Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Бруно Джордано / Giordano Bruno

Бруно Джордано

(1548, деревня ок. г. Нолы,-17.2.1600, Рим) - философ, писатель, поэт. "Воплощение под лучом" Махатмы Илариона (см. П/Н-13.8.38, Дн-9.8.34).

Родился недалеко от Везувия в семье бедного дворянина. Его выдающиеся умственные способности проявились с самого раннего возраста. Пробовал даже писать стихи. Для полноценного образования, однако, не было денег, и 15.6.1565 Дж. Б. стал послушником доминиканского монастыря в Неаполе, в котором была огромная библиотека и всячески поощрялось самообразование. Помимо богословия, Дж. Б. изучал латинский, греческий и древнееврейский языки, логику и естественные науки. Прославился феноменальной памятью - его даже возили показать папе римскому. Закончил обучение, уже в высшей богословской школе, в июле 1575 г. и был назначен лектором теологии, но карьера тут же рухнула из-за его свободомыслия, нежелания верить без разумного основания. Еще учащимся он два раза был судим за протесты против церковных предрассудков, теперь же взялся защищать "еретическое учение". В феврале 1576 г. бежал от инквизиции в Рим, оттуда в Геную и т.д. Отныне он стал вечным странником, проехал Швейцарию, Францию, Англию и Германию, читая лекции и печатая свои книги, которых было более тридцати.

Среди них многие посвятил развитию памяти и теории познания. Пропагандировал взгляды философа 13-го века Раймунда Луллия, дополняя их своими идеями. Искал естественные соответствия между порядком высших идей и порядком вещей в Природе. "...в конце концов, внутренний учитель откроет разуму глаза, ибо не извне, а изнутри, из собственного духа постигаем мы идейные блага. Во всех душах заложены зерна здравого смысла...". Проблемы этики тоже рассматривал в свете принципа естественности. Выдвигая внутреннее против насильственного и случайного, Дж. Б. решал сразу много трудных проблем из самых разных областей.

Очень большой порок тогдашней и нынешней теологии, внушаемый тьмой, - представление Бога над миром материальным (якобы царством Сатаны), вне его. Отсюда и чувство безнадежности, и рабская жизнь по низменным законам, и прочие пороки сознания. Идеологию пантеизма (Бог внутри Природы и, в первую очередь, человека) церковь объявляла ересью: утрированно пересказывая, все в мире принадлежит Сатане, любовь к миру-природе и поиски божественного начала в ней являются сатанизмом. К тому же, если Бог везде, то и церковь, как посредник, что ли, не нужна? Дж. Б. же обосновал замечательный пантеизм, одухотворенный материализм, который на самом деле есть и в Евангелиях (Бог не извне, но в сердце; все от Бога и т.д.).

В его идеях легко узнать нынешнее Учение о Божественном Огне и Космическом Разуме. Видя гармонию, красоту, порядок в соотношениях частей мира, Дж. Б. делает вывод: "Едино тело вселенского существа, един порядок и едино правление, едино начало и един конец". Связующее материальный мир начало - "душа мира", мировой ум, дух, "внутренний художник", который "наполняет все, освещает Вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды". "Природа есть сам Бог, или божественное могущество, проявляющееся в вещах". "Природа... свободно творит из себя, подобно огню, который сияет и сжигает, подобно свету, свободно несущемуся в пространстве". "Бог - универсальная субстанция". "Дух - тончайшая телесная субстанция". Таким образом, Вселенная едина по субстанции, из которой возникают разные формы, являющие гармоничное единство в разнообразии. Причем "разнообразие и противоположности не препятствуют высшему благу целого" - таким образом, и о великом принципе вмещения противоположностей он еще тогда сказал. В ряде своих книг по логике Дж. Б. показал, что противоречащие внешне суждения могут быть равно истинны. Такими рассуждениями можно освободиться от все разделяющей (и властвующей тем самым) тьмы.

Конечно же, разделившаяся на множество частей-сект церковь не способна была воспринимать широту идей Дж. Б., ненавидела его и в конце концов сожгла. А Дж. Б. настоящую цену церкви осознал еще в юности и сумел прожить полвека лишь благодаря тому, что оказался в недавно отошедших от римского католицизма странах, где оглашение свободных философских идей каралось менее строго. Впрочем, и за выявление невежества "ученых" его почти отовсюду вскоре изгоняли, но он успевал посеять зерна чистого разума. "И так как в мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством, то повсюду я подвергался ненависти, брани и оскорблениям, даже не без опасности для жизни... и смог преодолеть их лишь с помощью истины и под водительством божественного света". Что касается церковной религии, Дж. Б. расценивал ее как безнадежно сгнившую, а реформацию церкви - как бесполезные попытки ставить заплаты на гнилую одежду. При этом атеистом и хулителем Христа он не был - что ему приписывали атеисты.

Как бывший апостол Павел, он имел полное право оценить состояние церкви, но та не ведала, что творит, и сожгла отца родного. В руки инквизиции Дж. Б. попал после того, как осенью 1591 г. решил вернуться в Италию по приглашению венецианца Дж. Мочениго, который требовал раскрытия тайн магии и, не получив желаемого, выдал Дж. Б. 23.5.1592 церкви, обвинив в богохульстве. Во время казни произошло крупное землетрясение.

Из великих идей Дж. Б. можно выделить как вызвавшую наибольшую революцию в мировоззрении человечества его учение, говоря терминами Агни-Йоги, о Беспредельности Вселенной и Дальних Мирах. "Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявляю, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли". Он смог преодолеть двухтысячелетний гипноз отвергшего лучшие греческие достижения и выбранного за образец темным Средневековьем Аристотеля (и тех, кто за ним и за него стоял) и дал человечеству образ Вселенной не сосредоточенной вокруг Земли и замкнутой, а как бесконечного числа солнечных систем с планетами, на которых есть жизнь и даже разум, в самых разных формах. Предпосылки к такому выводу были у Пифагора и Платона, но первым провозгласил это публично Дж. Б. Конечно, надо иметь в виду и его знание в духе, как Махатмы, о реальности. Насколько сознательно он пользовался ясновидением и иеровдохновением, свидетельств нет, но признаки его посвященности очевидны: кроме уже упомянутых его знаний истины, он, например, признавал перевоплощения и описывал уровни психофизики схоже с теософской семеричной схемой. В последние годы интересовался астрологией и "естественной магией", что на самом деле означало нынешние естественные науки плюс элементы алхимии: понятие о стихиях и т.п. Дж. Б. - один из крупнейших творцов эпохи Возрождения.