Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Кришна

Кришна

- аватар(а) (божественное воплощение; индусами считается восьмым) Вишну (см.), высочайшего из известных человечеству Иерархов Света, или, что по сути одно и то же, высочайшего Иерарха Белого Братства планеты Земля Майтрейи. Наивысшего в Индии вместо "Вишну", что более корректно по мифологической системе, часто называют "К-й".

"...воплощения Рамы и К-ы, Творца Бхагавад Гиты - воплощения Владыки Майтрейи... И Рама, и К. в Индии считаются воплощениями, или Аватарами, Вишну. К. есть Проявленный Бог индусов" (П/Ам-7.6.34). "...Бхагаван Шри К... жил почти за 7 тысяч лет до нашего времени" (П/П-22.6.34, см. также Дн-29.5.34). "...Великий Облик... Собирателя Вед, Пуран и Махабхараты..." (П/П-8.8.34), "...духовного Учителя и царственного строителя жизни..." (П-28.12.35), "...Светлого Бога Солнца, однажды жившего Героя и Обновителя" (ТД1-30). "...Совершенны[й] Пев[ец]" (Дн-21.1.38).

"...К. есть воплощенное Солнце (Вишну), солнечный Бог... он убил Див-сефида, Белого Дьявола..." (ТД2-510). "Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, К. и Калия, Озирис и Тифон, все они едины под разными именами... Михаил и Красный Дракон, и Св. Георгий и его Дракон..." (ТД2-475). "Дионисий един с Озирисом, К-ю и Буддою, небесным Мудрецом и с идущим (десятым) Аватаром, Прославленным Духовным Христом (Christos), который освободит страдающего Крестос (Chrestos) - человечество или Прометея от его страданий. Это, как говорят браминские и буддийские легенды, отзвучащие и в учении Зароастра и ныне в христианстве (в последнем лишь иногда) произойдет в конце Кали Юги" (ТД2-525).

"...ошибочно сведение, что К. утверждал браманизм. Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древнейшие времена самой высокой... Так и К. был царского рода и сам был царем, и все Его Учение проникнуто благородным мужественным духом и даже кульминировало в форму прекраснейшей поэмы, посвященной великой Битве на Поле Курукшетра. Все легенды о К-е как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на свирели в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии и получило начало среди племен дравидского происхождения" (П-9.8.37).

Игнорируя сказания о пастухе, остается обратиться к великой эпической поэме "Махабхарата", как к источнику, дающему сведения о жизни царя К-ы (при этом надо не все понимать буквально и сознавать, что за тысячелетия устной передачи текст многократно вырос и накопилась путаница). В этой драме К. не только "актер", но и "режиссер", а также "комментатор" свершившихся событий в свете истины о дхарме (высшей законности и долге) и карме (воздаянии по справедливости). Да и "сценарист", с поправкой на свободную волю других "актеров". Как "актер", он играет роль одного из царей, ясновидца, мудрого советника, дипломата, установителя справедливости, уничтожителя зла.

Значительная часть из 18 книг посвящены 18-дневной битве 18 армий на поле Курукшетра, и в эти дни К. - военный советник пандавов и водитель колесницы Арджуны, то есть избирающий и осуществляющий маневры движения важнейшего из воинов. Битва эта была кульминацией перехода от Двапара-юги ("медного" века) к Кали-юге ("железному", "черному"), "жертвоприношение", и именно К. возвестил о перемене эпох и организовал очищение, смерть уходящей юги. Вишну-Сохранитель в такие времена сохраняет из форм мира лишь самое чистое, достойное вечной жизни или хотя бы продолжения жизни в следующей эпохе: "...в Вишну Пуране сказано... "В конце... Вишну принимает... аспект Рудры, Разрушителя, [Шивы] и объединяет все свои творения с собою... Хари, Разрушитель всего сущего, который есть Пламень Времени, Калагни, сжигает, наконец, Землю"" (ТД1- 458-9).

