Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Голлербах Эрих (Эрик) Федорович

Голлербах Эрих (Эрик) Федорович

(11/23.3.1895, Царское Село,-4.3.1942, Вологда) - искусствовед, литературовед, библиограф, художественный критик, литератор, поэт, философ, художник-график, лектор, издатель, библиофил, собиратель эстампов, рисунков и открыток. Автор сотен статей и десятков книг, в основном очерков истории изобразительного искусства, справочников, биографий художников и писателей, мемуаров.

Автор нескольких статей о Н.К. Рерихе ("Судьба Рериха" - "Красная газета", Л., 9.9.1926; "Рерих в Тибете" - "Красная панорама", Л., 27.12.1929 (псевдоним Г. Викторов; он вообще использовал множество псевдонимов); "Стройка", Л., 31.3.1930; "Путешествие художника Рериха" - "Природа и люди", Л., 30.3.1931 (NN 5-6); в индийском журнале и в брошюре в 1938 г., в рижском сборнике 1939 г.; в индийском сборнике 1943 г.; кроме того, упоминал Н.К. в нескольких книгах). Концовка первой статьи гнусная, возможно, вставлена редактором. Написал брошюру "Картины Н.К. Рериха в музеях СССР" и собрал библиографию о Рерихе. Последняя (или обе вместе) была получена в США 6.4.1930 Д.Д. Бурлюком (см.) для издания. Н.К. даже дал денег на издание (точнее, на гонорар), но оно не состоялось: "Местный музей Рериха, во главе которого стоят американские богачи, я думаю, побоится в настоящий момент печатать Вашу работу... Теперешнее гонение на Советский Союз, начавшееся летом, крайне ухудшило наше здешнее положение, на всех связанных с Советским Союзом смотрят косо, чуждаются или побаиваются. Галерея, когда я понес им текст части предполагавшейся монографии, заявила: "Никак невозможно, обвинят в большевизме. Надо ждать улучшения отношений"" (Письмо Бурлюка к Э.Ф. от 25.12.1930). 26.4.1931 Бурлюк писал: "На днях буду в музее Рериха и расспрошу там о Вашей брошюре", после чего книга уже не упоминалась, да, впрочем, и переписка быстро заглохла из-за ситуации в СССР.

О рериховедческих рукописях Э.Ф. ничего не известно, но есть шансы их обнаружить. В письме Бурлюка от 24.12.1929 излагается план брошюры, очевидно, составленный Н.К., который очень интересовался судьбой своих картин в СССР. Кроме того, Бурлюк упоминал, что Н.К. сначала планировал вернуться в США через год (после апреля 1930 г.), но этот план, как мы знаем, был сорван.

В детстве над кроватью висела репродукция "Тайной Вечери" Леонардо да Винчи (воплощения Н.К.). С семи лет пристрастился читать, и далее всю жизнь каждый день много часов отводил чтению. В 1904-11 гг. учился в Реальном училище императора Николая II, в 1911-7 гг. - на общеобразовательном факультете Петербургского Психоневрологического института, на физико-математическом и историко-филологическом отделениях Петербургского университета. В 9-10 лет писал водевили, в юности писал и печатал стихи, с 1915 г. - статьи и книги. Около года обучался в граверной мастерской.

В 1918 г. был научным сотрудником художественно-исторической комиссии в Царском (Детском) Селе, в 1919-21 гг. - научным сотрудником отдела по охране памятников искусства и старины в Петрограде; в 1921-4 гг. - сотрудником Русского Музея, где и хранится его архив. С 1919 г. художественный критик ряда периодических изданий. С 1923 г. заведовал художественным отделом Петроградского отделения Госиздата. Один из организаторов Ленинградского общества библиофилов и его председатель (1924-6). Научный сотрудник Ленинградского Института книговедения и Института книговедения Украинской Академии Наук, член Русского общества друзей книги и т.п.

В 1927 г. в прессе против Э.Ф. началась кампания обвинений в идеализме и буржуазности. 20.1.1933 он был арестован по политическому делу Иванова-Разумника и "Группы идейного народничества". Допросы в предварительном заключении привели к нервному срыву и помещению в психиатрическую больницу (вышел оттуда в мае), что и спасло от лагерей. Умер при эвакуации.