Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Тимур, Тамерлан

Тимур, Тамерлан

(9.4.1336, с. Ходжа-Ильгар,-18.2.1405, Отрар) - среднеазиатский выдающийся полководец, реорганизатор войска и государственный деятель, эмир. Принять титул хана не позволяла родословная, но фактически был таковым, сажая на престол послушных. Воплощение Ю.Н. Рериха. Некоторое время владел Священным Камнем (см. "Криптограммы Востока"). Имел тамгу (герб) с символом Знамени Мира.

Родился возле г. Шахрисабз (Кеш) сыном бека из тюркско-монгольского племени барлас. С 12 лет состоял на военной службе. Щедрость, храбрость, умение разбираться в людях, ум, организаторский талант, интуиция быстро сделали его вожаком отряда в несколько сотен, а потом и тысяч. Часто побеждал многократно численно превосходящего противника. В 1361 г. получил в управление Кашкадарьинский вилайет, в 1370 г. окончательно захватил власть в Мавераннахре и принял титул эмира. Столицей сделал Самарканд. Занялся сплочением полученных земель и присоединением новых территорий. Получил в 1372 г. тяжелые ранения в руку и ногу, навсегда изуродованные (отсюда форма имени "Тимурленг" (тадж. "Тимур-хромец"), европейцами переделанное в "Тамерлан").

Пользуясь поддержкой кочевой знати, оседлых феодалов и особенно мусульманского духовенства, создал крепкое и большое государство, целую империю. Войско построил подобно Чингисхану, но не из всего здорового мужского населения, а из профессионалов, при этом привлекая пехоту оседлых народов. Усовершенствовал боевой строй, ввел единое обмундирование (для опознания своих). Стал использовать огнестрельное оружие. В войнах был демонстративно жесток только с упрямо непокорными (побеждал он всех, кого запланировал, поскольку тщательно все необходимое загодя выяснял, рассчитывал и подготавливал), мог легко простить достойного врага и даже дать ему высокий пост. Был беспристрастен, одинаково благосклонен к врагам и друзьям. Уважал солдат противника. Пленным предлагал поступить на службу к нему или отпускал на свободу.

Не мстил, а предавал закону, восстанавливая порядок. Обычно на первый раз миловал, при повторении преступления закона наказывал. Уже подчиненные территории не только не грабил сверх меры (подать назначалась гибко, сообразно местным условиям), но даже помогал им в развитии. Вообще завоевывал ради установления всеобщего порядка, особенно предпочитая подчинять страны, ведущие себя агрессивно, где установились жестокость, разделение и упадок веры (по воплощениям Махатм государственными деятелями ясно можно видеть, что эволюции соответствовали не вечно грызущиеся между собой мелкие племена и страны, а большие союзные государства с мирным внутренним порядком). Веру он, конечно, насаждал мусульманскую, так что с христианами и индуистами обращался гораздо менее бережно, чем с единоверцами, иногда, пожалуй, грубо ошибочно. Был объявлен главным распространителем (восстановителем) веры текущего века, то есть святым. Заявлял, что на Земле должен быть один правитель, как един Господин на небе. Советуясь с мудрыми, разрабатывал простые стройные законы (при этом всегда норовил устроить все по 12, исходя из небесных знаков Зодиака), затем добиваясь их строгого, но справедливого исполнения. Сам первый и выполнял их точно. Его девиз был «Сила в справедливости».

Имел дипломатические отношения и вел торговлю не только с соседями, но и с европейскими странами. Путешественников просил привозить редкие вещи и сведения о нравах и обычаях чужеземных государств, особенно об отношении государей к подданным.

Много времени проводил за игрой в усложненные шахматы (находя в этой игре сходство со своей военной деятельностью). Не умел читать и писать, но очень много знал, особенно поэзию, историю и религию. Свободно говорил на турецком и персидском языках. Был не примитивным мусульманином (пренебрегал внешней стороной религии), а углубленным суфием: участвовал в религиозных диспутах, держал себя в простоте и строгости. Сам редактировал написание исторических трудов о периоде своего правления, добиваясь точности. Сочинил несколько книг о выработанных им принципах разумного правления и военного дела. Уделял большое внимание развитию в столице науки и культуры, любил беседовать с математиками, астрономами-астрологами, историками, теологами, поэтами, писателями, лингвистами. Устроил собрание ученых, посвященное упрочению порядка и справедливости в государстве. В завоевательных походах собирал в Самарканд прекрасные вещи, книги и лучших мастеров (ткачей, оружейников, ювелиров, художников и др.), которые, в частности, оставили знаменитые архитектурные сооружения.

