Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Григорович Дмитрий Васильевич

Григорович Дмитрий Васильевич

(19/31.3.1822, Симбирск,-22.12.1899/3.1.1900, Петербург) - писатель-прозаик "натуральной школы", переводчик, искусствовед, коллекционер. С 1864 г. секретарь Общества поощрения художеств, а затем директор музея ОПХ, куда он пригласил на работу после получения высшего образования Н.К. Рериха (а в 1900 г. Н.К. становится помощником директора музея). Познакомились они, вероятно, во время издания "Литературного сборника студентов Петербургского университета" (1896), когда Д.В. был редактором, а Н.К. - иллюстратором сборника. Н.К. состоял в комитете по проведению похорон Д.В., снял с него посмертную маску и сделал набросок лица покойного, переносил гроб.

"Д.В. Г., незадолго до смерти своей, призвал меня в качестве помощника директора музея... Неиссякаемы были и повествования такого большого художника, как Д.В. Г. Жаль, что огромное большинство этих неповторяемых бытовых ценностей осталось незаписанным и невосстановимым. С неподражаемым юмором, а иногда с высоким вдохновением Д.В. не скупился набросать живые картины минувшего быта" (ЛД-17.12.34). Д.В. был и впечатлителен, и уравновешен.

Отец - отставной майор-гусар, управляющий в имении матери писателя В.А. Соллогуба, затем помещик. Мать - француженка. В 1830 г. умер отец. В десятилетнем возрасте Д.В. привезли в Москву, где он учился во французском пансионе, и в этот период увлекся театром и обнаружил большие способности художника. Сам сооружал из коробок и раскрашивал миниатюрные театры и показывал пьеску "Пожар в деревне". В 1837-40 гг. учился в Петербургском Главном инженерном училище, вместе с Ф.М. Достоевским, который и пробудил в Д.В. страсть к чтению и писательству. Уже в училище по праздникам посещает Академию художеств, затем и вовсе переходит туда, намереваясь стать художником. Однако не имеет успехов, как и в попытке стать актером (хотя и был крайне артистичным рассказчиком). В 1842 г. поступает на службу в канцелярию директора императорских театров. Переводит с французского пьесы, а в 1844 г. начинает писать и публиковаться сам - по заказам Н.А. Некрасова. "Физиологические очерки" натуральной школы являли собой сочетание художественного рассказа и социологической статьи. В 1846 г. первый в русской литературе делает простого крестьянина главным героем. Именно Д.В. гораздо более всех литераторов способствовал освобождению крестьян, талантливо доказывая образованному обществу, что те не масса скотов, но воистину люди. В 1860 г. составил, отредактировал и издал 10 выпусков "Народной беседы" - книг для народного чтения.

С 50-х гг. активно коллекционирует скульптуру и живопись. В 1862 г. посещает Лондон для изучения искусства. В 1864 г. пробует устроиться секретарем Эрмитажа, издает брошюру "Прогулка по Эрмитажу". Но место отдают другому, зато Д.В. выбирают секретарем ОПХ. Отныне прекращает писать художественную прозу. Впрочем, он ведь уже во многом выполнил социальную задачу - средствами литературы содействовать признанию прав крестьян. Прежде сочувствуя народным талантам, он теперь помогает им практически в ОПХ - Обществе, прямо предназначенном к этому (основано в 1821 г., до 1875 г. - "Общество поощрения художников", существовало до 1929 г.).

Значительно расширяет круг деятельности ОПХ. Организует выставки (теперь они проводятся чаще и сопровождаются каталогами), выпускает искусствоведческие книги, расширяет переданные ОПХ в 1857 г. рисовальные классы (см. Школа ОПХ), библиотеку, лично помогает одаренным художникам. Ратует за развитие художественной промышленности, придает школе именно прикладное направление. Образование становится не начальным, а, говоря нынешними терминами, средним специальным. Устраивает в школе конкурсы, открывает классы натурный, композиции, перспективы, орнамента, лепки (скульптуры), резьбы из дерева, гравюры на дереве, живописи на фарфоре, эмали и стекле, химии эмалей и красок, некоторых разделов строительного искусства, начал архитектуры, истории искусства и ремесел. Ввел командировки учащихся для зарисовки памятников древнерусского искусства и командировки за границу. Участвует в создании (около 1874 г., предлагал же Д.В. это с 1866 г.) и комплектовании художественно-промышленного музея при ОПХ, после смерти названного его именем. В богатейшей экспозиции были особенно хорошо представлены прикладные искусства. Добивается неподведомственного положения ОПХ, то есть вывода из-под избыточного вмешательства чиновников.

Изучает историю художественного образования в России, пишет статьи на эту тему и о творчестве художников. Несколько лет был председателем Театрально-литературного комитета (занимавшегося репертуаром императорских театров), членом Комитета литературного фонда. В 1883 г. возвращается к выполнению переводов и в художественную литературу с повестью "Гуттаперчевый мальчик", но более ничего замечательного в этом роде не написал. Зато в 1887-92 гг. пишет и поныне пользующиеся вниманием исследователей "Литературные воспоминания". Последнее прижизненное собрание сочинений включало 12 томов. Как писатель, оказал влияние, например, на Л.Н. Толстого.