Уоллес Генри Эгард / Henry Agard Wallace
(7.10.1888, Эдэйр Каунти, штат Айова,-18.11.1965, Данбери, штат
Коннектикут) - государственный деятель США, временно примкнувший к
рериховцам. С марта 1933 г. министр сельского хозяйства,
20.1.1941-20.1.1945 вице-президент при Ф. Рузвельте, с марта 1945 г.
по сентябрь 1946 г. министр торговли. Ученый-аграрник. "Галахад",
"Друг", "Никодим" (евангельский персонаж, тянувшийся к Христу, но
трусливо приходивший к нему лишь когда никто не видел), "Фред.".
Сын потомственного издателя популярного на
Среднем Западе сельскохозяйственного журнала, писателя, министра
сельского хозяйства (1921-25.10.1924). В 1910 г. закончил Университет
Айовы, где изучал сельскохозяйственную генетику, и занялся выведением
сортов растений и их внедрением, экономикой и работой в журнале отца.
Получил пшеницу, дающую увеличенный урожай за счет сопротивляемости к
болезни. В 1929-31 гг. был редактором журнала или газеты для фермеров;
писал статьи и сам. Автор книг "Сельскохозяйственные цены" (1920),
"Выращивание пшеницы" (1923), "Новые границы" (1934), "Америка должна
выбрать" (1934). Читал лекции по статистике.
Организовывал выборы президентов в 1928 и 1932
гг. Рузвельт взял его сначала министром, а в 1940 г. заявил, что без
него на третий срок выдвигаться не станет. Г. У-а товарищи по партии
не любили в том числе за увлечение восточными философиями. Он родился
возле города Ориент, и в этом виделся знак, объясняющий интерес к
ориентализму. Г. У. изучал кальвинизм, католицизм, иудаизм, буддизм,
ислам, зороастризм, "христианскую науку", теософию и Учение Храма
Человечества и, наконец, стал почитателем Н.К. Рериха.
Впервые посетил Музей Рериха в начале апреля 1927
г., в июле стал членом Общества друзей Музея Рериха. Посещал выставки
Н.К., читал его статьи, заходил в Институт Объединенных Искусств,
общался и переписывался с Ф. Грант и Лихтманами. Впервые встретился с
Н.К. в 1929 г. Тогда Н.К. подсказал перенести символ Великой Пирамиды
с большой государственной печати на долларовую купюру, и Г. У.
протолкнул эту идею. Видимо, Н.К. имел здесь в виду иерархическую
символику. В конце февраля 1933 г., накануне вступления в должность
министра, Г. У. получил от Н.К. дордже - символ власти. В том же году
начал переписку с Н.К. 24.11.1933 С.М. Шафран получила фрагмент
медальона с фотографией - посылку из Белого Братства Г. У-у. Тот был
потрясен подарком (когда-то утерянной им вещью) и укрепился в мысли,
что он последователь Учения Живой Этики.
Г. У. - пример не сделавшего последний
решительный шаг вперед и отступившего. Его приближение к Иерархии
Света было скоротечным. Е.И. Рерих через Ф. Грант стала посылать ему,
а через него и президенту Рузвельту, сообщения с 1.6.1933. Г. У. помог
в проведении Третьей Международной Конференции Пакта Рериха
17-18.11.1933 в Вашингтоне (был "покровителем" ее). Однако сразу же
проявил полумеры, и на нем и Грант лежит, очевидно, большая доля
ответственности за последовавшие отклонения США от лучшего курса.
"Читали письмо Др[уга] к Гл[аве]. Письмо милое,
но нет в нем силы и огня, необходимого ввиду столь исключительно
серьезного положения... Приглашение от Гл[авы] почти что потеряло
смысл, ибо обещанная весть уже утратила свое значение. Есть формулы,
которые могут быть произнесены [только] при определенных условиях..."
