Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Грабарь Игорь Эммануилович

Грабарь Игорь Эммануилович

(25.3.1871, Будапешт,-16.5.1960, Москва) - живописец, писатель-искусствовед, культурный просветитель; организатор, в том числе музейного дела и охраны памятников искусства; основоположник научной реставрации. Академик АН СССР (1943) и Академии художеств (1913, 1947). Заслуженный деятель искусств (1930), народный художник РСФСР (1944), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1941).

В школьные годы учился в воскресных классах рисования Общества любителей художеств. Закончив в 1889 г. Катковский лицей (Москва), поступил на юридический факультет Петербургского университета. Ходил также на лекции историко-филологического факультета. Для заработка публиковал юмористические рассказы и рисунки, работал в журналах, даже стал фактическим редактором "Шута". Работал личным секретарем профессора Московского университета сенатора Д.М. Дмитриева, который познакомил И.Э. с культурными деятелями. Увлекался музыкой, был знаком с П.И. Чайковским.

С 1894 г. пишет художественно-критические статьи, иллюстрирует книги. Закончив университет, поступает в Академию художеств (1894), с июня 1896 г. учится в Мюнхене у Ашбэ и преподает. Экспериментирует с красками, в том числе используя старинные рецепты.

Еще с 1899 г. пишет статьи в журнал "Мир искусства", а вернувшись в июне 1901 г. в Россию, входит в одноименную группу, активно занимается художественной критикой и успешно участвует в выставках (с пейзажами). Работает в импрессионистской манере. Осенью 1902 г. путешествует по русскому северу, рисуя и фотографируя памятники архитектуры. В следующем году аналогичное путешествие предпринимают Рерихи, и их материалы потом пригодятся для организованного И.Э. и редактируемого им многотомного издания "История русского искусства" (туда вошли статьи Н.К. и фотографии Е.И.). В 1903 г. переезжает в Москву. С 1906 г. пишет монографии, посвященные художникам. Друзья сравнивали И.Э. с Вазари - автором жизнеописаний итальянских художников эпохи Леонардо. В 1909-14 гг. занимался, в качестве художественного консультанта, строительством санатория.

В 1913 г. избран попечителем Третьяковской галереи: пополняет коллекции, упорядочивает систему каталогизации и развески и т.п. Возглавляет ее (в советское время - директор) до 1925 г. После февраля 1917 г. организует Союз деятелей московских художественных хранилищ и становится его председателем, борется с расхищением музеев и частных коллекций, работает в музейном отделе Наркомпроса. С 1918 г. руководит художественно-декоративной частью Малого театра. С 8.8.1919 член Российской академии истории материальной культуры, в экспедициях изучает историю северной русской культуры. Возглавляет в 1918-30 гг. Центральные реставрационные мастерские (создает научные основы реставрации и консервации памятников искусства), в 1940-3 гг. - Московский художественный институт (с 1937 г. был там профессором), в 1942-6 гг. - Всероссийскую Академию художеств, в 1944-69 гг. - Институт истории искусств АН СССР (сам же его и организовал). В 1948 г. при Президиуме АН создает Научно-методический совет по охране памятников культуры.

С 1921 г. читает в МГУ курс реставрации, позднее руководит живописной мастерской в Институте живописи. Организует выставки русского искусства за рубежом. Редактирует книги и статьи по искусству в первом издании (1926-30) Большой советской энциклопедии. Вновь организует издание многотомной "Истории русского искусства", куда сам пишет разделы по архитектуре. Среди его консультационных работ - в фильме "Иван Грозный" (1941). Все больше занимается портретом и исторической живописью, не оставляя и пейзаж. Пишет книги о художниках и автомонографию "Моя жизнь" (1937), куда вошли и воспоминания о Н.К. и о которой Н.К. написал: "Удивительно, сколько вранья в этой книге. Мне приписываются слова, которые я никогда не говорил, рассказываются небылицы" (Письмо Рудзитису и Лукину от 11-12.7.1938). "...к моим многочисленным порокам относится и частая смена настроений, в зависимости от обстоятельств... излишняя горячность и склонность к преувеличесниям и преуменьшениям, переоценкам и недооценкам" (И.Э. Г., 29.2.1924). В 1958 г. И.Э. опубликовал и статью о Н.К.

С Н.К. он часто встречался начиная с "Мира искусства", интенсивно переписывались они в финский период, встречались в Москве в 1926 г. 5.2.1912 И.Э. заказал А.П. Иванову (см.) монографию о Н.К. 30.1.1924, будучи с выставкой в Нью-Йорке, посетил Институт Объединенных Искусств и Корона Мунди.

Негативные утверждения И.Э. про Н.К., похоже, в основном бывали обусловлены влиянием других людей. Так, А.Н. Бенуа в период "Мира искусства" все время восстанавливал И.Э. против Н.К., в том числе в 1907 г. отговорил И.Э. приглашать Н.К. писать главы "Истории искусства" (а И.Э. планировал поручить часть материала о Византии, о славянстве и доисторический период). Однако дружелюбное (в сравнении с некоторыми другими советскими художниками) отношение к Н.К. И.Э. сохранил и звал вернуться в Россию. Н.К. рассматривал это как вполне возможное, но переписка по этому вопросу началась уже перед смертью Н.К. Письма их 1944-7 гг. посвящены более всего судьбам русской культуры. И.Э для Н.К. был тогда почти единственной живой связью с Родиной.