Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Тереза (Авильская) де Сепеда и Аумада / Teresa de Cepeda y Ahumada, di Avila

Тереза (Авильская) де Сепеда и Аумада

(28.3.1515, Авила, Испания,-29.9.1582, Альба) - основательница ордена босоногих кармелитов, единственная в истории церкви женщина-богослов. Воплощение Сестры Белого Братства Ориолы (см. П/П-9.1.35, П/Р-2.4.36), после воплощения Жанной Д'Арк. В 1622 г. была объявлена святой, в 1970 г. причислена к Учителям Церкви - первая из женщин. Автор написанных живым языком книг "Моя душа" (иначе, "О моей жизни"; 1562-5), "Основания" (ею монастырей), "Путь к совершенству" (1583; об уставе кармелитов), "Внутренний замок" (1589), стихов, песен.

Родилась в знатной кастильской семье, правнучка леонских королей. В 6 лет уже умела читать, и любимой книгой была "Цвет святых" (жизнеописания). "Господу было угодно, чтобы в моей душе с самого раннего детства запечатлелся путь истины". Ей не терпелось попасть к Богу, и она, с братом, попыталась сначала сбежать в мавританскую землю, дабы претерпеть мученичество за веру, а потом построить монашескую келью в саду.

Первое, что написала, в ранней юности, - рыцарский роман. Девушка она была обворожительная, и ее воображение занимала романтическая любовь. Заметив, что Т. беседует ночью через решетку с юношей, отец отдал ее под присмотр в монастырскую школу, но там она вскоре заболела. Сначала монашеская жизнь Т-е не понравилась, но зерно было посеяно, и 2.11.1535 она уже сама сбежала в монастырь кармелиток.

Рьяно взявшись за молитвы, Т. вскоре впала в крайне болезненное состояние. Похоже, она "слишком хорошо" реализовала монашеский идеал - любить только Бога, а мирским и телесным пренебречь, - и тело не выдержало. Неправильное лечение чуть не привело к смерти и вызвало большую слабость на несколько лет. Любовь к ближним в ней не угасла - как часто случается у монахов. Люди же к ней очень тянулись, благодаря ее обаянию, благожелательности, проницательности, уму и одухотворенности. Даже отец приезжал за духовными советами.

Пороком монастырской жизни тогда было потворствование чувственным соблазнам - роскошь в питании и украшениях и т.п. Т. вела себя скромно, но все равно жестоко мучилась из-за своего несовершенство (из-за того, что другие монахини и даже духовники и грехами-то не считали).

В сорокалетнем возрасте случилось озарение: Т. осознала, что Христос - не только Бог, но и ближний, друг. "Жизнь моя кончилась - началась жизнь Бога во мне". Внешний мир перестал казаться единственным реальным. Мощные мистические переживания хлынули потоком. Этот свой духовно-психический опыт Т. описала потом почти научно. А явления были самые высокие: видения Божественного Света и Лика Христа, постоянное присутствие Иисуса, разговоры с Ним и т.д., даже тело взлетало вслед за духом.

Зная теперь Божью Волю, она стала передавать ее людям и воплощать действиями. Надо было исправлять церковь, и первым ее делом стало восстановление смягченного в 1432 г. первоначального устава кармелитов, для осуществления чего она начала строить монастырь. Тут же началась травля и угрозы выдать инквизиции (эта служба до нее добралась-таки, но позднее). Строительство пришлось прервать и скрытно купить на средства вернувшегося из Америки брата небольшой дом, где и была 24.8.1562 основана обитель св. Иосифа. Жители города бесновались, но не смогли одолеть пятерых монахинь, за которых был сам Христос. Т-у изолировали. Тяжба дошла до короля и папы римского, а те замысел одобрили. Вернувшись в декабре в свой монастырь, Т. увидела Христа, возложившего на ее голову корону.

Вскоре Т-е была поручена работа по широкому проведению реформы: 13.8.1567 она выехала для основания нового монастыря, коих на ее счету потом набралось тридцать. И это при том, что денег не хватало, поскольку Т. выполняла волю Христа: "монастыри без доходов" (то есть коммерции). Она научилась быть деловой ради высокой цели. Появилось в 1568 г. и первое мужское братство по новому уставу (в дело включился Хуан де ла Крус). "Босоногие" кармелиты, и Т. первая, терпеливо сносили голод, холод и унижения, в путешествиях и в обителях. Никогда темные силы не оставляли Т-у в покое. Например, одна послушница распространяла самую гнусную клевету.

В тысячах писем в разные монастыри Т-е приходилось не только любовь выражать, но и резко усмирять бесноватых. И все же гораздо чаще она заражала энтузиазмом и весельем (из ее писаний: "Следует считать уныние очень опасной болезнью и лечить ее"), любила петь и плясать, шутить среди близких. Впрочем, сестрам и умерщвление плоти было в радость, и это резко отличалось от тогдашней монастырской сытой тупой роскоши. При том аскетизм монашек был всегда доброволен - Т. запрещала угнетающее дух насилие над собой. И никакого формализма.

В 1571 г. и соборным постановлением от 21.5.1575 Т-е запрещали основывать монастыри. С 1577 г. начались грубые преследования. Но в годы вынужденного ограничения во внешней деятельности она уходила в активность писательскую, творя книги под лучом иеровдохновения. Впрочем, она обратилась за помощью к королю. И в конце концов в 1580 г. папа выделил босоногих кармелитов в независимое братство. Т. тогда уже была больна, но дело достаточно укрепилось на будущее. Перед окном кельи, где она умирала, засохшее деревце, которое никогда не цвело, вдруг поздней осенью все покрылось белыми цветами (это случилось в ночь введения "нового стиля" с 4 на 15 октября 1582). Мощи Т-ы оказались нетленны.

"Если Господь оказывает мне большие милости, чем другим людям, то потому только, что я слабее и ничтожнее всех". "Только бы люди немного больше поняли и прославили Господа, и пусть меня проклянет весь мир!"