Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Державин Гаврила Романович

Державин Гаврила Романович

(3/14.7.1743, дер. Кармачи(?), южнее Казани,-8/20.7.1816, имение Званка в Новгородской обл.) - воплощение Н.К. Рериха (см. ДФ-14.6.26). Поэт, государственный деятель. "...среди придворных пробивал идею освобождения" (Дн-25.1.26).

Учился в 1750-3 гг. в школе И. Розе в Оренбурге, затем у частных учителей, в 1759-61 гг. в Казанской гимназии. Рожденный в небогатой дворянской семье, был вынужден пройти службу от рядового солдата до капитан-поручика (март 1762-15.2.1777), а затем поднимался от должности экзекутора (буквально, "исполнителя") в Сенате до министра. В 1784-8 гг. служил губернатором в Карелии и Тамбове; во втором, среди прочих славных дел, организовал в собственном доме обучение малокультурных провинциальных дворян, открыл театр и типографию, которая выпускала первую в России губернскую газету. Потом был кабинет-секретарем императрицы Екатерины Второй (13.12.1791 - август 1793), сенатором, президентом коммерц-коллегии, государственным казначеем, министром юстиции - до отставки 7.10.1803; исполнял и другие державные функции. И всюду бился за честное исполнение закона всеми сверху донизу, без произвола, особенно часто конфликтуя с казнокрадами и взяточниками. Занимался юридической защитой и вне перечисленных должностей. В труднейшие моменты приходилось искать правды у царей, но всем им досаждала его предельная честность и "излишняя ревность в службе". Последняя должность грозила обернуться уже не только обычной клеветой: алкогольная мафия собрала, говорили, миллион рублей, чтобы либо купить, либо убить, и сдался тогда не Г.Р., а слабохарактерный император Александр, увидевший, какие силы поднялись. А врагов у Г.Р. тогда появилось великое множество в самых разных кругах.

Того же служения общему благу, исполнения моральных обязанностей власть имущими, справедливого суда Г.Р. добивался через поэзию, посвятив этим темам много од. Особенно выдающееся влияние он оказал на Екатерину Великую, начиная со знаменитой оды "Фелица" (1783) неустанно напоминая ей о лучших ее качествах и лучших ее планах, провозглашенных в начале правления. Судьба Г.Р. вообще тесно связана с Екатериной. Он родился за год до ее приезда в Россию, попал в гвардию сразу после воцарения ее мужа, с Преображенским полком участвовал в возведении ее на престол вместо обделенного умом Петра Третьего, в гвардейские годы обеспечивал ее проезд из Петербурга в Москву и работал одним из секретарей Комиссии по составлению нового Уложения (которой Екатерина дала крайне идеалистичный "Наказ"), позднее был ее секретарем и, как она говаривала, "ее личным поэтом". Много стихов Г.Р. посвятил также героям и антигероям в рядах российской государственной элиты. Это отнюдь не бывала лживо-льстивая хвала (Г.Р. всегда был честен), но заслуженное почтение и программный идеал; не мстительная критика своих врагов, но обличение типичных пороков.

Помимо нравственно-гражданской (воспитательно-просветительной) ориентации, особенностями его поэзии являются философичность, введение современной лексики в архаичную оду, вообще "гиперболический размах" охвата уровней образности, небывалая тогда автобиографичность, словесное живописание объектов - и особенно отображал он их цвета (последнее, смотря глубже, есть грань очень частых в его поэзии огненно-световых образов) и динамику (давал, можно сказать, не фотографию, а киноленту). Сам Г.Р. называл поэзию "говорящей живописью", и для него были характерны, в частности, пиршественные "натюрморты", а в природных "пейзажах" до него среди русских поэтов не было никого хотя бы сравнимого по выразительности. "Портретов" (как и у Рериха) мало: разве что птичьи. В это воплощение его дар художника был заблокирован или отвлечен соединением Венеры (светило искусства) и Сатурна в третьем доме гороскопа - доме писательства. Вообще же он в гимназии отличился способностями рисовальщика и чертежника (Венера с Сатурном еще и в скрупулезной Деве), так что даже составлял план города Чебоксары, да и вообще планировал стать военным чертежником. Еще из детства любопытны случай археологических раскопок (ср. увлечение Н.К. Рериха) и то, что в годовалом возрасте, когда ему указали на большую комету, он произнес первое свое слово: "Бог".

