Блаватская Елена Петровна / Helena Petrovna Blavatsky
(31.7/12.8.1831, Днепропетровск,-8.5.1891, Лондон) -
пророчица и матерь теософии (Учения, являющегося прямым
предшественником, опорой и, по сути, фазой Живой Этики: оба Учения
дали одни и те же Учителя, главным образом Мориа). Писатель,
переводчик, философ, просветитель, воитель Света Истины, организатор
и вдохновитель теософского движения. В молодости работала художницей
и пианисткой.
"Сказано Великим Учителем - "одна Б. знала"..."
(П-6.5.34). "...именно Е.П. Б. была огненной посланницей Белого
Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно
из всех теософов лишь Е.П. Б. имела счастье получить учение
непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете.
Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение
дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах
догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно только через Е.П. Б-ю
можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в
Иерархической Цепи... Зависть, клевета и преследования невежества
убили ее... преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей
соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено
на должную высоту почитания. Е.П. Б., истинно, наша национальная
гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!"
(П-8.9.34). "Вспомним... много оклеветанную Е.П. Б-ю, пробывшую три
года в одном из ашрамов Тибета и принесшую великое знание и светлую
весть о Махатмах. Если бы не злоба и зависть, окружавшие ее, то она
написала бы еще два тома сокровенного Учения, в которые вошли бы
страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить ее, и
труд остался незаконченным" (П-25.3.35).
"...Е.П. Б. была послана в мир дать великий труд
"Тайная Доктрина" для сдвига сознания человечества, зашедшего в
тупик, а также сказать правду о спиритизме и тем предотвратить многие
губительные последствия этого увлечения при полном незнании лиц,
прилежащих к нему, всех опасностей, сопряженных с прикасанием к этой
области потусторонних общений... Ввиду сильного и настойчиво
выраженного желания сотрудников Е.П. Б. основать Общество для
ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех
религий и философий, Махатма К[ут] Х[уми] согласился руководить таким
Обществом, и было приступлено к этому опыту... Махатмы еще при жизни
Е.П. Б. прекратили непосредственное Водительство Общ[еством] как
таковым, сосредоточив свое внимание лишь на отдельных личностях.
Отсюда понятен краткий расцвет и... постепенное падение главного
центра его. Но, конечно, само Учение, принесенное Е.П. Б., сделало
свое великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с
мертвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения
Теософского Общества очень способствовали этому" (П и П/П-15.11.34).
Е.П. не ограничилась теорией, но создавала
общество, соответствующее духу Учения. Делала это она не только в
узком смысле (Теософское Общество), но и в широком (человечество).
"...ее труд является величайшим трудом прошлого
столетия, таково мнение одного из Великих Учителей. Ни один
современный ей философ или ученый, ни один историк не смог осилить
такого труда" (П/Н-17.9.38). "...она совершила великий подвиг; она
самоотверженно заложила ступень нового сознания, прочно вошедшую в
жизнь" (П/Ам-20.8.36).
Бескорыстную самоотверженность Е.П. демонстрировала
великую. По 17 часов в сутки месяцами подряд, даже если болела,
писала статьи и книги и организовывала изучение Учения Махатм. Много
времени уделяла людям индивидуально, даже когда ясно видела их
отвратительные пороки. Смело жертвовала своей личной репутацией ради
того, чтобы духовно поднять людей. Как пренебрежение бытовыми
условностями и раскованное общение, так и "чудесное" преодоление
физических законов совершались ею легко и тем раскрепощали учеников.
Когда же как раз за все это враги объявляли ее шарлатанкой или
приписывали ей низменные пороки, она жертвовала лишь собой, не
оправдываясь, не разъясняя действительные факты, чтобы не задеть
репутацию друзей и Учителей, и была в отчаянии лишь от того, что
скандалы (будто бы) компрометируют теософию и Теософское Общество.
"Упасика дала пример полного бесстрашия в жизни.
При всех обстоятельствах она была мужественна, и страх не
закрадывался в нее... Печально слагались разные преследования, имя
было оклеветано, средств не было и повсюду угрожали обвинители.
