Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Гребенщиков Георгий Дмитриевич / George Grebenstchikoff

Гребенщиков Георгий Дмитриевич

(23.4/5.5.1882(?), дер. Каменевка, Шемонаихинский район, восточноказахстанский Алтай,-11.1.1964, Лейкленд) - сотрудник Рерихов в Америке. Основатель, а позднее владелец издательства "Алатас" (см.). Возглавлял Сибирскую группу друзей Музея Рериха (см.). Читал лекции в Институте Объединенных Искусств и других аудиториях. Писатель, публицист, переводчик. Основатель русского поселения "Чураевка". Эзотерическое имя - "Тарухан". Таковые обычно давались Рерихами по прошлым воплощениям, и в этом смысле любопытно созвучие с именем одного из начальников Чингисхана - Турухана. Кроме того, прадеда Г.Д., монгола, звали Тарлык-хан. Кое-что по этому поводу сказано в П/П-20.6.35, но полной ясности это не вносит.

Из письма Е.И. от 24.5.1925: "Не обращайте так много внимания на якобы себялюбивое устремление Тарухана. Его личное дело так связано с общим, что трудно провести грань, где личное желание и где устремление к чистому творчеству, являющемуся общим благом... глубоко чувствует он красоту, и за это многое простится ему. Снова подходите к нему со стороны его творчества, его жизни, заинтересуйтесь этим сложным самобытным характером. Проявите терпимость к некоторым еще затхлым понятиям и стерпите когда и резкое словечко... Вы же имеете дело с сильным духом и большим талантом".

Однако со временем его пороки все больше показывали себя: "...не может понять смысл Учения, его построение довольно старо" (Дн-29.12.31). "...призывы его сухи и бездарны. Тяжкая натура. Самость его обесплодила его" (П/П-19.7.34). "...устремился писать о Пр[еподобном] Сергии... Можно даже сказать, карикатура на Св[ятого] Сергия... в... непротивляемости злу... возмутительно лживо... Разве такой Облик мог зажечь и поднять на подвиг?! Иссушилось сердце писателя..." (П/П-17.8.34). "...всячески старается выказать себя наипреданнейшим сыном Церкви" (П/П-30.3.35). "Ознакомившись с содержанием "Письма о Боге" [из "Чаши Востока" в 1925 или 1926]... наотрез отказался просматривать... корректуру, заявив, что он не может посещать типографию, где будет набираться подобная книга, ибо что подумают о нем наборщики!!...[(из того же письма выше): не только не был просмотрен сам перевод, но даже все мои эквиваленты [перевода английских слов] были внесены, не говоря уже о других опечатках]... Результатом всего этого было, что и книга "Озарение" вышла с невероятным количеством опечаток и нам пришлось дать телеграмму о ее немедленном переиздании" (П/П-8.6.37). "Страх и узость мышления мешают ему стать одним из лидеров среди соотечественников" (П/П-12.4.35) - но именно в марте и апреле Г.Д. опубликовал в газетах статью "Протестую" в защиту Н.К. Рериха от харбинской клеветы, и Е.И. ее в высшей степени одобрила. Однако позднее писала: "Последняя его выходка глубоко оскорбила меня, ибо затронула самое нам ДОРОГОЕ... он написал... другу... нашей семьи... что предательство трех апостатов в Ам[ерике] есть нам наказание за якобы наш Буддизм. Но когда-то этот самый православный Г. отлично умел получать деньги и выгоды, как идущие из Источника, от Кот[орого] он ныне отворачавается, и только когда Помощь эта ослабевала или прекращалась, до нас начинанли доходить странные вести. Его возражение в газете в защиту Н.К. было вызвано тем обстоятельством, что и сам он был задет, ведь писать лишь в свою защиту неудобно... называет себя нашим блудным сыном..." (П/П-8.6.37). Кроме этой статьи о Н.К., были в N 3 за 1924 г. "Студенческих годов" (Прага), в "Русском голосе" (Харбин) в октябре 1924 г., в N 8 за 1929 г. журнала "Москва" (Чикаго), в "Новом русском слове" (Нью-Йорк) за 10.5.1955 и другие. Любопытен факт публикации его статьи "Николай Рерих" в советском новосибирском журнале "Сибирские Огни", N 2 за 1927 г. Кроме того, в "Дельфисе" N 1(25) за 2001 опубликована статья 1939 года.

Г.Д. упрекали, что он себе на уме, но это означало и то, что он был более инициативен, чем многие из американских рериховцев, он не ждал указаний к действиям. Например, задумал построить первую в США часовню Св. Сергия, а Н.К. одобрил, дал свой рисунок и пожертвовал денег.

