Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Кордашевский Николай Викторович

Кордашевский Николай Викторович

(1877, Петербург или возле Каунаса,-1945) - участник Центрально-Азиатской экспедиции с 28.7.1927 по 25.4.1928 (начальник конвоя). "Чахембула (его эзотерическое имя - сост.) - для защиты от псов" (Дн-11.1.26). Литовский помещик, полковник. Автор нескольких неопубликованных книг (мистический роман, повесть, биографии русских художников) и заметок в русских эмигрантских газетах. Писал под псевдонимом "Николай Декруа/Декроа" ("Nicolas Decrois"). В 1999 г. издан его дневник "С экспедицией Н.К. Рериха по Центральной Азии". После экспедиции написал также статью "Ашрамы Махатм", пьесу "Карма" и "Особую биографию Н.К. Рериха". Была его публикация "Русский гонец (Об одной настоящей книге)" в журнале "Москва" (Чикаго), N 1 за 1929 г., - отзыв на книгу Г.Д. Гребенщикова.

Принадлежал к военной династии, учился в кадетском корпусе. Служил в царской армии. Был заместителем командира конной охраны императрицы. Будучи офицером связи, 15.5.1917 был направлен военным атташе в Тегеран в англо-индийскую армию, куда потом поступил на службу. Попал в Британскую Сибирскую военную миссию, в октябре 1918 г. был переведен в белую гвардию. С января 1919 г. жил в Пекине (возможно, также в Харбине и Шанхае). Увлекся буддизмом, вынашивал планы попасть в Тибет, встретился с Хутухтой - буддийским священником высочайшего ранга, получил от него охранную грамоту и танку с изображением Зеленой Тары (Ориолы). В 1922 г. приехал в Литву (замок Раудонес под Каунасом). В августе 1923 г. в Париже, где обучался тогда оккультным наукам, подошел к Н.К. и вызвался сотрудничать. Эта встреча была предопределена: в Нью-Йорке С.М. Шафран еще до того услышала свыше его имя из прошлого воплощения - Чахембула (был темником - крупным военачальником - при Тамерлане, воплощении Ю.Н. Рериха).

Вскоре, в декабре 1924 г., Н.В. еще раз встретился с Н.К. в Берлине. После этого вернулся в Литву и занялся работой в World Service: распространяет "Зов", "Озарение", книги Н.К., пытается торговать чаем, выращивает в своем имении табак и т.д. Создает Религиозно-философский кружок. Получает указания от Н.К. на будущее. Переписывается с Нью-Йорком. В июне 1925 г. ему было послано кольцо ученика от Н.К. Заинтересовался историей костюма, кинематографией. Учредил в Ковно Технический кооператив, объединивший литовских инженеров. Читает много на разных языках. Готовится к экспедиции: ищет сведения о Тибете, изучает монгольский, прокладывает маршрут. 17.2.1927 выезжает, в Китае организует свой караван и присоединяется к большому. Проходит с экспедицией тибетскую часть пути.

Н.В. была уготовлена и более значительная миссия (по крайней мере, он так считал), но План с такой формой его участия не был реализован. И он растерялся, стал метаться. Расставание не было просто паузой из-за объективных препятствий для намеченной программы, но было вызвано поведением Н.В. "...ученик, уже приблизившийся, произнес недопустимую формулу и оказал неуважение к звену, связующему его с Высшим Иерархом, и был отослан..." (П/П-14.6.34). Под иерархическим звеном здесь, надо полагать, подразумеваются и Зеленая Тара Ориола, и Белая Тара Е.И. (см. заметку о Жанне Д'Арк). "...был одержан и воображал себя завоевателем Азии и еще многое другое. Мне удалось с помощью Владыки избавить его от одержани Но Вы знаете, что опасность возврата одержания продолжается тысячу дней. После этого избавления мы скоро с ним расстались, ибо он был отослан Владыкой на пять лет на испытание, но он не понял, в чем состояло это испытание, и сразу же нарушил данное ему Указание и тем лишил нас возможности протянуть ему руку помощи. Пока что нам запрещено с ним сноситься" (П/П-8.8.34).

К мыслям о своем величии Н.В. могли подталкивать такие записи: "Чахембула подымет знамя в Монголии. Гуру явится на пути, и Хутухта на соборе провозгласит начало новой кальпы" (Дн-10.7.24).

