Грабарь Игорь Эммануилович
(25.3.1871,
Будапешт,-16.5.1960, Москва) - живописец, писатель-искусствовед,
культурный просветитель; организатор, в том числе музейного дела и
охраны памятников искусства; основоположник научной реставрации.
Академик АН СССР (1943) и Академии художеств (1913, 1947).
Заслуженный деятель искусств (1930), народный художник РСФСР (1944),
народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР
(1941).
В школьные годы учился в воскресных классах
рисования Общества любителей художеств. Закончив в 1889 г. Катковский
лицей (Москва), поступил на юридический факультет Петербургского
университета. Ходил также на лекции историко-филологического
факультета. Для заработка публиковал юмористические рассказы и
рисунки, работал в журналах, даже стал фактическим редактором "Шута".
Работал личным секретарем профессора Московского университета
сенатора Д.М. Дмитриева, который познакомил И.Э. с культурными
деятелями. Увлекался музыкой, был знаком с П.И. Чайковским.
С 1894 г. пишет художественно-критические статьи,
иллюстрирует книги. Закончив университет, поступает в Академию
художеств (1894), с июня 1896 г. учится в Мюнхене у Ашбэ и преподает.
Экспериментирует с красками, в том числе используя старинные рецепты.
Еще с 1899 г. пишет статьи в журнал "Мир
искусства", а вернувшись в июне 1901 г. в Россию, входит в
одноименную группу, активно занимается художественной критикой и
успешно участвует в выставках (с пейзажами). Работает в
импрессионистской манере. Осенью 1902 г. путешествует по русскому
северу, рисуя и фотографируя памятники архитектуры. В следующем году
аналогичное путешествие предпринимают Рерихи, и их материалы потом
пригодятся для организованного И.Э. и редактируемого им многотомного
издания "История русского искусства" (туда вошли статьи Н.К. и
фотографии Е.И.). В 1903 г. переезжает в Москву. С 1906 г. пишет
монографии, посвященные художникам. Друзья сравнивали И.Э. с Вазари -
автором жизнеописаний итальянских художников эпохи Леонардо. В
1909-14 гг. занимался, в качестве художественного консультанта,
строительством санатория.
В 1913 г. избран попечителем Третьяковской
галереи: пополняет коллекции, упорядочивает систему каталогизации и
развески и т.п. Возглавляет ее (в советское время - директор) до
1925 г. После февраля 1917 г. организует Союз деятелей московских
художественных хранилищ и становится его председателем, борется с
расхищением музеев и частных коллекций, работает в музейном отделе
Наркомпроса. С 1918 г. руководит художественно-декоративной частью
Малого театра. С 8.8.1919 член Российской академии истории
материальной культуры, в экспедициях изучает историю северной русской
культуры. Возглавляет в 1918-30 гг. Центральные реставрационные
мастерские (создает научные основы реставрации и консервации
памятников искусства), в 1940-3 гг. - Московский художественный
институт (с 1937 г. был там профессором), в 1942-6 гг. -
Всероссийскую Академию художеств, в 1944-69 гг. - Институт истории
искусств АН СССР (сам же его и организовал). В 1948 г. при Президиуме
АН создает Научно-методический совет по охране памятников культуры.
С 1921 г. читает в МГУ курс реставрации, позднее
руководит живописной мастерской в Институте живописи. Организует
выставки русского искусства за рубежом. Редактирует книги и статьи по
искусству в первом издании (1926-30) Большой советской энциклопедии.
Вновь организует издание многотомной "Истории русского искусства",
куда сам пишет разделы по архитектуре. Среди его консультационных
работ - в фильме "Иван Грозный" (1941). Все больше занимается
портретом и исторической живописью, не оставляя и пейзаж. Пишет книги
о художниках и автомонографию "Моя жизнь" (1937), куда вошли и
воспоминания о Н.К. и о которой Н.К. написал: "Удивительно, сколько
вранья в этой книге. Мне приписываются слова, которые я никогда не
говорил, рассказываются небылицы" (Письмо Рудзитису и Лукину от
11-12.7.1938). "...к моим многочисленным порокам относится и частая
смена настроений, в зависимости от обстоятельств... излишняя
горячность и склонность к преувеличесниям и преуменьшениям,
переоценкам и недооценкам" (И.Э. Г., 29.2.1924). В 1958 г. И.Э.
опубликовал и статью о Н.К.
С Н.К. он часто встречался начиная с "Мира
искусства", интенсивно переписывались они в финский период,
встречались в Москве в 1926 г. 5.2.1912 И.Э. заказал А.П. Иванову
(см.) монографию о Н.К. 30.1.1924, будучи с выставкой в Нью-Йорке,
посетил Институт Объединенных Искусств и Корона Мунди.
Негативные утверждения И.Э. про Н.К., похоже, в
основном бывали обусловлены влиянием других людей. Так, А.Н. Бенуа в
период "Мира искусства" все время восстанавливал И.Э. против Н.К., в
том числе в 1907 г. отговорил И.Э. приглашать Н.К. писать главы
"Истории искусства" (а И.Э. планировал поручить часть материала о
Византии, о славянстве и доисторический период). Однако дружелюбное
(в сравнении с некоторыми другими советскими художниками) отношение к
Н.К. И.Э. сохранил и звал вернуться в Россию. Н.К. рассматривал это
как вполне возможное, но переписка по этому вопросу началась уже
перед смертью Н.К. Письма их 1944-7 гг. посвящены более всего судьбам
русской культуры. И.Э для Н.К. был тогда почти единственной живой
связью с Родиной.