Имя "К." переводится как "иссиня-черный", и выбор такого имени связан с наступлением черной Кали-юги. В поэме его часто отождествляют с Вишну и вместо имени "К." употребляются имена и эпитеты, напоминающие о более ранних воплощениях Вишну и его качествах: Нараяна, Говинда (вепрь, разыскавший Землю в глубинах океана и поднявший ее), Упендра ("младший Индра", пятое воплощение карликом, отнявшим у асуров для богов два мира из трех), Бхагаван ("Господь"), Бхагаван Пурушоттама (Высочайший Пуруша, начало мироздания), Адхокшаджа ("поддерживающий ось мира"), Хари ("Уносящий (грехи?)"; см. также выше версию Е.П. Блаватской), Ачьюта ("Нетленный, неколебимый"), "Предвечный", "Вечно новый", "Тот, чей Атман труднодостижим", "Покровитель миров", "Творец и Разрушитель, Первопричина и распадение миров", "Сокрушитель демона Мадху". Еще имена-эпитеты: Вишваксена ("обладающий всепроникающим войском"), Хришикеша ("властитель своих органов чувств"), Джанардана ("побуждающий людей" или "устрашающий враждующих"), Кешава ("пышноволосый", либо здесь речь о происхождении из волоса Вишну), Пундарикакша ("Лотосоглазый"; слово это в самой поэме переводят "пребывающий в своем мире нетленно", то есть имеет место игра слов), "Носитель раковины, диска и палицы" (здесь речь о раковине Панчаджанья, добытой у демона Панчаджаны и своим звуком устрашающей врагов), "Владетель лука Шарнга (сделанного из рога)", "сокрушитель [демона] Кеши(на)" и др.

Отца К-ы зовут Васудевой, и самого К-у часто называют так же, но с "ударением"- удлинением на первом гласном. Это имя в сказании переводят как "вмещающий всех богов"; однако там же (а также в "Вишну-пуране") даются любопытные переводы-трактовки его, казалось бы, по биографии, родовых имен. Например, К-у часто называют Мадхавой, что обычно переводят как "потомок Мадху", но в трактовке имена предка и демона-тезки ассоциируются с "Мадхья" - "середина".

Мать К-ы, Деваки, - "прообраз римско-католической Мадонны, является позднейшей антропоморфированной формою Адити. Последняя есть Богиня-Матерь или Дэва-Матри семи Сыновей (шести и семи Адитиев, ранних Ведических времен); Дэваки, матерь К-ы, имеет шесть эмбрионов, внедренных в чрево ее Джагад-дхатри, "Кормилицей Мира", седьмой же К., Логос, перенесен в лоно Рохини" (ТД2-661). Рохини - еще одна жена Васудевы, мать Баларамы, старшего брата К-ы. Балараму тоже считают аватарой Вишну, иногда именно его перечисляя как восьмое воплощение; К-у при этом выделяют особо - как полное воплощение, более чем аватару. Прозвища Баларамы близки по значению к "пахарю".

Родился К. в Гокуле, около города Матхуры (ныне Муттра в штате Агра). Будучи младенцем, подвергался нападениям демонов, но победил их всех. В дальнейшем К. лично бился с существами не от мира сего или с агрессивными царями. Часто мотивом поединков с царями было возвращение кому-нибудь неправедно отнятого, в том числе власти. Царь Шальва летал на управляемой мыслью Саубхе и возглавлял войско дайтьев и данавов, которые классифицируются как древние титаны или асуры, владевшие магией. Все это очень напоминает расу атлантов (см. Рама). Настиг и поразил К. Шальву вместе с его воинами, когда Саубха, летающий "город", находился над океаном, после нападения на столицу К-ы.

Большая битва-побоище 33 годами ранее имела пролог. Бог Агни решил на смене эпох-юг уничтожить, вместе с его животным населением, лес Кхандава, охраняемый царем богов Индры, и призвал на помощь в этом деле К-у и Арджуну. Сначала Арджуна получил лук Гандива, созданный Брахмой, которым он уже владел в воплощение Нарой, два неистощимых колчана и колесницу, созданную божественным зодчим мира Вишвакарманом, с впряженной в нее четверкой белых коней. К-е Агни дал метательный диск (чакру) Сударшану - огненное оружие, массово разящее и возвращающееся к пославшему его. Похоже, что этот диск символизировал колесо времени, ведь именно Вишну-К. был владыкой эпох. Бог Варуна подарил К-е палицу Каумодаки, сокрушающую дайтьев. После этого Агни приступил к сожжению леса, которое длилось 6 дней, а К. и Арджуна в основном отражали нападения Индры и других божественных и полубожественных существ, пытавшихся мешать. Сам Индра лил потоки воды и метал камни и скалы, но потом смирился с неизбежностью и даже одарил героев. Арджуна попросил все виды оружия, а К. - вечную дружбу с Арджуной.