(П/Ам-29.11.33). "...приветствуем нового рыцаря Круглого Стола сэра
Галахада, как назвал его Н.К... предупредим нашего рыцаря, что... Он в
руках темных шептунов" (П/Ам-13.12.33). "Указана его большая
полезность, может много тьмы рассеять, и в знак высокого Доверия
поручено Ф[уяме] передать ему кольцо с надписью" (П/Ам-1.1.34).
"...если Гал[ахад] проведет то, что нужно, он встанет в ряды ближайших
сотрудников, и жизнь его осветится радостью и красотою Великого
Служения. И страна... поймет, кому она была обязана и кто удержал ее
от пути ужасного" (П/Ам-31.1.34).
15.3.1934 в Вашингтоне состоялась встреча Н.К. и
Ю.Н. Рерихов с ним, а затем серия других, в связи с организацией
экспедиции Рерихов под эгидой сельхоздепартамента США в Маньчжурию и
Китай. Психологические состояния Г. У-а в эти дни известны по дневнику
З.Г. Фосдик и по письмам Е.И. Рерих. Оценки, даваемые его действиям
Е.И. и Великим Владыкой, очень поучительны для последователей
Агни-Йоги, а кроме того, здесь эпизод истории великого государства,
когда его руководители упускают шанс сотрудничества с Иерархией Света.
"...ибо он на пути к президентству, должен уметь
говорить с людьми тверже... [получил от Н.К.] кольцо... Друг предложил
Н.К. видеть президента, но Н.К. не нашел нужным" (ДФ-16.3.34; здесь
З.Г. неправильно поняла, о чем см. далее). "...Н.К... готовил Друга
для будущих путей президентства..." (ДФ-30.3.34). "Эти письма своим
колебанием очень тревожат Н.К., а ведь пишет лучший человек в стране,
как же он будет управлять!!!" (ДФ-5.4.34). "Н.К. с ним много говорил о
будущем, указывал ему, как готовить себе президентство, как идти в
общем Плане, ибо его успех не будет вне Плана. Дал ему две своих
картины в дар..." (ДФ-14.4.34).
"...Гл[ава], Фред. и Ам[ос] (Рузвельт, Г. У. и
Н.К. Рерих - сост.) образуют тот нуклеус, которому суждено стать
основой культурного строительства Новой Страны... Карма Фред... так
тесно переплетена с нашей..." (П/П-26.6.35).
Обнаружились страхи Г. У-а перед японцами и
своими коллегами. ""И Ур[усвати] правильно сказала, что не знали, как
вовремя передать Весть. Близорукость и теплота не могут зажечь. Ведь
Ур[усвати] очень насытила Р[узвельта] и была возможность пути легкого!
Мы дали все вовремя. И Ур[усвати] писала так огненно о Вести вовремя.
Конечно, Гал[ахад] неправильно думает, что враги Наших дел обрушились
на него. Скажем: его недруги помешали Нам, но Мы ему помогли. Конечно,
он помог себе, примкнув к Нашему Знамени. Но мы ожидаем действий"...
Пусть он честно спросит себя - не прибавилось ли к нему уважения за
его участие в великом Культурном Деле?.. не самообольстился ли он
чрезмерно?.. Я посылала всяческие ободрения Гал[ахаду], но сердце мое
скорбело, видя, как он не умел пользоваться положением. Было Время...
когда дух Шаткого (Рузвельта - сост.) очень ждал Вести, но этот миг
был упущен. Чтобы быть успешным в Служении, нужно бесповоротно все
отдать и все принять, другого пути нет. И враги, которых Гал[ахад]
может встретить на этом пути, могут лишь послужить на пользу, на его
возвеличение. Но если он будет предоставлен самому себе, то даже малые
враги могут уничтожить его" (П/П-4.4.34). "Как Сказано, его нужно
толкать и торопить. Он еще не может представить себе всю грозность
времени, и все величие задания, и всю краткость сроков. Дух он
прекрасный, и я очень уважаю его, но ему нужно помочь..."
(П/Ам-12.4.34). "Он под воздействиями темных шептунов, дневных и
ночных, несомненно, он будет обуян сомнениями и ныряниями духа..."
