Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Абрамов Борис Николаевич

Абрамов Борис Николаевич

(2.8.1897, Нижний Новгород, - 5/6.9.1972, Венёв) - харбинский последователь Н.К. Рериха, получивший от Н.К. кольцо ученичества. Адресат писем Н.К. и Е.И. Рерихов.

28.4.1915 окончил Нижегородский дворянский императора Александра II институт (со статусом классической гимназии) и поступил (в 1915) на юридический факультет Московского университета, но вмешалось военное ведомство: осенью 1916 г. находился в подготовительном учебном батальоне в Нижнем Новгороде, с 9.11 по февраль 1917 г. учился в Школе прапорщиков в Ораниенбауме, получив звание мичмана. 21.4 был назначен в войска обороны берега Финского залива. Весной 1918 г. стал командиром батальона артиллерии. В апреле ушел в отставку. Восстановился в университет, но уже летом был призван в Белую армию: сначала офицер-артиллерист Камской стрелковой дивизии адмирала Колчака, потом в составе разных частей отступал через Барнаул и Читу. 20.12.1920, в звании лейтенанта, попал в Маньчжурию. В Харбине работал лаборантом-химиком на заводе сухой перегонки дерева Л.С. Скидельского, в лаборатории Агрономической секции Земельного отдела КВЖД, в АО "Чурин и Ко", в АО "Востхим" и в Харбинском Политехническом Институте (1.3.1921-1.11.1931, 12.2.1946-15.9.1950), инспектором по квартирным делам торгово-налогового отдела Городского управления и налогового отдела Пошлинного бюро (1.6.1934-30.11.1939), секретарем и заведующим студенческим клубом в колледже Христианского союза молодых людей (1.2.1940 - февраль 1946), преподавателем и консультантом по русскому языку в ХПИ (с 15.9.1950). Писал библиографические рецензии для научного журнала "Вестник Маньчжурии". Около 1921 г. открыл для себя индийскую философию и теософию. Вступил в переписку с издательницей владивостокского теософского журнала "Новыя мысли, новые пути" (его письма были напечатаны в журнале с января по июнь 1922 г. и репринтно переизданы в Новосибирске в 2008). С этого времени духовная работа его стала постоянной и систематичной. Абрамова Нина Ивановна

14/27.1.1929 женился на Нине Ивановне Шахрай (15.5.1907, Пирятин, - 20.6.1994, Венёв), которая тоже получила кольцо от Н.К. Рериха. Вместе с женой состоял в Ордене розенкрейцеров, пока в 1934 г. не познакомился с Н.К. (Рерихи поселились напротив дома, где жил Б.Н.). Вошел в группу учеников Н.К. "Содружество", став одним из лидеров. Обучал и сам, его ученики: Николай Александрович Зубчинский (см.), Наталия Дмитриевна Спирина, Ольга Адриановна Копецкая (до брака Бузанова), Лидия Ивановна Прокофьева (Зубчинская), Ольга Стефановна Кулинич, Людмила Феликсовна Страва, Борис Андреевич Данилов.

"...прекраснейшая душа, больше других знающий..." (П/Р-19.8.37). С 40-х гг. стал принимать слова и фразы от Великого Владыки (жена также принимала свыше), что было подтверждено Е.И. Рерих. Стал принимать и указания Е.И. ("М. А. Й." - Матерь Агни Йоги; с 4.5.1956, а первый опыт еще при жизни - 3.6.1952), Н.К. ("Гуру"; с 10.5.1956), Матери Мира (с 15.9.1956). Записи эти опубликованы под названием "Грани Агни Йоги". Писал стихи, рассказы, рисовал, играл на фортепиано, писал музыку к своим стихам. Переводил на русский язык "Разоблаченную Изиду" Е.П. Блаватской.

Репатриировался в СССР по Указанию Учителя в начале октября 1959 г. Жил в Новосибирске (до 8.2.1961; где принял участие в организации экспозиции привезенных в галерею картин Н.К. Рериха, работал в Областной научной библиотеке, публиковал статьи в газетах), с 11.2.1961 в Москве у сестер Богдановых, с 17.2.1961 в дачном поселке Академии наук СССР Мозжинке (помогал в это время З.Г. Фосдик работать в архивах), потом обосновался в г. Венёве Тульской области (с 12.6.1961; в феврале-мае 1962 г. была неудачная попытка жить в Кобыляках под Киевом). Преподавал иностранные языки в вечерней школе.

В Новосибирске выпущены книги о нем (Б.А. Данилов. "Весть принесший", 1997; "Подвижник", 2008; "В душе горит неизреченный Свет...", 2009; "Подвиг земной и надземный", 2009), его литературные произведения ("Устремленное сердце", 1997, 2007 (дополненное издание), 2012 (дополненное издание); "Сребротканная нить", 1999; "Рассказы. Стихи", 2011) и "Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. 1961-1972", 2017. Репродуцированы его акварели (1997). Издан музыкальный сборник (2009). 1.8.1997 в Венёвском краеведческом музее открылась посвященная ему экспозиция, 30.7.2017 открыт Музей Б.Н. Абрамова и заменена мемориальная доска, в этом городе регулярно проводятся Венёвские чтения в его память. С 2005 г. в Новокузнецке проводятся Кузбасские Чтения памяти Б.Н. Абрамова, изданы сборники.

