Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Германова Мария Николаевна / Mariya (Marija, Maria, Marya) Germanova

Германова Мария Николаевна

(1884 или 1885, Москва,-9.4.1940, Париж) - актриса, режиссер, педагог. Настоящая фамилия - Красовская-Калитинская (урожденная Бычкова). Самая знаменитая ее роль в Московском Художественном театре - умная и страстная, "инфернальная" Грушенька из "Братьев Карамазовых" (1910) - показывает тип ее характера. Из писем Станиславского о ней: "Она не знает артистической этики" (24.11.1907); "У Г-й нет обаяния" (19.8.1909). Отмечали ее внешнюю эффектность, при недостатке глубины.

Училась в Первой московской Мариинской гимназии и школе МХТ. В труппе МХТ с 1902 г. В 1917-8 гг. ставила "Король темного порога" Р. Тагора. Снималась в кино (1914, 1915, 1923). Когда часть труппы МХТ в 1919 г. оказалась отрезанной деникинским фронтом и гастролировала по Европе, М.Н. решила не возвращаться (в мае 1922) с театром из эмиграции. Возможно, это было связано с тем, что муж ее, А.П. Калитинский, получил кафедру в Пражском университете. Вместе с Н.О. Массалитиновым возглавила так называемую Пражскую группу МХТ, работая и в качестве режиссера. Основала в Праге Русский камерный театр. В октябре 1922 г. в Берлине вела переговоры со Станиславским о возвращении в МХТ. Дольше всего в эмиграции жила в Париже (начиная с 1926): играла в нескольких труппах, ставила спектакли в "Русском студенческом христианском движении".

Будучи с 13.10.1929 в Нью-Йорке и руководя тогда молодежной труппой Лабораторного театра, в начале января 1930 г. познакомилась с Н.К. Рерихом и загорелась его культурными идеями. 25.3.1930 Н.К. сообщил ей ее эзотерическое имя - Альбина, по воплощению монахиней (см. Дн-1.12.31). 31.3.1930 ей присвоили звание почетного члена Общества друзей Музея Рериха. В апреле уехала в Париж и приняла активнейшее участие в работе Французского общества Рериха, была президентом общества "Друзья Культуры" и Женского Союза. Письмо Е.И. Рерих от 7.10.1930, по двухтомнику, или от 13.10, по изданию МЦР, посвящено инициативе М.Н. создания единения женщин всего мира "Сестры Золотой Горы". Однако уже весной 1931 г. она предала движение (произошло одержание, видимо, от слишком впечатлительной психики, неустойчивости ауры и умственных предрассудков) и стала, вместе с мужем (которого тоже тогда предала и довела до безумия), порочить Н.К. Рериха под псевдохристианскими лозунгами. Сценарий отступничества - типичный: резкая постановка женской темы призывает "бесов", и темные соблазны предстают в церковной оболочке. Полезно сравнить с В.А. Дукшта-Дукшинской (см.). Это был, как минимум, третий отказ от сотрудничества (в том числе с Соломоном).