Родился Г.Д. в семье горнорабочего. Стихи стал сочинять в 9 лет, еще до того, как научился писать у местного сапожника (в 10 лет). Школу смог посещать совсем недолго, поскольку не было денег на одежду. Однако мать-казачка Елена Петровна внушала сыну: "Ты должен быть как Ломоносов или как Кулибин". Прибыв с обозом в Семипалатинск, куда его послал отец, устроился в мастерской по изготовлению штемпелей, потом мыл посуду, работал в аптеке и в больнице, помощником лесничего, с 14 лет - писарем у мирового судьи, а с 1906 г. - частным поверенным. Один прокурор, читая следственное дело, воскликнул: "Да это же роман, ваш письмоводитель - беллетрист!"

Публиковать очерки, корреспонденции, статьи, стихи и рассказы Г.Д. начал в "Семипалатинском листке" в 1905 г. В 1907 г. один из его рассказов привлек внимание знаменитого исследователя Сибири и Центральной Азии Г.Н. Потанина, и тот взял на себя функцию наставника молодого писателя. Пытался создать сельскохозяйственную артель, с целями культурно-духовного совершенствования в дни отдыха.

В 1908 г. была поставлена первая его пьеса. Получает в Омске место столоначальника по судебным делам и издает газету "Омское слово". Весной 1909 г. приезжает в Москву и Петербург по делам издания своих сочинений, посещает Льва Толстого. Тому особенно приглянулось крестьянское происхождение Г.Д., и он высказал надежду на особую миссию паренька. В том же году Г.Д. поступил вольнослушателем в Томский университет. Там его сразу же выбрали секретарем редакции ежемесячника "Молодая Сибирь". Ездит по Алтаю от Географического общества, о чем позднее читал лекции и опубликовал научные труды. Редактировал журнал "Сибирская новь" и барнаульскую газету "Жизнь Алтая". Нару

Весной 1911 г. начинает повесть "Алтайская Русь", из которой потом выросла эпопея "Чураевы". С 1913 г. в Петербурге выходят сборники его рассказов и повестей. В феврале 1916 г. уходит добровольцем на фронт (санинструктор, из-за слабости зрения), будучи при этом и корреспондентом "Русских ведомостей". Там познакомился с медсестрой, бывшей балериной Мариинского театра, Татьяной Денисовной (1896-1964; эзотерическое имя "Нару" дано ей Рерихами в апреле 1924 г.; о ее(?) воплощении см. Дн-3.4.24), которая становится его женой. В 1916-7 гг. выходят еще две книги. Попадает в Крым, там много пишет. Строит часовню Сергию Радонежскому (уже не первую на своем веку). В сентябре 1920 г. эмигрирует в Константинополь, далее в Болгарию, Египет, Германию, Францию. Строит дома. Публикация первого тома "Чураевых" в парижском журнале в 1921 г. вызывает огромный интерес. В 1922-3 гг. издается уже шеститомное его собрание, а затем роман "Былина о Микуле Буяновиче". Театральная постановка по "Былине" шла потом во многих театрах Европы и Америки. Первый экземпляр этой книги Г.Д. послал 19.3.1924 Рерихам.

8.10.1923 в Париже познакомился с Н.К. Рерихом (письмо к Н.К. написал в июле, через посредничество М.К. Тенишевой, у которой и встретились). Рерих сразу оценил его как "связь с Сибирью" и много лет после сотрудникам это повторял. По ранним писем Г.Д. к Рерихам (см. "Дельфис", N 1(25) за 2001) виден его восторг: "...сладостно последовать за Вашим светильником... звучит вдохновляющий походный марш. В душе он отдается верою в Верховного Вождя и в моих ближайших Командиров, и полна предчувствием Победы жажда умереть под знаменем Грядущей Красоты" (21.10.1923), "...у Вас был случай направить хана на истинную дорогу, которую он так ревностно искал многие годы..." (23.11(?).1923).

