Кордашевский Николай Викторович
(1877, Петербург
или возле Каунаса,-1945) - участник Центрально-Азиатской экспедиции с
28.7.1927 по 25.4.1928 (начальник конвоя). "Чахембула (его
эзотерическое имя - сост.) - для защиты от псов" (Дн-11.1.26).
Литовский помещик, полковник. Автор нескольких неопубликованных книг
(мистический роман, повесть, биографии русских художников) и заметок
в русских эмигрантских газетах. Писал под псевдонимом "Николай
Декруа/Декроа" ("Nicolas Decrois"). В 1999 г. издан его дневник "С
экспедицией Н.К. Рериха по Центральной Азии". После экспедиции
написал также статью "Ашрамы Махатм", пьесу "Карма" и "Особую
биографию Н.К. Рериха". Была его публикация "Русский гонец (Об одной
настоящей книге)" в журнале "Москва" (Чикаго), N 1 за 1929 г., -
отзыв на книгу Г.Д. Гребенщикова.
Принадлежал к военной династии, учился в
кадетском корпусе. Служил в царской армии. Был заместителем командира
конной охраны императрицы. Будучи офицером связи, 15.5.1917 был
направлен военным атташе в Тегеран в англо-индийскую армию, куда
потом поступил на службу. Попал в Британскую Сибирскую военную
миссию, в октябре 1918 г. был переведен в белую гвардию. С января
1919 г. жил в Пекине (возможно, также в Харбине и Шанхае). Увлекся
буддизмом, вынашивал планы попасть в Тибет, встретился с Хутухтой -
буддийским священником высочайшего ранга, получил от него охранную
грамоту и танку с изображением Зеленой Тары (Ориолы). В 1922 г.
приехал в Литву (замок Раудонес под Каунасом). В августе 1923 г. в
Париже, где обучался тогда оккультным наукам, подошел к Н.К. и
вызвался сотрудничать. Эта встреча была предопределена: в Нью-Йорке
С.М. Шафран еще до того услышала свыше его имя из прошлого воплощения
- Чахембула (был темником - крупным военачальником - при Тамерлане,
воплощении Ю.Н. Рериха).
Вскоре, в декабре 1924 г., Н.В. еще раз
встретился с Н.К. в Берлине. После этого вернулся в Литву и занялся
работой в World Service: распространяет "Зов", "Озарение", книги
Н.К., пытается торговать чаем, выращивает в своем имении табак и т.д.
Создает Религиозно-философский кружок. Получает указания от Н.К. на
будущее. Переписывается с Нью-Йорком. В июне 1925 г. ему было послано
кольцо ученика от Н.К. Заинтересовался историей костюма,
кинематографией. Учредил в Ковно Технический кооператив, объединивший
литовских инженеров. Читает много на разных языках. Готовится к
экспедиции: ищет сведения о Тибете, изучает монгольский, прокладывает
маршрут. 17.2.1927 выезжает, в Китае организует свой караван и
присоединяется к большому. Проходит с экспедицией тибетскую часть
пути.
Н.В. была уготовлена и более значительная миссия
(по крайней мере, он так считал), но План с такой формой его участия
не был реализован. И он растерялся, стал метаться. Расставание не
было просто паузой из-за объективных препятствий для намеченной
программы, но было вызвано поведением Н.В. "...ученик, уже
приблизившийся, произнес недопустимую формулу и оказал неуважение к
звену, связующему его с Высшим Иерархом, и был отослан..."
(П/П-14.6.34). Под иерархическим звеном здесь, надо полагать,
подразумеваются и Зеленая Тара Ориола, и Белая Тара Е.И. (см.
заметку о Жанне Д'Арк). "...был одержан и воображал себя завоевателем
Азии и еще многое другое. Мне удалось с помощью Владыки избавить его
от одержани Но Вы знаете, что опасность возврата одержания
продолжается тысячу дней. После этого избавления мы скоро с ним
расстались, ибо он был отослан Владыкой на пять лет на испытание, но
он не понял, в чем состояло это испытание, и сразу же нарушил данное
ему Указание и тем лишил нас возможности протянуть ему руку помощи.
Пока что нам запрещено с ним сноситься" (П/П-8.8.34).
К мыслям о своем величии Н.В. могли подталкивать
такие записи: "Чахембула подымет знамя в Монголии. Гуру явится на
пути, и Хутухта на соборе провозгласит начало новой кальпы"
(Дн-10.7.24).
