Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Акбар Великий

Акбар Великий

Акбар Великий, Джалал ад-дин Абу-л-Фатх Мухаммад Акбар / Jellaladin/Jalal-ud-din Abu al-Fath/Abu-ul-fath Muhammad/Mohammed Akbar (15.10.1542, Синд,-17.10.1605, Агра) - третий по порядку, самый великий правитель империи Великих Моголов и (вос)создатель ее. Воплощение Майтрейи (см. П/П-8.8.34).

"...кроме мыслителей Мир был движим такими вождями, как Перикл или А... Кроме великодушия и милосердия они утверждали и твердость, избрав путь народного спасения" (Н-527). "...Высокий Дух воплотился... в Великого Императора А-а, Собирателя и Объединителя Индии, которому здесь поклоняются как Святому и историки страны называют Его "Тенью Бога на Земле"..." (П/П-8.8.34).

Выдающиеся способности проявил уже во младенчестве: однажды заговорил с кормилицей, утешая ее. Были отмечены знаки божественной защиты его и указания на миссию. Родился в годы, когда его отец Хумаюн был временно отлучен Шер-ханом от власти. Жил у дяди на территории нынешнего Пакистана. В июне 1555 г. Хумаюн победил в битве, но оказалось, что к власти он привел именно сына, поскольку через 7 месяцев умер. 14.2.1556 А. был возведен на престол в Дели. 5.11.1556 его войско без больших потерь победило на Панипатском поле (вражеский предводитель был убит стрелой в глаз, и битва потеряла смысл), и это укрепило власть А-а. Там же, на исторической Курукшетре, в воплощение Кришной, Майтрейя тоже победил в ключевой момент истории войско темного врага.

Сначала фактически правили опекуны, но в марте 1560 г. А. взял власть в свои руки. С 1561 г. начал завоевания, всегда победоносные, и к концу его правления в восстановленную (империя деда распалась из-за междоусобиц) и даже значительно увеличившуюся территорию входила вся северная Индия, часть южной и часть Афганистана.

"...жестокости А. не проявлял" (Дн-3.11.29). Будучи выдающимся военачальником, большую часть побед он одержал миром. В 1562 г. женился на дочери раджи, тем самым положив начало равноправному сотрудничеству мусульман и индуистов (могольская власть была мусульманской). С 1564 г. отменил налог на индуистов-паломников и подушную подать с индуистов. Теряя в материальных доходах, он добился любви населения Индии и симпатии индусских правителей-раджей. Позднее он женился еще на двух раджпутских княжнах (одна из них - дочь правителя Амбера Джодх-Бай, любимая жена) и дал высокие посты многим индусам. Конница свободолюбивых раджпутов даже стала основой армии. Раджам было позволено править не по мусульманскому законодательству (шариату), а по индийскому своду законов "Дхармашастра". "А... понимал, что каждая искра достоинства возвышает дух" (Дн-24.6.33). А. сумел создать чувство единства у разных народов Индии.

