Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Европейский Центр

Европейский Центр (Общества друзей) Музея Рериха - образованный 8-10.6.1929, во время визита Н.К. Рериха в Париж, на базе филиала Комитета Друзей Музея (в изложении Ю.Н. Рериха), центр координации работы всех рериховских обществ в Европе. Парижский архив, по словам Г.Г. Шклявера, погиб во время войны, а опубликованные сведения фрагментарны, поэтому в описании возможны неточности.

Дата регистрации или учредительного собрания, скорее всего (судя по годовщине), 15.10.1929. Приводятся и такие названия: Французское Общество Рериха = Французская ассоциация друзей Нью-Йоркского Музея Рериха (Association Francaise des Amis du Roerich Museum), ее Русская секция (Russian Section of the French Association of Friends of Roerich Museum, "Друзья Культуры"), Русская Ассоциация Общества Рериха в Париже (с Осетинской, Калмыцкой, Сибирской (Сибирское и Дальневосточное Общество), "Утверждения" и другими группами - Е.И. насчитывала до семи), Французский Комитет - это скорее варианты названий и подразделения того же, чем разные организации. 5.7.1930, с участием Н.К., прошло учредительное собрание Комитета Общества Друзей Культуры. В начале марта 1932 г. прошло первое заседание Особого Комитета Пакта Рериха при Е-м Ц-е.

Наибольшие успехи Е. Ц. имел в продвижении Пакта Рериха в политических кругах (Музейном Совете Лиге Наций, правительствах стран и др.); были проведены две первые конференции Пакта и Знамени и много выступлений печатно и устно. Проводились культурные собрания. Было образовано отделение Всемирной Лиги Культуры (впрочем, никаких сведений о его деятельности не обнаружено). Действовала постоянная выставка картин Н.К. в Париже, открытая около 1930 г. (собралось 46 картин; помещались они в квартире-офисе председателя французской ассоциации (?) Пейронне, который сумел сохранить их и во время войны). Издавались и рассылались по Обществам книги Учения Живой Этики. Сотрудники Е-го Ц-а по инициативе Н.К. пытались организовать циклы занятий по изучению восточных языков, восточных философий и религий для сближения и лучшего взаимопонимания Востока и Запада - в 1930 г. был оформлен Восточный Институт.

В связи с крахом дел в США в 1935 г. и еще более раннего (1934) уменьшения финансирования оттуда (спасали посылками денег Рерихи), активность Центра резко снизилась, и сколь-нибудь заметно продолжал работать, пожалуй, только Г.Г. Шклявер (см.). "...за годы существования Е-го Ц-а и Франц[узского] Общ[ества] ни один член-француз, пользуясь удобствами помещения, не нашел возможности и нужным прийти на помощь и внести свою лепту на это прекрасное строительство. Именно это единственное Учреждение, которое лежит всей тяжестью своей на нас. Все прочие многочисленные наши Общ[ества] оплачивают себя" (П/П-9.1.35). Кроме иждивенческой позиции, Е-му Ц-у был свойствен недостаток коллективизма, и важнейшие дела в Париже можно рассматривать как простую сумму сделанного лично Шклявером, М.А. Таубе (см.), М. де Во Фалипо (см.), П. Шабасом (см.) и некоторыми другими. Близок этой группе был и К. Тюльпинк (см.) из Брюгге.

"...существование Ц-а сдерживает многих, так же как и облегчает получение необходимых док[ументов]" (П/П-28.3.35). "Ц. этот прежде всего — Ц. культурных выступлений, и никаких групп, связанных с Учением, там не имеется" (П/Ас-1.8.34). "...мы очень хотим сохранить Е. Ц... как центр для культурных сборищ наших соотечественников..." (П/П-2.4.35). "...важно сохранить Ц. для связей и культурных эвентов (мероприятий - сост.), собирающих целые группы доброжелателей..." (П/П-9.4.35). "Ц. является сейчас... даровым помещением для случайных культурных сборищ" (П/П-4.7.35).

Были выпущены на русском языке в Париже, включая изданные без участия Е-го Ц-а, книги Учения "Зов" (сентябрь 1923), "Озарение" (1925), "Агни-Йога" и "Криптограммы Востока" (обе в сентябре 1929), "Беспредельность" (начало 1933), "Иерархия" (конец 1933), Сердце" (март 1934), первая часть "Мира Огненного" (март 1934); а также книги Н.К. "La Joie de l'Art" (1928) и "Твердыня Пламенная" (1932); о нем "Nikolas Roerich" (1928); "Вестник" - "Le Messager Francais du Roerich Museum" (1930); две книги о Пакте (1931); научные книги Ю.Н. Рериха.