Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Тагор Рабиндранат / Rabindranath Tagore

Тагор Рабиндранат

(7.5.1861, Калькутта,-7.8.1941, Калькутта) - индийский мирового масштаба писатель-новатор (поэт, прозаик, публицист, драматург), актер, композитор, художник, философ (гносеология, эстетика), просветитель, педагог, организатор. Первый из жителей Азии лауреат Нобелевской премии по литературе (1913), доктор литературы Калькуттского университета (26.12.1913).

Родился в тогдашней столице Индии в семье брахманов, однако, не консервативных. Многие из ближайших предков, братьев, сестер и младших родственников его внесли большой вклад в возрождение и обновление индийской культуры. Дед (?-1846) был крупнейшим промышленником (создал первую в Индии сеть предприятий по европейскому образцу), купцом, банкиром, крупным землевладельцем, содействовал также религиозным и политико-социальным реформам. Отец некоторое время руководил обществом "Брахмо Самадж", распространявшим в народе не обряды, а религиозную философию и стремившимся устранить устарелые обычаи (разделение на касты, детские браки, самосожжение вдов).

Р. Т. начал писать стихи в 7-8 лет, с 12-13 лет уже публиковал стихи и заметки о поэзии, в основном в журналах своих братьев. Писал и музыку: за свою жизнь сочинил более 2000 песен, две из них стали гимнами Индии и Бангладеш. В 1878-80 гг. учился в Англии, в основном изучая не юриспруденцию, как планировалось, а английскую литературу и музыку. Вернувшись, стал писать музыкальные драмы, романы и, первый в бенгальской литературе, рассказы. Стихи и песни его - любовно-лирические, о природе, социальной тематики, религиозные, философские. Ввел в национальное стихосложение новые формы и размеры. Пьесы свои часто сам же первый и ставил. Кроме режиссерских функций, не раз выполнял и актерские, хорошо пел, иногда и танцевал. Ввел, как сценарист и режиссер, в индийскую практику особого рода праздники-фестивали, например, разработал праздник-ритуал посадки деревьев, потом распространившийся по стране. Вообще он старался древним национальным формам культуры придавать динамизм. Например, организовал изучение старинных храмовых и народных танцев, но при этом создавался и новый танцевальный стиль. Произвел реформу также в области театрального костюма и декоративного оформления спектаклей. Его пьесы ставились и за рубежом, переводились активно и прочие литературные произведения. Литературное наследие Р. Т-а огромно, включая статьи, многие из которых выросли из лекций, и письма, нередко глубокого содержания.

Среди статей и других его писаний немалая часть была политическими протестами, однако в политические организации он не входил, даже если дружил с лидерами, например, с Махатмой Ганди. Дело в том, что Р. Т. не одобрял обычные политические методы, прежде всего разделяющие. В идее ненасильственных методов был предшественником Ганди. Искал не конфликтов, а единения, а если протестовал, то стремился не столько обличить, сколько разъяснить. Не выбирал чью-то сторону, даже если симпатизировал одной из них больше (например, в англо-индийском конфликте). Националистом не был, стремился и призывал к терпимости и многокультурности. Политическую свободу рассматривал в смысле полезности для духовного развития народов. Эпизодически участвовал в акциях различных общественных организаций культурной направленности. В молодости помогал брату в создании Литературной академии Индии. По поручению отца был секретарем общества "Брахмо Самадж" (1884-1911).

Столкнувшись с жизнью народа, ввел в национальную литературу тему "маленького человека" и начал эксперименты по общинному земледелию и обучению крестьян (с 1890). Послал сына учиться в США сельскому хозяйству, после чего была создана прогрессивная ферма. В 1922 г. в деревне Шриникетон основал Институт реконструкции сельского хозяйства. Его ученики просвещали крестьян в области агротехники.

22.12.1901 в имении Шантиникетон Р. Т. открыл школу Брахмачарья Ашрам (первым желанием было возродить древнюю индийскую систему обучения подростков в семье гуру, взамен приобретшей в Индии ужасные формы системы английской; кроме того, он ввел естественнонаучное и техническое образование), 23.12.1921 там же открыл университет Вишвабхарати (центр интернационального обучения), в который привлек профессоров из многих стран. В школе сам преподавал, составлял учебники и хрестоматии (поскольку в обучении на бенгальском языке был пионером), в вузе издавал журналы. Центральными принципами его педагогики были активная связь обучения с жизнью, общение с природой, ненасильственное развитие естественных способностей, взаимное обогащение культур Востока и Запада, "всемирная культура". С 1913 г. он начал выступать с лекциями в западных странах, более всего на темы морали и восточной культуры. Много путешествовал, посетив десятки стран.

Посетил и СССР (11-25.9.1930), результатом чего стали "Письма о России": "Все, что я вижу, кажется чудом. Нигде в других странах нет ничего подобного... Они сделали всех людей равными... Истинная взаимопомощь возможна лишь между равными... даже среди... народов Средней Азии знания распространяются с быстротой наводнения. И нет предела их безмерным усилиям, чтобы открыть этим народам путь к вершинам науки... серьезных просчетов немало, и когда-нибудь они приведут к затруднениям... основная ошибка заключается в том, что их система просвещения шаблонна, а людей нельзя воспитывать по шаблону... нет контрастов, потому вместе с роскошью ушло и безобразие нищеты... праздность исчезла бесследно. Все живут своим трудом... полное отсутствие мерзкой кичливости богатством. Этого оказалось достаточно, чтобы в народе пробудилось чувство человеческого достоинства... Не знаю, хорошо или плохо то, что они здесь делают, но невольно поражаюсь их невероятной смелости!.. Старое смели с лица земли, чтобы дать место новому... Экономически они еще очень слабы, но зато их духовная мощь неизмерима... Сейчас в мире есть лишь один народ, который заботится не только о своих собственных интересах, но и о судьбах всего мира... было бы просто непростительно не увидеть своими глазами свет самого яркого жертвенного пламени на алтаре истории... в России поняли, что только образование может сделать слабого сильным, ибо от него зависит все остальное - пища, здоровье и мир в стране... русские крестьяне... не только научились читать, они изменились внутренне... просвещение изменило духовный облик народа... везде бьют ключом инициатива и творчество... "В других странах люди стремятся получить за свою работу деньги или почет, но нам этого не нужно, мы работаем только ради блага всего народа"... вся страна, устремленная к одной цели, собрала все свои силы... и как бы превратилась в один гигантский организм, в одну колоссальную личность... стремление к Единству охватило всю страну... невежество одного человека тяготит всех остальных... Они - Вишвакармы - творцы вселенной, они заботятся обо всем мире...".

