Голубев Виктор Викторович / Victor Goloubew
(30.1/12.2 или 12/24.2.1878, Петербург,-19.4.1945, Ханой) -
археолог-востоковед, историк искусства, искусствовед, коллекционер.
Сын инженера-путейца, затем управляющего железной
дорогой, крупного предпринимателя, миллионера, мецената. Семья была
близка к литературным и художественным кругам. Блестяще играл на
скрипке, имел инструмент работы Страдивари. Учился в гимназии К. Мая
(сентябрь 1890 - ноябрь 1892; тогда, надо полагать, и познакомился с
Н.К. Рерихом), затем на историко-филологическом факультете или на
естественном отделении физико-математического факультета
Петербургского университета (1896-1900; вольнослушатель); в 1901-4 гг.
учился и работал в Гейдельбергском университете (изучал германскую
филологию, историю искусства и археологию), получив степень доктора
философии (возможно, филологии). С 1905 г. в Париже. Участник Русского
кружка художников. Пишет статьи и книги по искусству, коллекционирует
персидскую и индийскую (могольскую) миниатюру, китайскую, русскую и
западно-европейскую живопись и др. Много путешествует по Востоку
(Турция, Египет, Судан и т.д.). В 1910-2 гг. участвует в
археологической экспедиции в Индии и на Цейлоне, откуда привез более
1500 фотоснимков памятников. Экспедиционные фонды экспонировались в
Музее Чернусского (Париж). В 1912-3 гг. В.В. читает курс лекций по
буддийскому искусству Индии в парижской Школе живых восточных языков.
В.В. особенно интересовался влиянием Востока на европейскую и русскую
культуру. "Любимой мыслью" его было "связать искусство Востока с
Древней Русью и вызвать в русской читающей публике интерес к Китаю,
Персии, Индии, искусство которых несравненно ближе нашему
эстетическому пониманию, чем рококо и ампир западных стран". В.В.
планировал статьи по этому вопросу в российском журнале "София", но не
осуществил, и единственными его публикациями на русском языке
остались, похоже, 2 рассказа в 1902 г.
Владел несколькими картинами Н.К. Рериха. С Н.К.
встречался в Париже весной 1906 г., когда они говорили об эскизах для
церкви в имении Пархомовка (в письме, осенью 1906 г., где упоминается
этот факт, Н.К. обращается к В.В. на "ты"; а заказ, еще в 1905 г.,
Н.К. мог получить через брата В.В. или письмом) и в мае 1913 г. Именно
после разговоров с ним у Н.К. появился план экспедиции в Индию для
выяснения истоков русской культуры. Экспедиции В.В. помешала война.
Н.К. посвятил В.В. очерк "Индийский путь" (1913).
В августе 1914 г. В.В. в чине полковника
становится представителем Российского Красного Креста во Франции,
организует на фронте автомобильные санитарные отряды, становится
летчиком. Был награжден орденами Военного Креста и Почетного легиона.
Читает лекции в Парижском университете, работает секретарем библиотеки
университета, редактирует многотомную серию "Les classiques de
l'Orient", в том числе иллюстрирует том, посвященный народному театру
Тибета. Был избран членом Французской Академии изящных искусств. В
1920 г. вступает во Французскую школу [исследований] Дальнего Востока
в Ханое, и до конца жизни ведет исследования в Индокитае. С 11.11.1925
действительный член ФШДВ, в 1927-43 гг. секретарь-библиотекарь ФШДВ
(второй административный пост в организации), в конце 1927 г. временно
исполнял обязанности директора. С 1936 г. директор музея Луи Фино.
Организовал издание большой искусствоведческой серии "Ars Asiatica", в
которой является автором тома о фресках Аджанты и шиваитской
скульптуре (1927). Редактировал и другие серии. Первооткрыватель
бронзового века Юго-Восточной Азии. Написал более 150 научных работ.
Выступал на международных научных конгрессах. Читал лекции во Вьетнаме
и Франции. Оставался большим патриотом Родины.