23.10.1923 Н.К. дал Г.Д. и его жене денег на билет до Нью-Йорка, выхлопотал визы. Г.Д. стал изучать английский и готовить лекции о Сибири. Надежды на энергичную натуру Г.Д. оправдались: 28.4.1924 он приехал в Америку и создал издательство "Алатас" (первые две книги выпустил еще в Париже в 1924). Изданные в нем первые три тома "Чураевых" в 1926 г. Комитетом интеллектуальной кооперации при Лиге Наций были признаны выдающимися трудами мировой литературы. Переводы эпопеи на другие языки тоже вызвали большой интерес. Впоследствии Г.Д. был удостоен почетных степеней и других наград от академий наук и искусств и университетов различных стран, он упоминался в "Кто есть кто в Америке", в лондонских и парижских книгах о знаменитостях. Н.К. Рерих говорил, что "Алатас" работает в Америке на Алтайский проект "Белуха". В подкрепление этому можно привести высказывание Шаляпина: "Когда я читаю "Чураевых", я горжусь, что я Русский и завидую, что не Сибиряк". И сибирская, и рериховская линия в "Алатасе" далее успешно развивались. 17.3.1927 "Алатас" перешел в полное владение Г.Д. и был перенесен в Чураевку.

Чураевка - "скит" русской и сибирской культуры, основанный Г.Д. 18.4.1925 в штате Коннектикут (ныне "русская деревня" на окраине города Саутбери), в двух часах езды от Нью-Йорка. Это не была просто сельскохозяйственная коммуна (из нескольких десятков обитателей), но историко-культурный центр. Планировались и частично были реализованы: издательство с типографией, Школа искусств, Практическая Школа Жизни, библиотека, отель и т.д. Первое время Чураевка процветала. Приезжали знаменитейшие русские эмигранты: Шаляпин, Коненков, Куприн, Рахманинов, Фокин, М. Чехов, Сикорский и др. В марте 1930 г. Г.Д. сообщил Н.К., что задумал построить там часовню Сергия. Н.К. тут же взялся рисовать эскизы здания и хоругви. 14.9.1930 часовня открылась. Не только часовню, но и ряд других зданий русской колонии Г.Д. построил своими руками.

Параллельно, вместе с Сикорским, он строил центр древнерусской культуры и искусства "Град Китеж". По образцу американской, в Харбине возникает "Молодая Чураевка" (с августа 1927 г.), создавались русские Чураевки и в других странах. С американцами у Г.Д. с начала до конца душевные отношения не очень-то складывались.

Выходит его исповедь "Гонец", на первом экземпляре которого он написал: "Тем, роднее и святее Которых для нас нет никого на земле: Н.К. и Е.И. Рерих - Тарухан. 27 Авг. 1928 г.". Позднее появилась книга "Радонега" о Сергии (1938). Кроме того, Г.Д. писал статьи и читал сотни лекций: о Н.К., о Сибири, о Сергии, о деятелях русской культуры и т.д. Много ездил по стране, особенно по русским общинам и приходам. Отсюда вырос цикл статей "Американская Русь". Очерки касались также экономических и политических вопросов. Писал и издавал и другие литературные произведения. В 1933 г. даже выдвигался на Нобелевскую премию, но отказался от участия в конкурсе в пользу Бунина. Около 1945 г. был удостоен звания почетного доктора философии университета в Андхре (Индия).

26.4.1925 Владыка попросил его написать книгу об Алтае, "оплоте Северной Шамбалы". Фрагменты этой книги "Жемчужина Сибири", созданной на основе лекций, были напечатаны в 1928 и 1945 гг. Последний вариант рукописи назывался "Моя Сибирь". Он попал в музей г. Барнаула и был издан там в 2002 г. Содержание: историческая часть, психологический портрет сибиряков, пейзажные зарисовки, экономический обзор, об Алтае в различных аспектах, воспоминания жизни, сказка "Хан-Алтай".

Со временем долги по осуществляемым проектам так выросли, что пришлось оставить Чураевку, наезжая туда лишь изредка. В 1942 г. Г.Д. перебирается в Лейкленд, до 1955 г. преподает русскую историю и литературу во Флоридском Южном Колледже. Будучи уже профессором, все же заканчивает 15.3.1945 высшее образование. От Оксфордского университета получил звание доктора философии. Продолжал организацию русских лекций, выставок, концертов. В годы войны готовил культурно-экономический проект "Сибирь-Америка". Был попечителем многих домов престарелых. Продолжал выпускать очередные тома "Чураевых". Последние годы жизни тяжело болел.

Часть его архива в 1991 г. поступила в Барнаульский Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В казахском г. Шемонаиха уже много лет проводятся Гребенщиковские чтени

Его прежнее воплощение - Ермак. И родился Г.Д. почти точно в 300-летие занятия Ермаком столицы Сибирского ханства. "...Ермак поднял большое дело, но впал в обиженность на воевод и бессмысленно утонул" (Дн-31.5.25).