Поистине, пробный камень бесстрашия!" (Н-37). - "Упасика означает
ученицу в миру. Так называли Великие Учителя нашу Е.П. Б-ю"
(П-5.10.36).
"Ей запрещено говорить то, что она знает. Вы можете
резать ее на куски - она не скажет... ей приказано в случае
надобности вводить людей в заблуждение; и если бы она по своей
природе была более лживой, она могла бы быть счастливее и уже давно
бы одержала победу. Но... Она... не способна притворяться, и за это
ее каждый день распинают" ("Письма Махатм", 47).
"Один из наиболее ценных результатов миссии Упасики
заключается в том, что она направляет людей к самообразованию и
разрушает в них слепое раболепие перед личностями... мы держим на
службе посредников - наиболее полезных. Из них в продолжение
последних 30 лет лидером была индивидуальность, известная миру как
Е.П.Б... Без сомнения, она кажется некоторым несовершенной и очень
беспокойной; тем не менее невероятно, что мы найдем лучшую
кандидатуру в течение ближайших лет, и ваши теософы вынуждены будут
понять это. С 1885 г. я не написал... кому бы то ни было в Европе
или Америке ни одного письма или строки без ее посредничества,
прямого или косвенного... Ради ее постоянной преданности нашему делу
и ее страданий, обрушившихся на нее из-за этого, ни я, ни любой из
моего Братства не оставит и не заменит ее" ("Письма Мастеров
Мудрости", 19). "Сестра Елена - храбрый и доверенный помощник. Укрепи
свой дух и веру, и она приведет тебя к Золотым Вратам Истины. Она не
боится ни меча, ни огня, но душа ее чувствительна к вопросам
чести..." (Там же, 38).
"...могла благодарить барабанщиков Б., ибо знала
значение барабанной шкуры. Где толпа видит шарлатанов, туда подойдите
со вниманием. Помните, что Будда и Христос были почтены этим
титулом" (Дн-4.7.27). "Явление Б-й - пример одиночества"
(Дн-12.7.28).
Е.П. показала Западу пример истинного духовного
ученика. "Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая
сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить
ее, хотя бы косвенно, осудить Учителя. И прямое несчастье не могло
заставить ее забыть о Братстве" (Н-135). "В столетие, может быть,
один или два присоединяются к Белому Братству в физическом теле. Так
в 1924 году присоединилась к Ним наша соотечественница Е.П. Б., в
мужском теле... Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она
заняла свое место среди Спасителей Человечества" (П-20.4.35). "...в
своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти
воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле
в главную Твердыню и сейчас под именем Брата Х. работает на спасение
мира..." (П-8.9.34). Более полно, но сокращенно, имя - Хир.
"...в каком отношении находится Наше Учение к
Нашему же данному через Б-ю?.. каждое столетие дается после явления
подробного изложения кульминация заключительная, которая фактически
движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает "Тайную
Доктрину" Б-й" (МО1-79). "Если Б. должна была явить "Тайную
Доктрину", то вы должны сообщить о Нас практическим путем - это
следующая ступень явления Нашего Братства" (Дн-14.1.22).
В Учении Живой Этики без знакомства с трудами Е.П.
многое остается непонятным, ведь когда Е.И. Рерих его записывала,
знание ею писаний Е.П. было само собой разумеющимся. А насколько
хорошо Е.И. изучила их, можно судить по тому, что она одна смогла
перевести два тома "Тайной Доктрины" (русские теософы не справились
даже коллективно) и избранные из "Писем Махатм". Е.И. собрала большую
библиотеку теософских изданий.
Работа и жизнь Е.П. похожи на генеральную репетицию
работы и жизни Рерихов. Совпадают иногда даже внешние детали
реализации Плана. В обоих случаях встреча русских учеников с Учителем
Морией в Лондоне, затем поездка в США для создания первых Обществ;
путешествия по миру и особенное значение жизни в Индии. Е.П. своим
уважительным отношением к древней индийской мудрости разбудила
национальное самосознание индийцев, и к 1930-40-м гг. народ созрел
для самостоятельного развития. Н.К. Рерих внес огромный вклад в
культурное возрождение Индии, а умер как раз в месяцы победы -
обретения независимости. Первой задачей Теософского Общества было
заявлено создание всемирного Братства людей, и то же видно даже в
названиях книг Учения Живой Этики: "Община" и "Братство". Вторая и
третья задачи ТО - распространение истинных знаний и содействие
исследованиям законов природы и психических сил человека -
проводились и Рерихами. Общих задач гораздо больше, чем различий,
обусловленных психологической атмосферой разных десятилетий.