Арджуну называют часто "вторым К-й", он считается частичным воплощением К-ы - ситуация, аналогичная более раннему парному воплощению Нары и Нараяны. Имя переводят как "светозарный, яркий". Его называют в поэме "всепобеждающий", "завоеватель богатств", "испытывающий отвращение (к недостойным поступкам)", "увенчанный диадемой-короной" (врученной ему Индрой), "наилучший из знатоков оружия" и т.д. Он владел божественными видами оружия, особенно часто используя лук Гандиву, действие стрел которого характеризовалось как сжигание. Учился управлению высшими видами оружия и получил их от богов он в мире Индры (его отца), где выполнял работу по уничтожению демонов. Одержал блистательные победы и в земном мире, иногда один (точнее, с незримой высшей помощью) поражая целые армии. По сюжету поэмы он один из братьев-пандавов, муж сестры К-ы.

В "Махабхарате" есть еще два "К-ы". Упоминается мудрец-отшельник К.-Двайпаяна Вьяса, дед кауравов и пандавов, оформитель Вед, основоположник Веданты, автор нескольких пуран и "Махабхараты". Но приведенную выше цитату из П/П-8.8.34 (а также из П/П-4.11.35: "...К. - творец "Бхагавад Гиты" (часть "Махабхараты" - сост.), Риши Виаса - Собиратель Вед...") можно понимать так, что это тот же самый К., в поэме намеренно выделенный особо, либо же он был частичным воплощением К-ы, проявившимся чуть раньше главного. В пользу тождества говорит перевод имени Двайпаяна - "Островной": столица царя К-ы Дварака (Дваравати) располагалась на острове, временно поднятом Океаном. Схожи два К-ы и в функциях советников, разъяснителей сути событий и миротворцев.

Почти так же ("К.", но с "ударением"-удлинением на втором гласном), зовут в поэме и Драупади, общую жену пяти братьев-пандавов - вероятно, и в ней мощно воплотилась какая-то энергия К-ы. Ее считают воплощением богини красоты Шри.

К. - двоюродный брат и друг пандавов, которые родились в Гималаях от пяти богов и считались частичными воплощениями этих богов. Но в смысле земном они были младшими по статусу двоюродными братьями ста братьев кауравов. Им была выделена пустынная (северная) часть общих владений, но вскоре они подчинили и другие страны и очень разбогатели. Много помогал им К.: он велел пощаженному во время лесного пожара зодчему асуров волшебнику Майе выстроить небывало прекрасный дворец собраний в основанной пандавами столице Индрапрастхе (ныне Дели; место же было выбрано в районе, очищенном от леса Кхандавы), а затем освободил 86 царей, и те после этого вошли в подчинение пандавам, точнее, старшему среди них Юдхиштхире, "царю справедливости". Были совершены походы на четыре стороны света; войска вели остальные четыре брата, причем Арджуна - на север. Любопытно здесь сходство с китайским крестом сторон света и одновременно пятерки стихий (земля в центре). В "Махабхарате" братья прямо сравниваются со стихиями (земля, вода, воздух, огонь и эфир-акаша). Здесь, видимо, отражено соответствие сторон и стихий богам.