(П/Ам-26.4.34). "Вчера Сказано: "Страх, сомнения и боязнь маленьких
сослуживцев открыли врата врагу"... должен сейчас принять все
сказанное ему Ф[уямой]; остановиться на полпути будет для него
разрушением. Если в сердце своем он обратился к Великим Силам и
прикоснулся к Их сокровенной Мощи, он должен отдать себя всецело на
Служение Великому Благу, в противном случае, он не замедлит стать
игрушкой темных, которые легче всего овладевают людьми, обуянными
страхом и сомнениями... Отступник убоявшийся предоставляется своей
Карме, а такая Карма беспощадна... Самые сильные враги не могут
устрашить истинного ученика, ибо он знает о Высшей Помощи. Но все
уклоняющиеся, все убоявшиеся, все усомнившиеся не могут рассчитывать
на такую помощь... Когда и кого спасали половинчатые меры?.. Конечно,
самому П[осланцу] не пристало добиваться почитания - это должен был
понять Друг... Сказано: "Пусть явят великое почитание П[осланца].
Единственный путь спасения для Ам[ерики]"" (П/Ам-16.5.34).
Под Вестью здесь понималось собрание пророчеств,
изложенное Е.И. в письме от 1.6.1933 и повторенное в первом прямом
письме Рузвельту от 10.10.1934, и другие сведения, упомянутые там же.
"Конечно, главная весть уже отлетела; и если избран был путь трудный,
то все же нужно смотреть в будущее и постараться, чтобы он не стал
ужасным. Потому Шатк[ий] должен знать о Пос[ланце]. Моя первая весть
Гал[ахаду] была именно об этом. Что сделал он с нею? Именно, как было
Указано: "Он слишком медлил". Теперь он спросит: почему Пос[ланец] по
приезде не настаивал на свидании с Шат[ким]? Отвечу словами Вл[адыки]:
"Почва не была приготовлена"... Если бы он не струсил и подготовил
почву к оказанию почитания Пос[ланца] со стороны Шат[кого]..."
(П/Ам-31.5.34).
"...свойства... в нем, на которые постоянно
указывает Вл[адыка]... страх, предвзятость мысли и подозрительность.
Так, одно письмо он начинает словами: "Вл[адыка] прав, существует
большой интерес к Пос[лу]" и описывает свою беседу с Шат[ким] о
Ф[уяме]. На его замечание, что Ф[уяма] замечательный человек, Шат[кий]
ответил, что он давно интересуется им. Тогда Гал[ахад] сообщил ему,
что Ф[уяма] приезжал, но он, Шат[кий], был так занят, что он не нашел
времени сказать ему об этом. На что Шат[кий] просил его в следующий
приезд Ф[уямы] предупредить его за несколько дней вперед, чтобы он мог
уделить ему целый вечер". (П/П-8.6.34). Таким образом, Рузвельт был
готов принять Советы от Иерархии через Н.К. в принципе, но не был
подготовлен Г. У-м психологически и организационно.
"...все Указания были точны и... именно его
собственные предвзятые мысли воздвигали и воздвигают еще иллюзорные
препятствия... Он все время вкладывал Ш[аткому] свои малодушные,
трусливые мысли и согласно этому ограничивал свои действия. Самость,
страх и сомнение... много было дано ему, а кому много дано, с того и
много взыщется... Много ли таких счастливцев, которым протягивалась
так щедро Высшая Помощь? А как поступил он с этою Помощью? Не утаил ли
он Ее? Сейчас меня очень беспокоит, как устроил он эксп[едицию]? Ибо
Указание, что он не сумел устроить и умалил имя относится к нашему
первому июля, именно ко дню его беседы с Ш[атким]. Из этого я
заключаю, что частичный успех с Ш[атким] он затуманил тем, что сам
умалил имя там, где мог возвысить его... все затруднения его
происходят оттого, что он не сумел выполнить в срок доверенное ему.