Книги Е.П., обильно снабженные цитатами из научной
литературы, подводят итоги достижениям самого западного человечества,
однако истины выражены ею принципиально яснее, а многие и вовсе
обнародовались впервые (доселе известные лишь десяткам Посвященных)
Например, впервые европейцам было открыто семеричное строение
психофизики человека (намеки были и раньше, но слишком неясные) и
было введено в психологию различение личности воплощения и вечной
индивидуальности. Впервые так мощно вводилась в рамки науки
психология высших состояний (ведь религиозный опыт был оторван от
науки в силу незнания состояний психофизики человека). Впервые
громко, на весь мир, было сказано о Белом Братстве и даже были
открыты имена Махатм. Открытие некоторых тайн массам создало большие
проблемы Братству Света, но именно столь откровенное просветление
человечества через Учения Теософии и Агни-Йоги спасло планету от
почти неизбежного взрыва и начало процесс полного очищения Земли от
темной армии Черного Братства.
Величайшее духовное достижение Е.П. - объединение
представителей враждовавших конфессий и религий, а также
материалистов-атеистов, ведь ей удалось открыть миру единое высшее
знание - общую для всех Учений основу, выявляющую темное сумасшествие
формальных противостояний в религиозных вопросах. Е.П. выполняла
задачу очищения Учений. Теософия - не новая религия, а вечная
Божественная Мудрость, открытая в полноте к особому моменту.
Индийского колорита в ней несколько больше, что вполне естественно:
эта культура бережнее сохраняла Мудрость. Е.П. разрушала не религию
(в чем ее злобно обвиняли) и не науку, а темные предрассудки тех,
оковы на них. Девиз Е.П. - "Нет религии выше Истины", и он получил
совместную поддержку различающихся по религиозному воспитанию
искателей истины.
Для такого примирения было важно выявление Единого
Источника всех Высших Учений, всех Великих Учителей - Белого
Братства, Иерархии Света. В письмах Е.И. Рерих это получило развитие
в конкретных указаниях перевоплощений Махатм в разных верах (Е.И.
сделала то, что Е.П. не успела - см. цитату выше), и люди благодаря
этим сведениям постепенно привыкают к сознанию единства духовных
основ. Белое Братство, прототип Братства человечества, открылось к
приходу Эпохи Водолея. А Е.П. "...была истинным Служителем и Братом
Белого Братства" (П/Ас-19.11.48).
Отцом Е.П. был офицер-артиллерист Петр Алексеевич
фон Ган. Мать - Елена Андреевна, урожденная Фадеева, известная
писательница (псевдоним "Зенеида Р-ва"; "русская Жорж Санд";
23.1.1814-6.7.1842), которая первая из писателей в России остро
поставила проблему униженного положения женщин в семье и обществе.
В.Г. Белинский писал о ней: "Не являлось еще на Руси женщины столь
даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей". Умерла мать рано,
так что воспитанием девочки в основном занималась бабушка по
материнской линии - добрая и высокообразованная женщина, серьезно
интересовавшаяся естественными науками. Происходила она из рода
князей Долгоруких, представители которого отличались стойкостью духа
и мужественной искренностью, что было характерно и для Е.П.
"Замечателен исторический факт появления Долгорукого при дворе Акбара
и его особое значение" (ЛД-"Лик Индии").
Уже с детства Е.П. не жила подолгу на одном месте,
уже с самого раннего детства у нее обнаружились крайне
самостоятельный характер и острый ум. Особенно велики успехи были в
музыке и языках. А совсем уж выдающимися оказались ее
психоэнергетические способности: с четырех лет начались разнообразные
чудеса - ясновидение, телекинез и т.д. Обнаружился и нежелательный
медиумизм, который Учителям удалось устранить к 30 годам. "Упасика
была медиумом и сама боролась со своим притяжением" (Дн-27.7.29).
