Голлербах Эрих (Эрик) Федорович
(11/23.3.1895, Царское Село,-4.3.1942, Вологда) -
искусствовед, литературовед, библиограф, художественный критик,
литератор, поэт, философ, художник-график, лектор, издатель,
библиофил, собиратель эстампов, рисунков и открыток. Автор сотен
статей и десятков книг, в основном очерков истории изобразительного
искусства, справочников, биографий художников и писателей, мемуаров.
Автор нескольких статей о Н.К. Рерихе ("Судьба Рериха" - "Красная
газета", Л., 9.9.1926; "Рерих в Тибете" - "Красная панорама", Л.,
27.12.1929 (псевдоним Г. Викторов; он вообще использовал множество
псевдонимов); "Стройка", Л., 31.3.1930; "Путешествие художника Рериха"
- "Природа и люди", Л., 30.3.1931 (NN 5-6); в индийском журнале и в
брошюре в 1938 г., в рижском сборнике 1939 г.; в индийском сборнике
1943 г.; кроме того, упоминал Н.К. в нескольких книгах). Концовка
первой статьи гнусная, возможно, вставлена редактором. Написал брошюру
"Картины Н.К. Рериха в музеях СССР" и собрал библиографию о Рерихе.
Последняя (или обе вместе) была получена в США 6.4.1930 Д.Д. Бурлюком
(см.) для издания. Н.К. даже дал денег на издание (точнее, на
гонорар), но оно не состоялось: "Местный музей Рериха, во главе
которого стоят американские богачи, я думаю, побоится в настоящий
момент печатать Вашу работу... Теперешнее гонение на Советский Союз,
начавшееся летом, крайне ухудшило наше здешнее положение, на всех
связанных с Советским Союзом смотрят косо, чуждаются или побаиваются.
Галерея, когда я понес им текст части предполагавшейся монографии,
заявила: "Никак невозможно, обвинят в большевизме. Надо ждать
улучшения отношений"" (Письмо Бурлюка к Э.Ф. от 25.12.1930). 26.4.1931
Бурлюк писал: "На днях буду в музее Рериха и расспрошу там о Вашей
брошюре", после чего книга уже не упоминалась, да, впрочем, и
переписка быстро заглохла из-за ситуации в СССР.
О рериховедческих рукописях Э.Ф. ничего не известно, но есть шансы их
обнаружить. В письме Бурлюка от 24.12.1929 излагается план брошюры,
очевидно, составленный Н.К., который очень интересовался судьбой своих
картин в СССР. Кроме того, Бурлюк упоминал, что Н.К. сначала
планировал вернуться в США через год (после апреля 1930 г.), но этот
план, как мы знаем, был сорван.
В детстве над кроватью висела репродукция "Тайной Вечери" Леонардо да
Винчи (воплощения Н.К.). С семи лет пристрастился читать, и далее всю
жизнь каждый день много часов отводил чтению. В 1904-11 гг. учился в
Реальном училище императора Николая II, в 1911-7 гг. - на
общеобразовательном факультете Петербургского Психоневрологического
института, на физико-математическом и историко-филологическом
отделениях Петербургского университета. В 9-10 лет писал водевили, в
юности писал и печатал стихи, с 1915 г. - статьи и книги. Около года
обучался в граверной мастерской.
В 1918 г. был научным сотрудником художественно-исторической комиссии
в Царском (Детском) Селе, в 1919-21 гг. - научным сотрудником отдела
по охране памятников искусства и старины в Петрограде; в 1921-4 гг. -
сотрудником Русского Музея, где и хранится его архив. С 1919 г.
художественный критик ряда периодических изданий. С 1923 г. заведовал
художественным отделом Петроградского отделения Госиздата. Один из
организаторов Ленинградского общества библиофилов и его председатель
(1924-6). Научный сотрудник Ленинградского Института книговедения и
Института книговедения Украинской Академии Наук, член Русского
общества друзей книги и т.п.
В 1927 г. в прессе против Э.Ф. началась кампания обвинений в идеализме
и буржуазности. 20.1.1933 он был арестован по политическому делу
Иванова-Разумника и "Группы идейного народничества". Допросы в
предварительном заключении привели к нервному срыву и помещению в
психиатрическую больницу (вышел оттуда в мае), что и спасло от
лагерей. Умер при эвакуации.