Леонардо да Винчи / Leonardo Da Vinci
(15.4.1452,
с. Анкиано ок. г. Винчи,-2.5.1519, Кло-Люс, Франция) - воплощение
Н.К. Рериха (см. П/П-14.6.35). Самый разносторонний из гениев эпохи
Возрождения, способный и к теоретическим обобщениям, и к конкретной
практике, в высшей мере наблюдательный и изобретательный. Живописец,
скульптор, архитектор, инженер, исследователь, изобретатель-пророк,
писатель, музыкант, импровизатор (поэт и певец). Проявил себя и как
педагог (в художестве).
Сын нотариуса (как и Н.К.). Воспитывался больше у
бабушки и дяди. С детства отлично рисовал и лепил. В 1469 г. был
отдан учеником в мастерскую художника Андреа Вероккьо (во Флоренции),
занимавшегося также музыкой и математикой. В 1472 г. Л. был записан в
цех художников, но до 1476 г. работал вместе с Вероккьо, выполняя
фрагменты работ. Быстро превзошел учителя. В январе 1478 г. получил
первый крупный заказ (образ Мадонны), но работал медленно, и заказ
был передан другому. Работать подолгу над одной картиной вообще было
характерно для Л. всю жизнь. Его относительно мало интересовала
карьера художника, но гораздо больше - наука, познание.
Л. интенсивно изучал науки и технику, так что в
1482 г. предложил свои услуги в качестве военного инженера,
гидротехника, архитектора, скульптора и живописца правителю Милана
Лодовико Сфорца (Моро). До 1499 г. жил в Милане. Занимался
строительством каналов, кремля и собора. Сооружал движущиеся
конструкции, проекты декораций, костюмы и маски для праздников. Начал
проектировать летательные аппараты на мускульной и пружинной тяге.
Рисовал эскизы гигантской конной статуи, разрабатывал вспомогательные
технические приспособления, выставил даже глиняную версию, пока не
было металла для отливки, но ее вскоре разрушили вражеские солдаты.
Выполнил ряд гениальных картин, причем в "Мадонне в скалах" первый
изобразил человека в единстве с пейзажем. Рисунок, выполненный
5.8.1473, считается первой работой эпохи Возрождения, специально
посвященной пейзажу. Пейзаж для фона сюжетных картин выбирал обычно
горный, что может символизировать высший, "горний" мир или духовность
персонажей.
Кроме картин, писал фрески и иллюстрировал книгу
Луки Пачоли "О божественной пропорции". Рисунки его - не просто
черновики-"почеркушки", но произведения великого графика, высоко
ценимые в наше время. Открыл для живописи некоторые цветовые эффекты
и оказался величайшим мастером sfumato - "рассеивания", воздушной
перспективы, оптического эффекта пространства, при котором резкие
очертания смягчаются. Исторически его рассматривают как подытожившего
опыт кватроченто и заложившего основы Высокого Возрождения (отсчет
оного ведут с его фрески "Тайная вечеря" 1495-8 гг.). Заявлял, что
"живопись призвана открывать невидимое, спрятанное в теле видимых
предметов, и запечатлевать его с помощью кисти".
Изготовил необычную лютню из конского черепа,
оправленного серебром, и одержал, играя на ней, победу над всеми
музыкантами. Выступал как музыкант-импровизатор, чудесно пел, сочинял
сонеты и баллады. Показал себя в свете блестящим собеседником,
рассказчиком и оратором, сочинял фацеции (или фацетии, - вид
анекдота) и "пророчества" (загадки в изобретенной им форме
пророчеств; пророчества те обычно имели ярко "апокалиптическую"
окраску, но отгадки к ним были очень простые: "Видно будет, как
мертвые носят живых" (повозки и корабли); "Видно будет, как высокие
стены больших городов опрокинулись в свои рвы" (отражение в воде
рвов)), импровизировал стихи, был крайне остроумен. Писал также
басни (среди персонажей были вещества) и афоризмы, да и рабочие
заметки, например, описания природы, обладали художественными
достоинствами.
Из-за войны пришлось Милан покинуть. В
последующие годы Л. часто переезжал, больше всего времени проводя во
Флоренции, Милане и Риме; занимался научными, инженерными и
живописными работами. В портрете моны Лизы дель Джокондо дошел до
предела совершенства художественной техники портрета. Общался с папой
римским. В 1516 г. уехал во Францию, где король Франциск Первый
предоставил ему замок для жилья и пенсию.
Занимаясь искусствами, Л. всегда искал лучшие
технические решения, для чего изучал теоретические науки, начиная с
математики, ставил опыты и изобретал новые химические составы или
механические устройства. Для живописи и скульптуры интенсивно и
творчески изучал анатомию и оптику, для архитектурных работ -
строительную механику и сопротивление материалов (расчеты в этой
области - его новшество), внося свой вклад даже в математические
формулы. В архитектурных проектах имеются изобретения, среди которых
особенно оригинальны экологические. Составлял проекты планировки
городов. Предлагал турецкому султану построить мост через бухту
Золотой Рог. Сохранилось огромное количество его заметок и рисунков,
посвященных особо любимому им движению воды (подмеченных им видов
такового - десятки).