"...она быстро переработалась в высшее Служение, и при таком
состоянии предательство уже невозможно" (Дн-5.7.36). За ее развитием
с самого начала следили Махатмы. Е.П., бывало, видела образ своего
Покровителя в чалме. Были в детстве случаи, когда Мориа спасал ее от
смертельно опасных падений. Рано началось приобщение к высшим
знаниям: еще до 15 лет в прадедовской библиотеке она прочитала
множество книг по алхимии и другим оккультным наукам.
7.7.1848 (1849?) из какого-то протеста она вышла
замуж за государственного чиновника Никифора Васильевича Б-го, но
сразу же сбежала за границу, где часто переезжала и целенаправленно
искала учителей оккультного знания. Многому научилась в Египте, Сирии
и других странах Ближнего Востока, находила знающих оккультистов в
Европе, что-то почерпнула у индейцев Северной и Южной Америки, в
азиатских странах. В день своего двадцатилетия 12.8.1851 в Лондоне
она встретила Учителя Мориа и узнала в нем Образ детских видений. Он
призвал ее к сотрудничеству с Белым Братством и раскрыл планы ее
миссии. После этого Е.П. посещала Индию и Тибет, путешествуя с
Учителем и обучаясь в ашрамах, - это были годы с конца 1852 г. (около
двух лет), 1855-7 гг. (уехала из Индии, будучи предупреждена, перед
восстанием сипаев), 1865-7 (?), три года с 1868 г. и, вместе с
Теософским Обществом, в 1879-85 гг.
В конце 1858 г. она вернулась в Россию, где
потрясла общество чудесными способностями. За годы, проведенные на
Родине (до 1864), неконтролируемые феномены Е.П. сумела подчинить
себе, и с тех пор жители Тонкого Мира не смели оказывать на нее
влияние. Подчинялась (добровольно) она лишь Махатмам. Психические
силы ее в России еще и развились, так что она уже тогда
демонстрировала такой спектр чудесных (для нее - естественных)
феноменов, сколько на Западе и не слыхивали. Это впоследствии и
привлекало к ней (а заодно и в Теософское Общество) толпы людей, и
порождало множество врагов. Ее феноменальные способности были
серьезным поводом к изучению психической энергии и к пересмотру основ
примитивной в своей ограниченности материалистической науки, но при
ее жизни ученые из английского Общества психических исследований не
изучать явления принялись, а обвинять Е.П. в жульничестве.
В сорок лет, в Египте, согласно своей миссии, она
предприняла первую попытку организовать общество по изучению
психических феноменов, точнее, ставшего тогда популярным медиумизма,
но эксперимент был сорван причинами ненаучными. 7.7.1873 Е.П. по
Указанию Учителя прибыла в Нью-Йорк. "Она была большой патриоткой и
страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был
велик, одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая,
без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру
прекраснейшее Сокровенное Учение, дать вовремя религиозно-философский
синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз,
дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и
Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед
нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных
отрицаний, подозрений и гонений? Истинно она была мученицей за
уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и
разлагающего материализма" (П/Н-14.5.45).
14.10.1874 она появилась на ферме, где проводились
медиумические опыты спиритуалистов. В этот день (характерно
совпадение с рождением Н.К. Рериха) она познакомилась с Генри
Ол(ь)коттом, а затем в сотрудничестве с ним взялась вразумлять
заблуждавшихся в своих теориях и опасных практиках спиритуалистов -
те занимались не столько духом (spirit), сколько его низшими
оболочками. После малоудачных попыток действовать через журнал
"Spiritual Scientist" и открыть "Клуб Чудес", 7.9.1975 была оглашена
инициатива создания философско-религиозного общества, а 17.11 прошло
учредительное собрание Теософского Общества. Олькотт стал
президентом, Е.П. - секретарем-корреспондентом. Впрочем, официальные
собрания проходили лишь до 15.11.1876 и реально работали всего
несколько человек. 27.6.1878 было создано Британское ТО - в
дальнейшем наиболее активное отделение.
