Конфуций, Кун Цю
(551, Цюйфу провинции
Шаньдун,-479 до н.э., там же) - воплощение Махатмы Сераписа (см.
ДФ-27.10.28, П/Ам(4)-23.8.35, П/Р-18.11.35). Европейский вариант
имени происходит от Кун Фу-цзы - "Почтенный Учитель Кун". Наиболее
почитаемый в Китае Великий Учитель. Философ этико-психологической
направленности. Общественный деятель (в первую очередь учитель
нравственности) и высокопоставленный государственный служащий.
Составитель и редактор, в значительной мере и автор "Шести канонов":
"Ли цзи" (Книга о ритуале), "Ши цзин" (Книга песен), "Юэ цзи" (Книга
о музыке; не сохранилась), "Шу цзин" (Книга об истории) и "Чуньцю"
(летопись "Весны и осени"), "И цзин" (Книга перемен); автор
комментариев к последней "Вэньянь чжуань". Исправил порядок
использования ритуальной музыки.
"...веря в древность и любя ее чистосердечно", К.
всю жизнь собирал сокровища истинного знания в канонические тексты,
отбирал лучшее из имеющегося. От себя же вносить новшества в учения
не стремился, и наиболее запомнившиеся его высказывания и сведения о
деяниях собрали в виде книги "Луньюй" его ученики. Все цитаты здесь -
из этой книги.
Сам он изложил свою биографию так: "В 15 лет я
обратил свои помыслы к учению. В 30 лет крепко встал на ноги. В 40
лет освободился от сомнений. В 50 лет познал волю Неба. В 60 лет
настроился мой слух (отличать истинное от неистинного). С 70 лет я
следую желаниям сердца, не нарушая ритуала". Были, конечно, в его
жизни и "внешние" события.
Имел необычной формы темя и очень высокий рост.
Годы рождения и смерти ознаменовались, по преданию, появлениями
чудного зверя, на русский язык название которого обычно переводили
как "единорог". Родился К. в пещере глинистого холма, что отражено в
его втором (тайном) имени - Чжун-ни. Рождение датируется 21-м днем
10-го лунного месяца, что, вероятно, соответствует 27 августа. Умер
же в 11-й день 4-го месяца.
Родился в знатной семье, но отец вскоре умер, и
детство прошло в бедности и тяжелом труде. К. был любознателен, но
денег на образование не хватало, и К. постоянно расспрашивал знающих,
особенно интересуясь ритуалами и музыкой. Учился он, впрочем, не
только в юности, но всю жизнь. "При встрече с достойным человеком
думай о том, как сравняться с ним. Встретившись с недостойным, вникай
в себя и сам себя суди". "Я внимаю всему, что слышу и вижу, и следую
всему доброму". Любил петь, хорошо играл на цине (инструменте,
похожем на европейскую лютню или мандолину). Успешно обучился, в
основном самостоятельно, каноническим "шести искусствам".
Первые его должности были хозяйственными - при
амбарах и забота о здоровом развитии скота, то есть, в современной
терминологии, он работал приказчиком. Когда К-ю было 17 лет, умерла
его мать, и во время трехгодичного траура он, согласно обычаю,
оставил службу, посвятив больше времени самообразованию.
В возрасте около 30 лет открыл школу, аналоги
которой в то время не известны, схожую с Академией Платона и по
задачам, и по стилю. Мало того, что школа была негосударственная, К.
еще и принимал учеников независимо от знатности их происхождения -
это уже было поистине революционно. В школе не было общих учебных
заданий и экзаменов. Были свободные беседы (часто во время прогулок и
путешествий), дающие знания и выявляющие достоинства и недостатки
учеников, что побуждало к самостоятельному изучению источников знания
и самосовершенствованию. И те, кто в учениках не числился, тоже часто
приходили за мудрыми советами. Учил К., по словам историка,
"пониманию культурных памятников, высоконравственным действиям в
жизни, преданности Истине и честности".
К. много размышлял о государственных делах и был
хорошо известен руководству соседних царств. Те иногда просили у него
совета, но постов не предлагали. Только в 501-497 гг. К. получил
наконец возможность применить свою теорию о лучшем устройстве
государства на практике: сначала служил начальником уезда (и уже
через год соседние правители стали подражать его замечательным
методам управления и справедливого налогообложения), затем был главой
ведомства общественных работ, верховным судьей и политическим
советником правителя царства Лу - третьим лицом в государстве.
Покинул пост в знак протеста против аморального поведения царя - а
тот не стал удерживать К-я.
После этого К. 14 лет странствовал с учениками.