О Б.Н. и его трудах из "Граней Агни Йоги": "Писаниям твоим нет цены. И нет ничего, чему можешь их уподобить или с чем сравнить... Силу их лишь в действии осознаешь, и в действии на умы человеческие. Равнодушных не будет: или осудят, или вознесут. Не возносящие вознесут, но осуждающие. Потому сумей оценить и понять будущих супротивников... Они твои лучшие помощники. Без них потопят согласившиеся свет слов твоих в море обычности. И многие из них, несогласившихся, дадут явление ярых друзей" (1953-206), "Записи эти имеют особую ценность... Для тех, кто идет после, послужат они источником Света, указующим путь" (1961-128), "Сын Мой, мысли Мои запечатлеваешь не для себя, но для людей. Многие после пройдут по тропинке, тобой проторенной. Прорывать в пространстве каналы для мыслей - задача почетна" (1961-233), "Ты Нам помощник Свет Наш передавать миру. Ты - фокус, на который устремляются Наши Лучи для передачи их в мир... Приемников сравнительно много, но сознательных Считаем по пальцам. Их мощь велика. Она служит постоянному и сильному пространственному насыщению" (1961-389), "Даже среди тех, кто коснулся Учения Жизни, так мало, так разительно мало могущих воспринимать посылаемые мысли и запечатлевать стройно их на бумаге. Даже в этой жизни сколько лет потребовалось, чтобы от отдельных коротких слов и фраз перейти к длительной записи, и сколько потребовалось жизней, чтобы достаточно приблизиться к Нам и взять на себя Наше Поручение" (1964-596), "Эти записи имеют большое значение для пространственного насыщения окружающих сфер чёткими и определёнными формами мыслей, оформляемых сознанием... Пространство цементируется ими. Они заполняют его, они вибрируют и живут своей жизнью, насыщенные огнём. Аура планеты обогащается этими формами. Будучи созданы в вибрационном ключе, отличном от обычного мышления, они активно вступают в борьбу с нечёткими, сумбурными и тёмными продуктами психической деятельности людей" (1969-651). "Первое - это дать и оставить после себя эти записи... Второе: поддержание планетной сети Света путем утверждения пламени сердца... Третье: цементирование пространства и насыщение его мыслями и представлениями, связанными с Учением Жизни и способствующими его невидимому, но мощному распространению" (1971-573; Гуру), "Тебя обвинят в заимствовании мыслей из Учения, даже приведут заимствованные слова и изречения, не поставленные в кавычки. Не смущайся этими обвинениями, но прямо скажи: "Да, это совершенно верно. Все, что содержится в этих записях, взято или из Учения или от Учителя... Записанные же мысли Учителя не мои и не принадлежат мне. Я просто явился передатчиком и уловителем того, что мне удалось воспринять... Кому не хочется их читать, пусть не читает, но не мешает желающим почерпнуть из них то, чего нет в другом месте или что изложено там очень сложно"" (1972-116). Таким образом, жизнь его в России незримо влияла на ход эволюции страны. Работал, в основном исцеляя, он и в Тонком Мире, во время сна. В трудных условиях, незаметно для обывателей, он совершал духовный подвиг.

"Сын Мой спрашивает – "Кто я?" Скажу – сын Великого Духа и верной земной спутницы Его. Чаша страданий и унижений тяжких была испита матерью и сыном. Но космическая справедливость восторжествовала, и счастье вернулось. Велико было наше одиночество; оставленные Мужем и Отцом, в силу неисповедимости судеб, и вынужденные скрываться от подосланных убийц, лишенные крова и пропитания, – мы все претерпели, все вынесли. Страдания сплотили нас еще сильнее, и любовь обоюдная страстно разгорелась в наших сердцах. Сын усвоил от матери, дочери большего Пандита, лучшие Заветы и Знание тогда, но преуспел и во многих других занятиях, приличествовавших его роду Кшатрия. И когда наступил час воздаяния за страдания, сын сумел своим умом, искусством и ловкостью в военных играх вернуть Мужа матери и своего Отца и утраченное достояние. Страница этой жизни запечатлена в древней индусской "МАХАБХАРАТЕ"..." (П/П-6.11.52).

"Ниночка... хочет знать свои воплощения... Вспомните, Родная, маленькую девочку-индуску, которая, увидев Акбара, решила стать женою ему, когда подрастет, и подарить ему прекрасного сына. Девочка стала женою Акбара, но счастье ее было кратко. Дав жизнь сыну, она умерла. Сын ее был вскормлен и взращен старшей женою Акбара и стал ему много любящим и любимым Им сыном. Может быть, найдете что-либо в биографии Великого Могула. Имя сына было Даниал, или по-нашему Даниил. Девочка была маленькой принцессой, дочерью небольшого Раджи на службе при Акбаре. Страстная любовь этой девочки была трогательной страницей в жизни Акбара, и сын принес ему много радости" (П/П-18.7.51; Daniyal - третий сын Акбара). "Да, родная моя Ниночка, мы встречались и не раз в очень далекие времена в нашей любимой Индии. И моя Ниночка, моя маленькая любимая сестра после моей смерти заняла место матери моих детей и стала прекрасной женой моему Мужу – Махарадже в одной из южных областей Индии. Может быть, Вы догадываетесь, Кто был этим Махараджей" (П/П-10.2.54).