"Главное, чтоб идея великого полководца
обратилась в идею великого работника" (Дн-23.2.26).
Из Индии Н.В. едет в Ватикан, намереваясь
заняться объединением религий. Жил в Тунисе и Палестине. Читал
проповеди и лекции по эзотерическому христианству. "Разрешаю
Чахембуле возложить на себя трудный подвиг священства" (Дн-17.11.27).
"Скажем полковнику: Ты мог быть комендантом города Знания; мог бы
учить молодых дисциплине, но ты наложил на себя подвиг самодисциплины
для погашения древнего костра. Труд может истинно украсить тебя.
Восполни пробелы сознания и умения"" (Дн-14.3.28).
Яркий пример милосердия Махатм и Тар: Владыка
долго не отстранял его от дел, хотя он во время зимнего стояния
экспедиции получил одержание, вел себя дико и больше мешал, чем
помогал, - не отлучался благодаря тому, что сохранял в сознании
преданность Владыке; Е.И. неустанно заботилась о нем, хотя именно он,
в воплощение англичанином, помощником начальника тюремной охраны,
Вильямом Тальботом, предал ее в ее воплощение Жанной Д'Арк, "привел
на костер", вместо того, чтобы увидеть в ней божественность и пойти
на сотрудничество. Когда шел суд над Жанной, Тальбот был во Франции в
"качестве уполномоченного Англии при заключении мира" (Дн-6.3.28),
"принял участие в пленении" (Дн-31.7.27). "...очень опасный дух
владел им, когда он вел дочь Матери Мира на сожжение. Поручение
подвига женщины было нарушено им. Снова этот дух пытается ему
помешать вознести чашу искупления" (Дн-3.9.27).
"Сестра О[риола] передает: "Тальбот, ты в третий
раз произнес свою губительную формулу. Ею ты проводил меня после
первого допроса. Ее ты шепнул жене Хана, и теперь ты ее повторил
девочке, которая лицом похожа на Жанну Д'Арк. У твоего друга Кулодея
радость. Прими тяжкий путь искупления, через пять лет снова можешь
назвать А[ллал]-М[инга] Учителем, если донесешь крест и чашу. "Я
первый предам тебя на костер", - сказал Тальбот Жанне Д'Арк. Теперь
запомни эти слова, чтобы очистить себя. Запомни и другие слова,
которые сказал Тальбот женщине: "Довольно простора около очага", -
когда укорял Меня за подвиг. Теперь пойми значение женщины за
пределами очага. Теперь прими заслуженный крест и трудись!..""
(Дн-29.11.27).
Его ситуация - поучительный урок действия закона
кармы. Е.И. писала: "Помните, в "Агни-Йоге" сказано: "Сложивший
костер ненависти должен будет наклониться за каждым углем" (точнее в
АЙ-114: "Карма действия не может быть исчерпана бездействием.
Сложивший костер сожигания Истины должен нагнуться за каждым углем.
Заповедь справедливости не горит и не тлеет, она вспыхивает нежданно
и сожигает твердыни препятствий" - сост.). Истинно, должен будет
искупить каждый "уголек". Между прочим, это было сказано Тальботу,
предателю Жанны д'Арк, когда Карма свела его снова с его жертвой и
старая ненависть под влиянием допущенного им одержателя яро вспыхнула
в нем, чтобы поникнуть под воздействием луча его жертвы. Несчастный
человек, мечтавший о тиаре униатского епископа и легкой, роскошной
жизни, связанной с этим саном, умер на нищенском одре церковного
сторожа в Иерусалиме, но уже неся в сердце облик освободительницы и
охранительницы своей (бывшей жертвы его). Конечно, следующий путь его
будет уже много лучше, и, возможно, что он сможет стать полезным и
самоотверженным тружеником в служении человечеству" (П/Ам-28.6.48).
Другие воплощения: Сайтумен ("Египетский жрец.
Наблюдатель движения звезд для определения часов богослужений.
Подстрекаемый женщиной, проник в тайны Храма, для него закрытые.
Казнен за это через утопление"); "...был противником Колумба при
флоте" (Дн-24.3.28); "Также Удрая, Логван и Чахембула служили в
конном отряде брата незнакомца, но мало догадывались об истинной
личности своего начальника" (Дн-27.12.24).