Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Билибин Иван Яковлевич / Ivan Bilibine

Билибин Иван Яковлевич

(4/16.8.1876, с. Тарховка, под Петербургом,-7.2.1942, Ленинград) - график-иллюстратор (создал оригинальный "билибинский стиль", до сих пор вызывающий подражания), театральный художник, живописец, акварелист, фотограф, этнограф-искусствовед, педагог. Товарищ по многим делам и друг Н.К. Рериха.

После окончания в 1896 г. с серебряной медалью гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1900 г., но юристом никогда не работал. Изобразительному искусству учился в Школе Общества поощрения художеств (1895-8), у А. Ашбе в Мюнхене (1898), в школе-мастерской М.К. Тенишевой у И.Е. Репина (1898-1900) и в Академии художеств у него же (1900-4). Состоял в объединении "Мир искусства" (принят 24.2.1900), в журнале которого и дебютировал как график в 1899 г. Участвовал также в организации Артели русских художников (1901) и Союза русских художников (1903). Организовывал и выставки. В 1911 г., вместе с Н.К., участвовал в организации Музея допетровского искусства и быта. Числился одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси (1915). В марте 1916 г. был избран председателем "Мира искусства". Преподавал графику и композицию в Школе ОПХ (под начальством Н.К.) в 1907-17 гг. и акварель на архитектурном факультете Высших женских политехнических курсов в 1910-2 гг.

Более всего известен иллюстрациями к русским сказкам и былинам (с 1899). Серьезно занимался русской этнографией, в экспедициях 1902-4 гг. собирал произведения народного искусства и фотографировал памятники архитектуры, публикуя фото в разных изданиях. Знал и пел сам множество русских песен. Писал статьи о народном творчестве - дебютировал как публицист в 1904 г. В том же году стал художником театра, хорошо понимавшим колорит разных времен и народов, в том числе в 1911 г. работал над "Фуэнте Овехуна" совместно с Н.К. Автор иллюстраций в книгах и журналах, открыток (Общины св. Евгении), календарей, плакатов, афиш, адресов, почтовых марок, игральных карт, карикатур в сатирических журналах 1905-6 гг., эскизов росписей. Вел в "Истории русского искусства" И.Э. Грабаря отдел народного искусства. Будучи вообще очень добродушным, не любил пренебрежительного отношения людей к своей народной культуре, не обязательно русской. Считал византийскую и индийскую школы выше древнерусской.

Хорошо знал старославянский, древнегреческий и латинский языки, а в эмиграции освоил и несколько современных. Для друзей всю жизнь сочинял "забавные оды" (выражение Н.К.), юмористические послания. При жизни были опубликованы лишь стихи к рисункам В.Н. Левитского в журнале "Шут". Интересовался происхождением слов.

30.1.1917 был представлен к званию академика Академии художеств, но баллотировка не состоялась из-за упразднения Академии. В марте входил, как и Н.К., в Комиссию Горького (по охране памятников искусства). Стал консультантом Александринского театра. 22.9.1917 уехал в свое имение, участвовал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма и организовывал выставку "Искусство в Крыму". Работал в деникинской организации ОСВАГ. 21.2.1920 эмигрировал. Жил в Египте, выполняя в основном декоративные панно в "стиле рюс" для частных домов и ресторанов. Оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой. Написал даже несколько икон. Н.К. в это время писал ему: "В Европу ехать не стоит; там - сумерки богов, и где-то черпнуть Востока - сейчас большое счастье". И.Я. с радостью изучал коптское и византийское искусство, собирал изобразительный материал (фото) для несостоявшейся книги об изображении животных египтянами, писал акварели. В августе 1925 г. перебрался в Париж (Н.К. заходил к нему; однако И.Я. участвовал в гонениях на картины Н.К. - см. Дн-12.12.33). Работал в тех же оформительских жанрах, что и в России. Иллюстрировал не только русские сказки, но и арабские, французские, немецкие, а также исторические книги. Писал в эмиграции также портреты и пейзажи, эскизы фресок и мозаик. Три раза приезжал для работы в Прагу. Был членом-основателем общества "Икона" (1925) и членом правления Общества друзей русской книги в Париже.

Из его письма: "Мы все, не павшие морально люди русской культуры, должны собираться в духовные крепости-хранилища, чтобы сохранить то, что мы вынесли в себе из нашей страны. Это надо уберечь и передать более счастливым нашим наследникам в России". Эмигрантская среда не радовала. А материальное положение так ухудшилось, что не было средств собирать у себя культурных знакомых, как прежде. Любовь же к Родине не угасала. От предложения издателя офранцузить фамилию (для лучших продаж) гневно отказался. Из письма И.Э. Грабарю от 4.2.1935: "Ставлю вопрос прямо: не могу ли я продолжать работать для своей страны, как я делал это прежде. Постепенно, но твердо я пришел к убеждению... что живете, строите, растете вы, а здесь в Зап. Европе - растерянность и безысходность". И.Я. познакомился с советским послом, оказавшимся высококультурным. В сентябре 1935 г. принял советское гражданство, Украсил советское посольство монументально-патриотическим панно "Микула Селянинович". 16.9.1936 вернулся в Ленинград. Работал до конца жизни профессором графической мастерской Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Вел несколько курсов; принципом обучения была максимальная свобода студента при максимальном же спросе. 23.6.1939 был утвержден в степени доктора искусствоведения. Кроме обычных для него видов работ, выполнил эскизы росписей и мозаик для Дворца Советов в Москве и эскизы костюмов для фильмов. Умер в блокаду.