие, жажда власти" (П/П-13.6.35). "Знаю я, откуда происходят указания... Имя этого руководителя страшное... и он уже не раз посещал, ибо доступ ему не был закрыт... враг свил себе гнездо в центре дел" (П/Ам(4)-2.8.35). "Все оскорбления и глум... есть внушение Конрада... Никогда не думала я, что Ояна может так легко подпасть под его влияние. Но дух не устоял. Честолюбие и властолюбие на почве исключительной привязанности к Логвану создали благоприятную почву для его посевов" (П/Ам(4)-15.8.35). "...приближение медиума Ояны с ее одержателем пагубно повлияло на [Поруму] и Логвана, и дух их не устоял" (П/Ам-1.10.35). "...приезд О[яны] поднял все низкие чувства и усилил ярость" (П/П-13.6.35). "Те совершенно подпали под ее влияние и признали ее водительство и ее нового Гуру..." (П/П-24.7.35). Сыграла, как можно предположить по Дн-26.7.24, роль еврейская ненависть к русским. "Конечно, корень зла в Ояне. Именно она внесла заразу одержания, хотя если бы почва в тех двух не была благоприятна, то зараза не свила бы гнезда" (П/Ам-15.10.35).

Действия Э. Л. были исключительно разрушительные: она попыталась закрыть Европейский Центр, дезинформировала Уоллеса и вписала в письмо Е.И. к Рузвельту темное добавление, а затем сама снабжала президента "посланиями", утверждая, что Е.И. утеряла связь, внушала ненависть к Рерихам и к сохранившим преданость членам Круга, вносила всяческий раздор, клеветала и т.д. Книга Э. Л. о Рерихе была сожжена.

"Вспоминается мне печальный эпизод во время первого пребывания Ояны в нашем Ашраме. Эпизод этот порвал первые нити между нею и мною. Случилось это приблизительно в феврале 31-го года, когда ею было получено письмо... о крахе банка, где лежали ее деньги. Известие это очень потрясло ее. Мы с Н.К. старались ее успокоить и подбодрить. Немного погодя, когда она пришла ко мне и снова начала говорить о своей потере, я заметила ей, что нам, приближенным к Владыке, непристойно так уж печаловаться о потере денег. Все, что нам нужно, посылается. На это она ответила: "Владыка где-то далеко, а нам всем придется кончать жизнь в poor-house"... С этого момента началось постепенное отчуждение... Вероятно, мысли о poorhouse не оставили ее и настолько укрепились в мозгу, что она решила принять все меры, чтобы обеспечить себя. Конечно, если мы чувствуем, что "Владыка где-то далеко", то можно ли ожидать духовного подъема и продвижения! Мысли о самообеспечении, конечно, должны были потушить пламень сердца. Ибо они несовместимы со Служением. Первое условие для вступающего на путь Служения есть полное предоставление самого себя и всего своего имущества Владыке. Так корыстолюбивые мысли открыли доступ всем нападкам тьмы, и началось постепенное падение духа, окончившееся страшным предательством. Ужасно подумать, что, имея все книги Учения, они ничего не впитали. И Ояна, любившая говорить о преданности до последней черты и о Непомерной Ноше, именно, первая не выдержала, споткнулась и несется сейчас в страшную бездну. Еще раз мы видим, как все слова и уверения - ничто. Лишь в бою и в час нужды проявляем мы свою истинную сущность. Так, испытание не было выдержано... Вспоминается мне, как еще в 23-ем году при отъезде Ояны из Парижа в Нью-Йорк было Сказано ей: "О мяч судьбы! Куда попадешь и куда отскочишь? Свет тебе начертан - успей, мяч, долететь! Удержи лукавое вращение!" Она тогда очень обеспокоилась этим. И, как видите, уже тогда было отмечено ее лукавое вращение. Тогда же я видела ее изнемогающей под возложенной на себя ношей. Истинно, ноша предателя дел Владыки непомерна..." (П/Ам-12.11.35).

Еще одним пороком Э. Л., затянувшим в бездну, была ее лживость. В Индии она была замечена в том, что обрезала конец полученной телеграммы, а из письма Хорша-Леви вытерла невыгодные для себя слова и вписала другие. Ложь перед Центром Истины! Пример ее поучителен.

После ездила с Л. Хоршем в фашистскую Германию. Умерла инвалидом в доме престарелых (т.е. в poorhouse, как она себе и предсказала или, похоже, запрограммировала).