8.7.1878 Е.П. получила американское гражданство,
что давало возможность жизни в Индии - российских же граждан
англичане, хозяева страны, автоматически считали шпионами. При
отъезде из США (18.12.1878) она сказала репортеру: "У вас есть
свобода, а у меня ее не было. Меня не могли защитить русские консулы,
поэтому пусть защищают американские".
3-17.1.1879 посетила Англию. 16.2.1879 (совпадает с
рождением Е.И. Рерих) теософы прибыли в Бомбей. Много путешествовали
по стране, обучая и обучаясь. Е.П. теперь могла общаться с Махатмами
при личных встречах и телепатически без проблем дальнего расстояния и
весьма вредной для самочувствия западной атмосферы.
"Кхандала... (там Е.И. Рерих жила в 1948-9 гг. -
сост.) Для нас это место знаменательно и дорого тем, что здесь Б.
встретила М[ахатму] М[ориа]" (П/Ам-28.6.48). Были и другие встречи
Е.П. и теософов с Учителями.
Индийцы и цейлонцы, польщенные вниманием к их
родным верованиям и привлеченные свежим взглядом на Истины, встречали
теософов с великой радостью и поддержкой. Вместе сходились
представители самых разных религий и сект. Присоединялись к
Теософскому Обществу и англичане. Именно члены ТО основали партию
Индийский национальный конгресс, потом более всего боровшуюся за
подъем национального самосознания индийцев и за освобождение от
власти англичан (само ТО в политике, конечно, не участвовало).
Махатма Ганди лично встречался с Е.П., Дж. Неру с 13 лет был членом
ТО.
25.9 или 1.10.1879 г. вышел в свет первый номер
журнала "Theosophist", где Е.П. была редактором и активнейшим
автором, отвечавшим на многочисленные письма. Позднее, с 15.9.1887
г., в Англии выпускался еще один журнал ТО - "Lucifer"
("Светоносец").
Писательство Е.П. началось в США статьей о
медиумах, опубликованной 30.10.1874. 27.12.1875 был опубликован
первый из ее "удивительных рассказов". Статей на самые разные темы
она печатала множество, часть их издавалась в США сборниками. В
частности, в 1876-7 гг. она писала статьи в защиту славян от турков.
В 1875-7 гг. собрала книгу "Разоблаченная Изида". Основную ее часть
она записывала с участием Учителей Белого Братства, включая, как она
отмечала, саму Изиду, предоставлявших материалы; Е.П. имела канал
иеровдохновения, была медиатором и вообще владела, похоже, всеми
методами связи, применяемыми Братством. "Диктование Б-й обычно
сводилось к указыванию материалов" (Дн-18.7.28). "Мы указывали
область, она сама писала или прпосила друзей" (Дн-19.11.24).
Посылаемые из Индии в Россию этнографические очерки публиковались в
"Русском вестнике" под псевдонимом Радда-Бай и потом составили книги
"Из пещер и дебрей Индостана", "Загадочные племена. Три месяца на
"Голубых Горах" Мадраса" и "Дурбар в Лахоре". Так много их она
написала ради гонораров, чтобы поддерживать материально ТО. На
россиян они произвели огромное впечатление, в том числе выписки из
них делал Н.К. Рерих.
Индийский климат плохо действовал на здоровье Е.П.,
и 20.2.1884 она уехала в Европу. Занималась там в основном оргделами
и личными встречами. В это время в Индии произошло предательство
Куломбов, и 31.10 Е.П. отправилась обратно для борьбы на месте.
Вскоре заболела, находилась на грани смерти, и 31.3.1885 ее навсегда
увезли из Индии. Теперь главный смысл ее жизни - написание "Тайной
Доктрины", два тома которой вышли в свет 1.11 и 28.12.1888.
Организационная работа наиболее успешно
продвигалась в Англии, где Е.П. жила постоянно с 1.5.1887. 9.10.1888
было решено открыть заочную Эзотерическую секцию ТО, для членов
которой Е.П. писала "Инструкции", тиражировавшиеся литографически и
рассылавшиеся. 20.8.1890 начались углубленные занятия во Внутренней
Группе (12 человек), которые Е.П. проводила до самой смерти. Плодом
этих лекций стали "Протоколы" и часть третьего тома "Тайной
Доктрины". По поводу последней публикации имеется замечание Е.И.