При тотальных разгромах некоторых городов приказывал не трогать районы, где жили ученые. При назидательных разрушениях сохранялись мечети, учебные заведения и госпитали. Разрушенные города Т. иногда отстраивал заново силами войск. Он действовал (не в бешенстве, а из холодного расчета) грубыми методами того времени, когда дипломатия не срабатывала; несколько легендарных примеров (горы черепов и т.п.) были демонстрацией решительности, бесповоротности, чтобы включенные в гигантское государство не бунтовали, а занимались мирным трудом. Особенно сурово (показательно) наказывались свои же чиновники, если они воровали и насильничали. Т. устроил строжайший надзор за наместниками: нет ли с их стороны жестокости и грабительства по отношению к населению. Начальников старался ставить пользующихся одобрением у местного населения и хорошо разбирающихся в местных обычаях. Службу под своим началом старался делать привлекательней, чем до него, особенно для ученых, хороших мастеров и воинов. Любил знающих и храбрых, не терпел ложь, удалял от двора клеветников.

Т. активно строил оросительные каналы, дороги, мосты и караван-сараи при дорогах. Ввел на родине возделывание льна и конопли - для изготовления канатов для осадных машин. Заботился об обработке заброшенных земель, бедным крестьянам раздавал земледельческие орудия. Для уничтожения нищенства основывал приюты, в каждом городе строил богадельню для бедных и убогих, больницу, общественную школу, мечеть и монастырь, здания для администрации и судей. По большим дорогам путешественников для безопасности сопровождал конвой.

Объединил Среднюю Азию и подчинил к концу жизни почти 30 стран, включая Хорезм, Хорасан, Закавказье, Ближний Восток, Турцию, Иран, север Индии (захватил Дели и 1.1.1399 принял титул "императора Индии"). Индия, следует заметить, находилась в состоянии жуткой междоусобной борьбы мелких княжеств и деспотизма. По дороге туда Т. к тому же уничтожил многочисленные шайки придорожных разбойников. В 1402 г. разбил и пленил турецкого султана (тем самым отсрочив на полвека завоевание турками Константинополя), после чего египетско-сирийский султан признал себя данником без войны. В 1404 г. Т. начал поход на Китай, но умер.

Оказал огромное положительное влияние на историю России: к 1388 г. подчинил Хорезм (владение Золотой Орды), а в походах 1389-95 гг. уничтожил и саму Орду. В 1395 г. зашел было на русскую территорию, но повернул обратно. Как утверждает древнерусская "Повесть о Темир Аксаке" (турецкая версия его имени, означающая "Железный Хромец"), это случилось из-за заступничества Богородицы, икону которой срочно принесли из Владимира в Москву. Есть легенда, что он увидел Богородицу во сне, что вполне вероятно, поскольку перед важными делами часто имел вещие сны. Таким образом, Т. способствовал объединению не столько даже Средней Азии, сколько России Сергия Радонежского (Майтрейи-Мории), поскольку свои владения еще при жизни разделил между сыновьями и внуками. Единство, относительное спокойствие, впрочем, сохранялось там около ста лет, так что экономика и культура развивались. Из потомков-тимуридов особенно отличился культурным уровнем его внук Улугбек, а Бабур основал в 1526 г. династию Великих Моголов Индии, к которой принадлежал и объединитель Индии Акбар (Майтрейя-Мориа).

Советский антрополог М.М. Герасимов реконструировал по черепу скульптурный портрет Т-а в 1941-2 гг., то есть в годы воплощения Ю.Н. Рериха. Гробница Т-а была вскрыта по личному приказу Сталина, несмотря на грозное предупреждение Т-а тому, кто нарушит его покой (такова легенда), а через несколько дней на СССР напал Гитлер. Перезахоронен был в декабре 1942 г., и вскоре в Сталинграде произошел перелом в войне.