"Главное, чтоб идея великого полководца обратилась в идею великого работника" (Дн-23.2.26).

Из Индии Н.В. едет в Ватикан, намереваясь заняться объединением религий. Жил в Тунисе и Палестине. Читал проповеди и лекции по эзотерическому христианству. "Разрешаю Чахембуле возложить на себя трудный подвиг священства" (Дн-17.11.27). "Скажем полковнику: Ты мог быть комендантом города Знания; мог бы учить молодых дисциплине, но ты наложил на себя подвиг самодисциплины для погашения древнего костра. Труд может истинно украсить тебя. Восполни пробелы сознания и умения"" (Дн-14.3.28).

Яркий пример милосердия Махатм и Тар: Владыка долго не отстранял его от дел, хотя он во время зимнего стояния экспедиции получил одержание, вел себя дико и больше мешал, чем помогал, - не отлучался благодаря тому, что сохранял в сознании преданность Владыке; Е.И. неустанно заботилась о нем, хотя именно он, в воплощение англичанином, помощником начальника тюремной охраны, Вильямом Тальботом, предал ее в ее воплощение Жанной Д'Арк, "привел на костер", вместо того, чтобы увидеть в ней божественность и пойти на сотрудничество. Когда шел суд над Жанной, Тальбот был во Франции в "качестве уполномоченного Англии при заключении мира" (Дн-6.3.28), "принял участие в пленении" (Дн-31.7.27). "...очень опасный дух владел им, когда он вел дочь Матери Мира на сожжение. Поручение подвига женщины было нарушено им. Снова этот дух пытается ему помешать вознести чашу искупления" (Дн-3.9.27).

"Сестра О[риола] передает: "Тальбот, ты в третий раз произнес свою губительную формулу. Ею ты проводил меня после первого допроса. Ее ты шепнул жене Хана, и теперь ты ее повторил девочке, которая лицом похожа на Жанну Д'Арк. У твоего друга Кулодея радость. Прими тяжкий путь искупления, через пять лет снова можешь назвать А[ллал]-М[инга] Учителем, если донесешь крест и чашу. "Я первый предам тебя на костер", - сказал Тальбот Жанне Д'Арк. Теперь запомни эти слова, чтобы очистить себя. Запомни и другие слова, которые сказал Тальбот женщине: "Довольно простора около очага", - когда укорял Меня за подвиг. Теперь пойми значение женщины за пределами очага. Теперь прими заслуженный крест и трудись!.."" (Дн-29.11.27).

Его ситуация - поучительный урок действия закона кармы. Е.И. писала: "Помните, в "Агни-Йоге" сказано: "Сложивший костер ненависти должен будет наклониться за каждым углем" (точнее в АЙ-114: "Карма действия не может быть исчерпана бездействием. Сложивший костер сожигания Истины должен нагнуться за каждым углем. Заповедь справедливости не горит и не тлеет, она вспыхивает нежданно и сожигает твердыни препятствий" - сост.). Истинно, должен будет искупить каждый "уголек". Между прочим, это было сказано Тальботу, предателю Жанны д'Арк, когда Карма свела его снова с его жертвой и старая ненависть под влиянием допущенного им одержателя яро вспыхнула в нем, чтобы поникнуть под воздействием луча его жертвы. Несчастный человек, мечтавший о тиаре униатского епископа и легкой, роскошной жизни, связанной с этим саном, умер на нищенском одре церковного сторожа в Иерусалиме, но уже неся в сердце облик освободительницы и охранительницы своей (бывшей жертвы его). Конечно, следующий путь его будет уже много лучше, и, возможно, что он сможет стать полезным и самоотверженным тружеником в служении человечеству" (П/Ам-28.6.48).

Другие воплощения: Сайтумен ("Египетский жрец. Наблюдатель движения звезд для определения часов богослужений. Подстрекаемый женщиной, проник в тайны Храма, для него закрытые. Казнен за это через утопление"); "...был противником Колумба при флоте" (Дн-24.3.28); "Также Удрая, Логван и Чахембула служили в конном отряде брата незнакомца, но мало догадывались об истинной личности своего начальника" (Дн-27.12.24).