Последние же годы жизни (которые провел на родине) посвятил
окончательной редакции канонических книг и изучению Книги Перемен. На
государственную политику он теперь влиял в основном через своих
учеников, которые заняли высшие посты и продолжали приходить к нему
за советами.
Много изучая историю, он часто приводил примеры
деяний и качеств совершенных людей. Да и сам показывал лучший образец
поведения. Люди не очень творческие могли (не только в его время, но
и в последующие века) подражать, повторять идеал образа действий, и
тем самым в обществе становилось меньше хаоса. А людям творческим
(прежде всего самым близким ученикам) он давал пример пренебрежения
деталями, поскольку не был педантом, формалистом, как может
показаться. В неожиданных ситуациях, не предусмотренных правилами,
знал как поступить согласно не букве, а сути, корню "ритуального"
поведения.
"Ритуал" для К-я - не просто формальные
церемонии, но адекватное отображение в обыденной жизни космического
порядка; не пустой этикет, а Живая Этика; гармоничное равновесие Неба
и Земли, соответствие земных действий (явлений), по возможности
естественное и сознательное, изначальным высшим законам Неба и Дао
(которое есть Абсолютный Закон, "Начало Неба и Земли" - см. подробнее
в заметке о Лао-цзы). Истинный, не извращенный, смысл слова "ритуал"
индоевропейских языков виден в значениях санскритских слов "риту" -
"порядок, правило, срок, время" и "рита" - "порядок, священный
мировой закон, истина".
К. находил лучшие (исполненные глубокого смысла,
а не пустые) формы поведения в тех или иных ситуациях, признавал
право индивидуума на необычность, понимал различные варианты
поведения в различных слоях общества. Общаясь с низкими, порочными
людьми, не уподоблялся им, а лишь адаптировал к ним свою манеру
общения (как говорится, "по сознанию"). Соблюдая приличия, все же не
хитрил, говорил только правду.
А правду, точнее, истину, К. знал. Сам он
говорил, что получает знания от древних Святых (благородных царей) и
от Неба. Однажды сказал любимому ученику Янь Юаню: "Только ты да я
знаем, что такое пребывать в мире и одновременно быть вне мира".
Очень развито у него было ясновидение. Но никаких "чудес" намеренно
не демонстрировал и о "потусторонних" явлениях говорить отказывалс
Одна из важнейших тем этического Учения К-я (в
качестве примера) - качества цзюнь-цзы (благородного человека).
Собранные вместе из разных фрагментов книги "Луньюй", они таковы:
беспристрастен, поступает по справедливости, опираясь на ритуал;
учится, чтобы постигать Дао, знает законы Неба, причем знает без
сомнения, стремится к возвышенному; содействует всему прекрасному, не
содействует безобразному; улучшает себя ради общего блага,
требователен к себе, не имеет изъяна; дела его соответствуют словам,
речи же его далеки от пошлости и фальши; искренен; не тревожится - в
первую очередь, о материальном богатстве; проявляет смирение; не
груб, не надменен; почтителен к старшим; благосклонен к простым
людям, уважает их труд; находит гармонию с другими даже в случае
разногласия, умеет достигать согласия, принципиален, но не
ввязывается в споры. Благородный человек, если он решителен, но
безответствен, устраивает беспорядки. Благородный человек испытывает
отвращение к умалчивающим о настоящих своих побуждениях и объясняющим
свои действия лишь внешними обстоятельствами.
В юности, когда дыхание и кровь (жизненные силы)
не направлены на созидание, благородному человеку нужно избегать
любовных наслаждений; когда дыхание и кровь обрели устойчивость и
мощь, - избегать ссор; когда дыхание и кровь ослабли, - избегать
жадности. У благородного человека девять помышлений: взирая на
что-либо, думает, ясно ли увидел; слушая - верно ли услышал; следит,
приветливо ли выражение его лица, почтительны ли его манеры, искренна
ли его речь, благоговейно ли его отношение к делам; при сомнениях
думает о необходимости советоваться; при гневе - о его отрицательных
последствиях; при возможности получить что-то - о долге.
Благородный человек обладает качеством
человеколюбия. Человеколюбие же К. описывает так: победа над собой,
уважение, почтительность, обходительность, сдержанность в словах,
внимательность, простосердечность, безыскусность, честность,
правдивость, непреклонность, сметливость. Человеколюбивый человек,
утверждаясь и развиваясь, дает утверждаться и развиваться другим,
дает пример близким.
В 174 г. до н.э. К. на государственном уровне был
провозглашен величайшим мудрецом нации, Посланником Неба. Случались
периоды гонений властей на конфуцианство, но всякий раз почитание и
изучение его наследия вскоре официально возобновлялось. В 1985 г. в
КНР был открыт Институт К-я.