Предводитель кауравов Дурь(й)одхана ("Трудноодолимый" или "Лихо сражающийся") был могучим воином, но большим злодеем. Он весьма напоминает "Хозяина Земли" Люцифера. Завидуя успехам пандавов, не желая отдавать власть (над "всей Землей"), он подбрасывал в постель пандавам змей, а в пищу им яд, пытался утопить и сжечь; жульничеством при игре в кости добился лишения их всего имущества и изгнания в лес на 12 лет, а после того года жизни в миру неузнанными. Лишение власти по уговору было временно, и пандавы, чтобы не потерять совсем положенные им полцарства, выполнили условия. Но жадный вор Дурьодхана не захотел ничего отдавать, затеял войну, в которой погубил все свое войско (за исключением трех человек) и все войско пандавов (остались лишь семеро: пятеро пандавов, К. и его возница, великий воин Сатьяки), сам же погиб последний. В 11-й книге приводится разговор Земли с небожителями: из-за Дурь(й)одханы, "хранителя земли", частичного воплощения демона раздоров Кали, сойдутся на Поле Куру воины и истребят друг друга железным оружием, и сгинет тяжкая ноша Земли. Здесь очень ясные указания на очищение планеты перед наступлением новой эпохи.

Оставшиеся и получившие после битвы власть семеро (причем не раз сказано о их божественности) выглядят как те Высшие Духи, которые одни остаются в активном сознательном состоянии на время пралайи, разделяющей эпохи-манвантары. Далее в поэме (пример путаницы из-за "соавторов") указывается, что погибли не все даже участники битвы, но утверждение о единственных уже сделано. Переход совершался всего лишь между югами - фазами великого цикла, так что пралайи, с положенной тотальной "выбраковкой" физических тел людей здесь, по идее, быть не должно; впрочем, в "Махабхарате", как и в других мифах о "концах света", утверждения о всеобщей гибели можно понимать не в физическом смысле, а в более тонком. Может иметься в виду не только удаление с планеты физических оболочек, но и переселение духов на другие миры, причем руководящие эволюцией духи остаются. А оболочки (несколько трансформированные) могут заселять духи с других миров.

Когда стороны готовились к битве, собирая "все" народы мира (упоминаются не только индийские, но и, например, греки) для участия в ней, К. пытался решить дело миром (то есть вернуть полцарства без войны), а также предоставил право сторонам выбрать в качестве союзника либо его самого (при этом обещал не сражаться в бою, поскольку в одно мгновение один мог уничтожить всех врагов), либо его войско пастухов-нараянов. Арджуна, понимавший мощь мысли, выбрал К-у, а темный разумом Дурьодхана - воинов. В решающие дни, по словам поэмы, К. проявил себя как "корень дерева закона", а Арджуна - как "ствол". В другом месте (пока не переведенном на русский, так что обратимся за цитатой к "Тайной Доктрине") приводится образ Древа Жизни и Бытия, растущего "корнями вверх и ветвями вниз. Корни изображают Высшую Сущность или Перво-причину, Логоса; но следует устремиться за пределы этих корней, чтобы слиться с К-ю, который, говорит Арджуна, "Превыше Брамана, и Перво-Причина... Непреходящий! Ты - и Бытие и Не-Бытие, Неизреченно То, что за пределами их". Его ветви суть... высочайшие Дхиан-Коганы или Дэвы. Веды - его листья (ср. образ Листов Сада Мории - сост.). Лишь тот, кто поднялся выше корней, никогда не вернется, т.е., не воплотится вновь в течение этого Века Брамы" (ТД1- 501-2).

В ходе битвы К. указывал добрым средства уничтожения злых, советовал, как преодолеть, казалось бы, непреодолимое, например, утвержденные богами заклятия врагов. Также выяснилось, что задолго до сражения он уничтожил тех особо мощных злодеев, которые могли повернуть результаты битвы в пользу темных сил. В одном из последних эпизодов К., чтобы защитить остатки армии, принял на себя мощь нескольких видов божественного оружия.

Позднее в междоусобице было истреблено родное племя К-ы. Через 36 лет после битвы, когда К. медитировал в лесу, он был убит стрелой в пятку охотником с "говорящим" именем Джара ("старость"). После этого Арджуна обнаружил, что имевшееся у него божественное оружие более не действует.

Философское Учение К-ы рассеяно по "Махабхарате", но основное ядро его входит в шестую книгу как "Бхагавадгита". На русском языке недавно опубликовано множество переводов Гиты, один другого лучше, так что пересказывать здесь эти сокровища мудрости будет лишним.