Рерих: "Следует принять во внимание, что третий том Тайной Доктрины
был издан после смерти Е.П. Б., и туда включены многие ранние статьи
ее, которые она, конечно, не поместила бы, не просмотрев их вновь и
не пополнив их добавочными объяснениями. Многое там неясно изложено и
может вводить в заблуждение" (П/Р-18.11.35). "Кроме того, нельзя
относиться с полным доверием к записям учеников, часто не проверенным
самой Е.П. Б." (П-21.1.36). То есть и протоколы сомнительны из-за
неточной записи и потому, что устно Е.П. высказывала сыроватые
гипотезы. Такие соображения, видимо, и прервали начатый уже Е.И.
перевод третьего тома. "Тайную Доктрину" она переводила с конца 1931
г. по 1933 г. "В "Изиде" тоже много ошибок" (Дн-25.11.29).
В последние годы жизни Е.П. также переписывала
заново оккультные рассказы, редактировала "Теософский словарь"
(составитель последнего - ее секретарь Дж. Мид, использовавший
материалы не только Е.П.; всю книгу она проверить не успела),
написала книгу "Ключ к теософии". Издала собранные ею по восточным
источникам книги "Голос Безмолвия" и "Драгоценные камни Востока".
Огромное число разбросанных по изданиям ее статей, а также писем
потом были собраны в многотомные издани
Первое российское Теософское Общество было создано
в Одессе в августе 1883 г. с участием тети Е.П. Н.А. Фадеевой. Единое
Российское ТО было зарегистрировано 30.9.1908, торжественно открыто
17.11.1908. С 7.1.1908 издавался журнал "Вестник Теософии", с декабря
1907 г. сборник "Вопросы Теософии". На 50-м конгрессе ТО
(24-31.12.1925) было признано в качестве Русской национальной секции
"Российское ТО вне России", возглавлявшееся А.А. Каменской, как и до
революции. С апреля 1924 г. выпускался "Вестник".
Новый всплеск внимания к Е.П. и к именно ее, а не
ее последователей, изложению теософии связан с Е.И. Рерих. В
Агни-Йоге и письмах Е.И. теософы получили такое разъяснение и
углубление писаний Е.П., которое не могли дать непосвященные
преемники по ТО. "Во времена Б-й было еще рано выдавать некоторые
сведения в связи с Великой Иерархией, и многое давалось в намеках, ну
а фантазия некоторых личностей щедро добавляла недостающие звенья"
(П/Р-23.8.37).
Рерихи, по опубликованным данным, начали общаться с
теософами лишь в 1919 г. в Стокгольме - хотя и в России имели такую
возможность, и Н.К. даже делал для ТО в 1916 г. эскиз стенописи
"Мудрость Ману". Книги, однако, читали. По свидетельству И.В.
Гессена, в Сортавале Н.К. "признался в своей глубокой привязанности
к теософии и заявил, что если бы не дети, он с женой охотно переехал
бы в Индию, в Теософскую общину". В Лондоне В.А. Шибаев познакомил
Рерихов с активнейшими теософами. Рерихи предпринимали попытки
сотрудничества с теософскими организациями, даже формально вступили в
лондонскую организацию в 1920 г. (далее членство не подтверждая), но
именно агрессивное (на почве зависти) поведение их лидеров не
позволяло заключить общий союз. С отдельными же даже лидерами,
особенно с Е.Ф. Писаревой (см.), отношения были дружественными.
18.1.1925 Н.К. подарил картину "Вестник", посвященную Е.П. и
предназначенную стать началом музея искусств ее имени, адьярской
штаб-квартире теософов и разрешал им в последующие годы публиковать
свои статьи.
"...напрасно кто-то утверждает о нашем якобы
недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам
было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей.
Многие теософы в разных странах читают книги Учения и любят их...
все, связанное непосредственно с Е.П. Б., глубоко почитается нами"
(П-12.7.38).