Гермес / Hermes
Гермес / Hermes - серия воплощений Майтрейи (см.
П/П-16.7.35, 18.11.35, Дн-10.11.34). Е.П. Блаватская пишет так: "У
египетских гностиков, именно, Тот (Г.) был главою Семи" (ТД2-675),
"...имя Тот-Г. есть имя нарицательное... не есть личное имя
какого-либо живущего человека, но общий титул многих Адептов"
(ТД2-265), "...это родовое название, подобное... применяемому ныне -
"теософ"... На самом деле Тот-Г. есть просто персонификация голоса
(священного учения) жреческой касты Египта, голоса Великих
Иерофантов" (статья "Алхимия в XIX столетии"), "Что же касается до
Еноха, Тота или Г-а, Орфея и Кадмуса, то все они являются именами
собирательными, ветвями и ответвлениями семи первоначальных Мудрецов
- воплощенных Дхиан Коганов или Дэв... которые наставили человечество
всему, что оно знало, и чьи самые ранние ученики приняли имена своих
Учителей... Все они были изобретателями азбуки... все они продолжают
жить и являются первыми Посвятителями в Мистерии и Основателями их"
(ТД2-335), "...существовали пять Г-в - или, вернее, один, который
появился, как некоторые Ману и Риши, в нескольких различных
личностях" (ТД2-460).
Таким образом, "Г." - коллективное имя Белого
Братства, но в первую очередь его главы. Владыка Майтрейя включает в
себя все семь лучей Братства и подразделения этих лучей, потому
некоторые его имена использовались у многих членов Братства как титул
Посвященного, Учителя, Брата. Так, есть много "герметических
текстов", приписанных одному Г-у, но фактически составленных многими
личностями. Особенно известны "Изумрудная скрижаль" и "Пэмандр".
На русском языке издано практически полное
собрание герметических текстов египетского происхождения ("Г.
Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада". К.-М., 1998).
Кроме естественной связи с греческими гностиками (греки вообще многое
заимствовали у египтян), обнаруживается почти дословное сходство,
например, с "Дао Дэ Цзин". Более всего освещаются темы о Творении и
эволюции Мира (космогонии), об эволюции человека, о высшем Боге и его
энергиях в Природе, о меньших богах и других существах, о небесных
воздействиях и стихиях, о Благе, добродетелях и пороках, об уме,
душах, духе, о рождении, жизни и смерти, о времени и вечности, о
Провидении, Судьбе, Необходимости и Порядке. Есть астрологические,
алхимические и магические тексты.
Г.-Тот для египтян и их учеников греков был
секретарем и советником Изиды, Отцом Мудрости, отцом математики,
астрономии, медицины, Трисмегистом ("Триждывеличайшим"),
"направляющим Разумом Вселенной" (ТД1-843), являлся почти точным
эквивалентом греческого Меркурия, который "...есть Будх, Мудрость,
Озарение и "Пробуждение" в божественную Науку" (ТД1-586), "...есть
"Посланник" своего Отца Юпитера, Мессия Солнца... "Толкователь" -
Слово, Логос или Глагол... Гений, вызыватель душ... восстанавливает
зрение умственное и физическое" (ТД2-680). "Нэбо, древнейший Бог
Мудрости в Вавилонии и Месопотамии, был тождественен индусскому Будха
и Г-у - Меркурию греков... был "надсмотрщиком" среди семи Планетарных
Богов; и будучи олицетворением Сокровенного Учения, он был Набин,
ясновидец и пророк... был великим Божеством Творящим... создателем
Четвертой и также Пятой Расы" (ТД2-572).
Кроме перечисленного, Г. у греков считался сыном
Зевса и Майи; проводником в потусторонний мир, "проводником снов",
насылавшим сновидения соответственно божественной воле, богом путей,
покровителем путешественников, разрешителем любых уз, изобретателем
некоторых музыкальных инструментов. В мифах помогал героям. А о Тоте
можно добавить, что он был богом счета, письма и языков, владыкой
времени (как сердце Солнца и бог Луны (?), уточнил календарь, вел
счет дням, месяцам и годам, срокам жизни людей, вел летописи и
протокол взвешивания душ на высшем суде), изображался обычно с
головой птицы ибиса. Среди его эпитетов - "повелевающий земле",
"утвердивший небо и землю своими изречениями", "царь книг", "царь
правды", "творящий правду Ра (Солнца)", первенец Ра", "князь богов",
"глава людей".