Ибо если бы был пробужден интерес в Ш[атком] и приняты первые
Указания, то последовали бы Другие, которые многое предотвратили бы из
происходящего сейчас в стране, и путь его был бы соответственно
облегчен... Сказано: "Полный легкий план был выработан для Ам[ерики] с
принятием Высшей Помощи, но Ам[ерика] избрала путь тяжкий". Теперь,
конечно, осталось работать, чтобы он не стал ужасным. И, конечно, при
ужасном Гал[ахад] никогда не увидит себя на том месте, которое ему
сулят розовые сны... в своем страхе он прежде всего умалил себя
самого, ибо не сумел воспользоваться благоприятным сроком стать самым
доверенным, самым неоценимым советником" (П/Ам-24.7.34).
"Никто не приблизится умалением того, кто
является Представителем Вел[икого] Вл[адык]и... Имя Гал[ахада]...
может носить лишь тот, кто твердо идет по Указанному пути. Малодушие
не пристало этому имени... Вайдегунда (воплощение Е.И. - сост.), Мать
друидов, посылала на подвиг рыцаря Гал[ахада]. Неужели теперь, когда
миссия так велика, так прекрасна, он уклонится и предпочтет увеличить
собою кадры "теплых"?" (П/Ам-12.8.34). "Гал[ахад] должен сделать
выбор: хочет ли он идти с Высшей Волей, которая держит в руках все
решения, или же он предпочитает сделаться игрушкой темных сил,
действующих через его сосл[уживца]" (П/Ам-26.9.34). "Страх его перед
ничтожествами затемнил самое прекрасное и самую высокую цель!"
(П/Ам-22.10.34).
Далее Г. У. продолжал колебаться и предавать Н.К.
во время происков против того со стороны американских ботаников
экспедиции и стоящих за ними. 3.9.1934 Е.И. по Указанию Владыки
впервые написала Г. У-у личное письмо: "В свое время Фр[ансис] должна
была передать Вам Указание подготовить Главу к принятию великой Вести,
так же как и добиться признания Америкой Знамени Мира. Причем эти два
Указа были названы Вл[адыкой] двумя основами, на которых будет
заложено преуспеяние страны. Также Вы знаете, как нечто помешало
выполнению этих Указов... которые подняли бы на такую мировую высоту
имя Главы, имя страны и имя Гал[ахада] и выполнение которых в срок...
многое повернуло бы в другом направлении, туда, где лежит и с чем
связано все великое будущее страны... если бы Указ был выполнен в
срок, П[осланец] принес бы полную Весть. Мы, многие годы водимые Волею
Высшей, знаем, как нужно выполнять Указы в срок; знаем, как нужно идти
против очевидности; знаем, как при доверии, мужестве и твердости в
выполнении доверенного мы всегда были и будем победителями...
сослуживец, позволивший за Вашей спиной так безобразно умалить имя,
тем самым предал и умалил Вас... Сказано: "Не может белый прятаться за
черного без темных последствий"... Вы спрашиваете о помощи сердца, но
она всегда с Вами. Сердце Матери друидов ведь послало Весть именно Вам
и через Вас, а могло послать прямо".
20.9.1934 Г. У. отозвал американских ботаников из
Маньчжурии. В октябре дал хорошее интервью о Пакте Рериха и поместил
знак Пакта (в спешке вышло вниз головой) на титульную страницу своей
новой книги. 15.4.1935 он, как протектор Пакта и Знамени, почетный
председатель Постоянного Комитета Пакта, по поручению Рузвельта
подписал Пакт от имени США. 16.4 начал выдвижение кандидатуры Н.К. на
Нобелевскую премию мира. Однако в это время на него стали влиять
одержимые Л. Хорш и Э. Лихтман, и он поверил, что Великий Владыка
вещает через них. Около 13.6 (в результате встречи с ними) он резко
переменил отношение к Рерихам, 24.9 написал Е.И., что прекращает
отношения с Рерихами, а 24.10 разослал письма послам многих стран,
дискредитирующие Н.К. и тех, "кто возвеличивает его имя", вследствие
чего кандидатура Н.К. на премию была снята. "Никод[им] представляет из
себя их орудие и вполне убежден, что он... исполняет Указы... ярые
руки всячески дискредитировали ему Рам[о] и Ф[уяму]... несчастный
Ник[одим] совершенно психологирован и терроризован..." (П/П-25.7.35).