В конце 70-х - начале 80-х гг. А. провел ряд реформ, способствовавших целостности и порядку в империи. Вместо растяжимой мерной веревки ввел твердый шест. Монеты чеканились полновесные. Ввел солнечный календарь, как "более научный", вместо лунного, в том числе появился новогодний фестиваль Навруз. Установил налог со всех земель феодалов, а также повинность сбора ополчения. Земли были ранжированы по урожайности, и был назначен пропорциональный ей налог, на который содержались воины армии. Во всех регионах появились военные губернаторы. В армии тоже был наведен финансовый и прочий порядок. А. запретил обращать военнопленных в рабство. Единая армия позволяла сохранять свои земли и даже постоянно расширять их. Ранее самостоятельные княжества подчинялись Центру, была налажена система пресечения попыток сепаратизма. Налоги сначала собирали не местные землевладельцы, а столичные чиновники, но они оказались хуже феодалов, и была восстановлена прежняя система. Политические меры вызвали развитие торговли и экономический подъем. Была выстроена четкая иерархия должностей (1574), а также система контроля. А. активно занимался не только политикой и хозяйством, но и религией и культурой. Духовные занятия привлекали его даже больше. А государственная власть предоставляла возможности для сужденных преобразований в духовно-религиозной жизни народа. "Когда А., названный Великим, слагал камни единения церкви, душа Его стремилась под дерево мудрости, где сходило Ему просветление, но Он все же остался на ступенях трона" ("Книга о жертве", Зов-23.9.22). А. предпринял уникальные меры для религиозного единения. В 1575 г. построил дом для обсуждения религиозных вопросов, сначала внутримусульманских (А. стал суфием), а через три года и других религий. И сам участвовал в этих дискуссиях. Встречался с представителями самых разных вер (в частности, 28.2.1580 по его приглашению прибыли христиане, которые получили разрешение строить храмы и перевели на персидский язык 4 Евангелия). В результате А. пришел к выводу, что все религии в своей сути означают одно и то же, равно истинны, и во всяком веровании могут быть знающие единую Истину люди. Стал вводить полезные обычаи других религий в ислам (получив в сентябре 1579 г. права высшего авторитета), а в октябре 1580 г. официально объявил политику всеобщей религиозной терпимости. Нетерпимые мусульмане, находящиеся у власти, конечно, становились его врагами и устраивали восстания, за чем последовало временное закрытие некоторых мечетей. А. боролся с дикими индусскими обычаями - самосожжением и детскими браками. Уменьшил дискриминацию женщин. Богатые индусы в этот период построили и восстановили огромное множество храмов. В марте 1582 г. А. провозгласил себя пророком новой религии "дин-и илахи" ("Божественная вера"), включавшей лучшие элементы суфизма, разных индуистских религий (без кастовых ограничений), зороастризма и джайнизма (а мы знаем, что Майтрейя был основателем и пророком, видимо, всех великих религий; кстати, мусульманский возглас "Аллаху Акбар" можно перевести не только как "Бог велик", но и как "Бог - Акбар"). В основу религии он положил известный и в исламе, и в других верах принцип "Бог - только один, един и универсален". Сближению верований способствовала и идея национального единения Индии. Некоторые современники считали А-а ожидавшимся Махди (Спасителем). Он был провозглашен "Открывателем сокровенного, описывающим реальность" и "Божественным сиянием", прямым исполнителем воли Бога.

Концентрация сил Индии, духовное, национальное и политико-экономическое единство страны содействовали расцвету искусств. Об архитектуре можно судить, например, по хорошо сохранившейся столице А-а Фатехпур-Сикри, возведенной вокруг могилы святого Салима Чишти. Архитектура небывало органично вписывалась в пейзаж. Во время А-а жили и творили великие певец и композитор Тансен, поэт Тулси Дас (символично, что он написал версию поэмы "Рамаяна" на народном хинди, которая стала "библией" массовой религии; а Рама - воплощение Майтрейи) и писавший во многих жанрах Абу-л Фазл, идеолог и биограф А-а. При дворе жили тысячи писателей и поэтов. Была собрана замечательная библиотека из 24000 томов. Многие книги, философские, научные и художественные, были специально для нее переведены на персидский (в том числе "Бхагавадгита", написанная Кришной, т.е. Майтрейей). Книги богато иллюстрировались. Особенно А. любил живопись, ежедневно просматривал новые работы, приглашал талантливых художников из разных частей Индии, Персии и других стран; при нем возникла индо-персидская школа могольских миниатюр.

А. проявлял заботу об образовании. Построил несколько высших учебных центров.

А. был крайне эрудирован в военном деле и политике, в религиях и философии, хотя не умел читать и писать (то ли в детстве было не до того, то ли сам не пожелал учиться, как Тимур). Знания приобретал из бесед и часто проводившегося устного чтения книг. Память его была феноменальна, например, он помнил клички всех своих слонов, коих было более тысячи. Был хорошо осведомлен о происходящем в его царстве. Имел живой и проницательный ум, любознательность, здравые суждения. Мечтал о крупных идеалах и умел их воплощать. Был осмотрителен, но очень смел. Физически силен. Бывал суров, но обычно великодушен, щедр - даже с врагами, без предвзятости. Знал ремесла, не гнушался физического труда: его часто видели за тесанием камней, резьбой по дереву, ковкой железа и т.д. Искусно играл на музыкальном инструменте накарра. Проявил себя как художник. Был умерен в пище, мясо ел только три-четыре месяца в году. Не пил спиртное, в отличие от сыновей, которые умерли от алкоголизма. Спал около двух часов в день. Исцелял людей одним своим словом, укрощал животных прикосновением. Искусно управлял лошадьми, слонами и верблюдами. Умер А. от инфекционного заболевания.

Несмотря на бездарность его потомков, разработанная им административная система не была разрушена еще несколько десятилетий, а в некотором смысле и поныне. Европа уважительно заметила Индию именно начиная с А-а. Английские и голландские купцы открыли торговые фактории по всей стране. Была основана английская Ост-Индская компания.