Ставил опыты в области акустики (например,
музыкального резонанса). Изучал магнетизм, световые и тепловые
процессы. Положил начало теории волн. Исследовал законы различных
видов движения твердых тел, жидкостей и газов (изучая движения тел в
воздухе и воде, особенно птиц и насекомых, пытался перевести это в
механические конструкции - теперь это "новая" наука бионика;
например, предложил перчатки-ласты для рук с удлиненными пальцами и
перепонками, как у гуся), равновесия, трения (определил его
коэффициент на два столетия раньше Амонтона), гидростатики
(предвосхитил закон Паскаля середины XVII века), первый определил
центр тяжести пирамиды, открыл закон инерции, предложил теорию
скорости. Изучал химию красок, лаков и металлов. В ботанике открыл
филлотаксис до Броуна (1658), описал гелиотропизм и геотропизм,
корневое давление, движение соков, способы определения возраста
растений и др. Именно он первый стал рассматривать ботанику как
самостоятельную биологическую дисциплину. В анатомии первый сосчитал
правильно число позвонков и изобразил форму позвоночника, впервые
описал ряд костей и нервов. Первый описал клапан правого желудочка
сердца, носящий ныне его имя. Создал систему изображения органов и
тела в целом в поперечном разрезе. Основоположник научной анатомии
Везалий опирался на идеи Л., и за это был даже обвинен в плагиате.
Занимался Л. и физиологией, например, высказал ряд предположений об
антагонизме мышц и процессе зрения. Правильно объяснил пепельный свет
Луны, высказал ряд замечательных идей в астрономии (в частности,
говорил о гелиоцентризме и множественности миров, вероятно, под
влиянием Пифагора), метеорологии, геофизике, океанографии, геологии
(различные динамические процессы) и палеонтологии (создал теорию
окаменелостей).
Пробовал составить учебник элементарной
геометрии, справочник по латинской грамматике, латинско-итальянский
словарь и толковый словарь итальянского языка. Л. всегда стремился
систематизировать полученные знания и собственные открытия в разных
областях, для чего планировал сотни книг, брался собирать материалы
по темам, но так и не завершил ни одной книги - отвлекался на
очередные новые исследования и открытия. Потомки пытались обобщать
сохранившиеся записи, и первое, что было собрано - трактат о
живописи, - оказал громадное влияние на художников. Научные и
технические работы Л. были оценены через столетия, когда его
прозрения были переоткрыты.
Мало своих технических идей Л. успел воплотить в
материале (к тому же не хватало средств на это), но если судить по
заметкам-проектам, он изобрел (или, может быть, пророчески предвидел)
вертолет, парашют, аэроплан (подобный летучей мыши), устройства для
хождения по воде, водолазный аппарат, подводную лодку, танк,
корабль-броненосец, паровое ружье, многоствольное орудие,
напоминающее "катюшу", разрывной снаряд (то, что в конце 18-го века
изобрел Генри Шрапнель), применение ядовитых газов, дымовую завесу
(это при том, что самые разрушительные военные изобретения скрыл,
считая войну "самым зверским из безумий"; впрочем, его изобретения и
так не внедрялись), переносные разборные дома, мельницу с подвижной
верхней частью, особые машину для кручения ниток, самопрялку,
стригальный для сукна станок и насос с центрифугой, различные
подъемные механизмы, будильник на основе водяных часов, автоматически
крутящийся вертел, цепную передачу, автоматическую загрузку бумаги
под пресс, машину для пробивания дыр и чеканки монеты, машины для
производства металлических винтов, изготовления напильников и
заострения игл, необычные сверлильную и прокатную машины, анемометр,
пропорциональный циркуль, приборы для вычерчивания парабол и эллипсов
и многое другое. Экспериментировал с красками и грунтовкой (и, как и
у Рериха, это привело к разрушению замечательной фрески). Находят у
него прообразы даже автомобиля. Имеется неправдоподобно точный
рисунок велосипеда. А в одной из загадок можно видеть прозрение о
телефоне. Таким образом, он предвидел, "ясновидел" будущее развитие
техники. Географические карты он изображал не как его современники,
а как сейчас: вид прямо сверху, указание градации высот красками от
зеленой до коричневой.
Исследовал движения атлетов. Стрелял из лука, был
прекрасным пловцом, фехтовальщиком и наездником, обладал богатырской
силой. Был вегетарианцем. Писал и обычно, и справа налево, зеркально.
Разработал для себя особый режим сна. В заметках часты указания с
обращением к себе на "ты", и это различение исполнителя и
волеуказателя можно объяснить как Указания свыше.
Строил свое мировоззрение исходя в первую очередь
из наук, включая алхимию (учение о стихиях). Знания и умения черпал
не из чужих книг, а через изучение природы, из "простого и чистого
опыта, который есть истинный учитель". "Опыт не ошибается, ошибаются
только суждения наши". Писал об особом значении математики, о
"разумном основании" природы, в изобретениях которой нет ни
недостатков, ни лишнего и действия которой совершаются кратчайшим
образом, о целостности организма и т.д. В его литературных
произведениях часты этические высказывания. Все это позволяет
называть его еще и философом. Разрабатывал психологию восприятия и
творчества. Размышлял об отношениях духа и тела.
Л. и Рерих - оба гениальные живописцы, оба
совмещали художественные (по нескольку областей) и научные занятия,
имели дар синтеза, оба смелые новаторы и идеалисты, оба любили горы,
оба были пророками.