Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Григорьев Борис Дмитриевич / Boris Grigorieff/-ev

Григорьев Борис Дмитриевич / Boris Grigorieff/-ev

(11/23.6 или 7.1886, Москва или Рыбинск,-7 или 8.2.1939, Кань-сюр-Мер, Франция) - живописец и график, литератор, преподаватель. С 1913 г. (официально с 1917(?)) член объединения "Мир искусства" (в том числе зарубежного в 1921-7). Автор портрета Н.К. Рериха (1917) и статей о нем (1920, 1922). Н.К. не раз упоминал Б.Д., в том числе посвятил специально ему "листы" (ЛД-28.7.37 и 9.3.39). Встречались они до 1934 г. в России и США.

Окончив гимназию (1899), учился в Московской практической академии коммерческих наук, а в 1903-7 гг. - в Строгановском художественно-промышленном училище (Москва), весной–летом 1913 г. - в академии Гранд Шомьер (Париж), потом поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств (декабрь 1907-13). Начал выставлять работы в 1909 г. Вошел в Студию импрессионистов; был близок и другим течениям, но "ярлыка" какого-то из них не имел. Показал себя крайне трудолюбивым и виртуозным рисовальщиком. Иллюстрировал книги. Публиковал рисунки в журналах "Сатирикон", "Новый Сатирикон" и др. (псевдонимы: Б. Г-р и Б. Козерог). В 1915-16 гг. расписывал стены артистического кабаре "Привал комедиантов", выступал там и как поэт. Оформлял постановки вечеров и спектаклей. В 1918 г. оформлял празднование годовщины революции, был уполномоченным наркомпроса, преподавал в Свободных художественных мастерских (бывшее Строгановское училище). В сентябре 1919 г. при содействии А.В. Луначарского эмигрировал, сначала через Финляндию в Берлин, а с весны 1920 г. жил в основном во Франции (первая персональная выставка там прошла в галерее Якова Поволоцкого - того, который издавал книги Учения). В 1927 г. купил землю возле Ниццы, построил виллу "Борисэлла".

Недовольство было хронической чертой его характера, и желаемого за границей он не нашел, хотя и имел славу и деньги. Например, в 1926 г. писал В. Каменскому: "...я всю жизнь был давим и гоним буржуями и сволочью. А если уехал, так из любви к живописи - надо ведь все время учиться, краски, холст нужны и полный покой... тут в Европе... меня прославили большевиком, а в России - эмигрантом. А я вовсе и не тот и не другой". Просил найти возможность возвращения при условии свободы творчества.

Много путешествовал (с 1909). Выставлялся в ряде стран. Подолгу задерживался в Нью-Йорке. К. Бринтон (см.) пригласил участвовать в американских выставках (впервые - с ноября 1922 г), и Б.Д. имел в США огромный успех прежде всего за русский колорит. Русской темой он, однако, не ограничивался, живописал пейзажи и психологические типы разных стран. Наиболее прославился циклами "Расея" и "Лики России" (1917-23) и портретами известных актеров, художников, писателей, музыкантов. Стиль часто отличался гротеском ("реальность до жути" - самохарактеристка в эссе к альбому "Расея"), но и лиричностью тоже.

Всю жизнь экспериментировал в творчестве, причем очень удачно. Пробовал себя и в писательстве: в 1912 г. выпустил роман "Юные лучи" (под псевдонимом Б. Гри), затем писал стихи и очерки к альбомам своих рисунков, публиковал статьи об искусстве и художниках, написал книгу мемуаров и поэму "Расея".

Состоял в "Берлинском сецессионе" (1919/1920) и "Парижском осеннем салоне", Союзе деятелей русского искусства во Франции (с 1933). В 1928 г. основал в Чили Академию художеств. Преподавал в 1930 г. в Русской академии Т.Л. Сухотиной-Толстой. В 1931 г. открыл художественную школу на своей вилле. В 1935 г. стал деканом в Академии прикладных искусств в Нью-Йорке.