"Он ведь под впечатлением, что они являются доверенными Вл[адыки],
и... принимает от них прямые указания Конрада" (П/П-14.8.35).
"...Г[алахад], вначале относившийся с таким уважением к Н.К., теперь,
околпаченный этими преступниками, пляшет под их дудку и участвует в
самых безобразных действиях против всех нас... принявший их по моему
слову, по первому же навету с их стороны отвернулся от меня и предал
все дело... Если бы удалось оградить Г[алахада] от мерзавцев, то это
была бы уже победа. Но он, вероятно, очень боится их. Несомненно, по
неосмотрительности он выдал им письма, которые они могут использовать
против него" (П/П-3.12.35). "...этот "рыцарь" уже не раз был повинен в
мелких предательствах, и сейчас ему была дана последняя возможность
искупления" (П/П-22.11.35). "Воин, по первому наговору отступающий,
лишается доверия" (П/П-1.10.35).
В "Заключении" к своему дневнику З.Г. Фосдик так
излагает дальнейшие события: "Во время судебного процесса стало
очевидным, что Г. У... действовал заодно с Хоршем... Со стороны У-а,
пользовавшегося своим положением, следовали нажимы на судей в пользу
Хорша и его адвокатов... Обнаружилось, что У., будучи в долгах, охотно
принял предложение Хорша помочь ему...". Г. У. дал Л. Хоршу должность
в государственном аппарате.
Г. У. явно учитывал Указания и дальше, что видно
хотя бы по его поездкам в Латинскую Америку (1940, 1943), Китай и
Сибирь (1944) - страны, Отмеченные как самые перспективные для
Эволюции. Написал книги "Столетие простого человека" (1943),
"Шестьдесят миллионов рабочих мест" (1945).
В 1944 г. Рузвельт уже не стал повторять
ультиматум партии и добавил еще две кандидатуры на пост
вице-президента, и Г. У. не прошел. "Перед смертью Рузвельт понял
изменническую природу У-а" (ЛД-1.11.46).
В сентябре 1946 г. Г. У. был смещен с поста
министра президентом Г. Трумэном за отказ поддерживать курс "холодной
войны" с СССР. Его взлет и падение в США считают небывалыми среди
вице-президентов. Г. У. проводил кампанию за мир с Советским Союзом,
одновременно отрекаясь от "русофильства". Во время этой кампании его в
США окрестили "предателем". Издавал в 1946-7 гг. "New Republic".
Создал Прогрессивную партию и в 1948 г. выдвигался на пост президента
(очевидно, считая, что Иерархия по-прежнему желает этого; его одобрила
компартия, однако получил он лишь 2.4 процента голосов). В ходе
предвыборной кампании конкуренты в качестве компромата опубликовали
его письма к Н.К. Рериху 1934 года, где Г. У. называл Н.К. "дорогой
гуру". Компроматом это выглядело потому, что Н.К. в США был придан
образ преступного неплательщика налогов, чему способствовал вместе с
Л. Хоршем Г. У. И закономерно, что в дни своего краха предатель Посла
Иерархии получил напоминание о своем преступлении. После проигрыша на
выборах Г. У. отошел от политической деятельности. Удалился на свою
ферму в Южном Салеме. В 1952 г. выпустил книгу "Почему я ошибался"
(отрекаясь от симпатий к России), в 1960 - "Взгляд далеко назад".
"Вот Г. У. толкует о будущем мире и демократии.
Ему ли говорить о честности и мире? Его демократия не есть ли
демонократия? Какой мир всего мира возможен, если во главе будут
заседать демоны?" (ЛД-11.6.42).