И именно его ода "Бог" произвела сразу огромное впечатление на мир, так что ее перевели даже на японский и китайский, не говоря уж о двадцати разных переводах на французский и т.д. "...знаменитая ода Д-а "Бог"... была получена путем высшего вдохновения... однажды ночью он был разбужен... и почувствовал, что он должен писать... тут же сел за стол и в один присест написал эту величайшую поэму. При этом он говорил, что когда он писал, то находился как бы в огне и слова складывались в мозгу с такою поспешностью, что он едва успевал их заносить на бумагу. Окончив, он почувствовал полное изнеможение" (П/Ам-21.12.37). Интересно, как Г.Р. комментировал строку оды "без лиц, в трех лицах божества": "Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, то есть бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в себе совмещает".

Были у Г.Р. и другие духовные оды. В этом, а кроме того в одах, обращенных к царям, он был продолжателем дела Ломоносова (воплощение Ю.Н. Рериха). Можно удивляться, почему он не вступал в масонскую или какую-то другую религиозную организацию, хотя и был с такими людьми знаком, но такова уж, видно, была его миссия жизни - работать на общество и государство светскими способами (наверное, уже тогда русское масонство выродилось и выглядело фарсом, раз Г.Р. насмехался над ним в стихах, ну а в церковную иерархию тогда попадали по наследству). Однако у него можно заметить необычные признаки особой духовности. Так, Г.Р. было свойственно даже среди разговора вдруг впадать в сон - типичные отлеты высокого духа для работы в другом месте. А в последние годы жизни он писал статьи о философии и интересовался литературой и фольклором Индии и Китая. Впрочем, его постоянная забота о собственной и общественной нравственности уже указывает на возвышенность духа и Учительские функции, а также на сходство с Рерихом.

Более всего, конечно, Г.Р. проявил себя как литератор. Писал с детства, первая публикация состоялась в 1773 г., зрелость в произведениях можно видеть с 1779 г., прославился в 1783 г. 21.10.1783 был избран членом Российской Академии. С 1807 г. участвовал в литературной группе "Беседа любителей русского слова". На переходе веков, особенно после отставки, увлекся любовной и дружеской лирикой, взамен оды. С 1804 г. писал оперы, трагедии, комедии, басни, мемуары, статьи по теории литературы и изобразительного искусства. Публиковал их, а также афоризмы, эпитафии, надписи, созданные в течение жизни. Переводил трагедии Расина. "Жизнь Званская" (1807) является первым русским произведением жанра идиллии. Драматические его произведения оказались слабыми, но в них он точно предугадал несколько тенденций развития русской драматургии, то есть показал себя пророком-зачинателем. Пророческий дар много раз обнаруживался в его писаниях и деяниях. К последним можно причислить и совсем нетипичное для Г.Р. появление в Царскосельском лицее, когда он отметил Пушкина. После он сказал: "Скоро явится свету второй Д.: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей". 16.1.1812 Г.Р. был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.

При жизни его считали первым среди русских поэтов, но уже Белинский его "похоронил", и вспомнили его, как живой источник, поэты уже начала XX века, особенно Брюсов - один из друзей Н.К. Самое полное издание сочинений, впервые с биографией, вышло в 1864-83 гг (а Н.К. родился в 1874 г.). В 1959 г. прах Г.Р. был перенесен из Хутынского монастыря в Новгородский кремль (кстати, место самых знаменитых раскопок Н.К.), на место возле Софийского собора и памятника "Тысячелетие России", на котором был изображен и Г.Р., а автором его является М.О. Микешин - первый учитель рисования Н.К. Жил Г.Р., как и Рерих, 73 года. Жизнь закончил в месте приблизительно таком, в каком Н.К. жизнь начал, даже названия имений сходны: Извара и Званка. Любопытно также, как еще одна нить между ними, своим звучанием популярное выражение "Держава Рериха".