Уже в 1918 г. Р. Т. называл Советскую Россию "утренней звездой, возвещающей зарю новой эры". Социалистическими идеями интересовался с 1893 г., но грубоматериалистические объяснения истории не принимал. Например, причины упадка Индии (отчего ее покорили мусульмане, а потом англичане) видел не в "экономическом базисе", а в причинах духовно-психологических: "...основой всех нынешних бедствий, выпавших на долю Индии, является невежество. Национальная вражда, религиозная рознь, творческая вялость, экономическая слабость - все это связано с недостаточной образованностью". Одной из главных причин деградации называл изоляцию страны от внешнего мира и последовавший застой, то есть нарушение принципа единства человечества.

Единство - сквозная тема творчества Р. Т-а. В юности его интересовало единство человека с природой, потом - единение раздробленной национальными, религиозными и социальными гранями Индии, затем - единение народов (культур) всего мира. В идеале он видел творческое саморазвитие народов без подавления других, во взаимном обогащении. "Нынче начался век сотрудничества и взаимной помощи. Пора высаживать ростки, проклюнувшиеся в отдельных теплицах, под открытое небо, на поля" - в этой, например, цитате видно его гениальное понимание времени - прихода кооперативной эпохи Водолея.

И вдохновение человека-творца он объяснял интуитивным познанием "высшего Я", находящегося в единстве с разлитым повсюду бесконечным высшим началом; при этом взгляд человека "обнимает предмет как целое, не разделяя его на части". Всю жизнь Р. Т. утверждал изначальное духовное единство, которое может быть практически воплощено и в более приземленных формах. Темой, которой были посвящены все его произведения, начиная с 1883 г., он называл радость обретения бесконечного в конечном, то есть Единого, цельного в частичном, например, единого для всех божественного духа в отдельных личностях. Личности в этом процессе соединяются, и Р. Т. считал общественную деятельность путем к идеалу. Корни этих его идей - в древней индийской философии.

И в глубокой старости Т. не терял творческие способности, но даже расширял. В 1928 г. занялся странной живописью, удивлявшей и его самого: он давал выход каким-то бессознательным импульсам. Из общественных деяний последнего периода жизни крупнейшим было создание в сентябре 1924 г. в Шанхае Азиатской ассоциации - первая в истории попытка всеазиатского единения. В 1937 г. открыл факультет китайско-индийских исследований. Интересовался наукой, даже дискутировал с А. Эйнштейном о проблеме хаоса.

Из статьи Н.К. Рериха "Толстой и Т." (ЛД-[1937]): "...Елена Ивановна принесла... "Гитанджали" Т-а в переводе Балтрушайтиса. Как радуга засияла от этих сердечных напевов... Поэмы читались на вечерах и на внутренних беседах. Получилось то драгоценное взаимопонимание, которое ничем не достигнешь, кроме подлинного таланта... Несказуема основа красоты, и каждое незагрязненное человеческое сердце трепещет и ликует от искры прекрасного света. Эту красоту, этот всесветлый отклик о душе народной внес Т. Какой такой он сам? Где и как живет этот гигант мысли и прекрасных образов? Исконная любовь к мудрости Востока нашла свое претворение и трогательное созвучие в убеждающих словах поэта. Как сразу полюбили Т-а! Казалось, что самые различные люди, самые непримиримые психологи были объединены зовом поэта. Как под прекрасным куполом храма, как в созвучиях величественной симфонии, так же победительно соединяла сердца человеческие вдохновенная песнь. Именно как сказал сам Т. в своем "Что есть искусство?": "В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой ответ наивысшему, который себя являет нам в мире беспредельной красоты поверх бессветного мира фактов". Все поверили, верят и знают, что Т. принадлежит не к земному миру условных фактов, но к миру великой правды и красоты. Прочно зародилась мечта: где бы встретиться? Не доведет ли судьба и здесь, в этом мире, еще увидать того, кто так мощно позвал к красоте-победительнице?.. Мечталось увидеть Т-а, и вот поэт самолично в моей мастерской на Квинсгэт-террас в Лондоне в 1920 году. Т. услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия - панно "Сны Востока". Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца... незабываемым... осталось это явление Т-а со всеми проникновенными речами и суждениями об искусстве. Незабываемым осталось и его письмо, насыщенное впечатлениями нашей встречи. Затем встретились мы и в Америке, где в лекциях поэт так убедительно говорил о незабываемых законах красоты и человеческих взаимопониманий... Разве далеки от жизни эти зовы? Разве они лишь мечты поэта?.. Вся эта правда во всей своей непреложности дана и выполнима в земной жизни. Напрасно невежды будут уверять, что мир Т-а и Толстого утопичен... Какая же утопия в том, что нужно жить красиво?.. что не нужно убивать и разрушать?.. что нужно знать и напитывать все окружающее просвещением? Ведь это все вовсе не утопия, но сама реальность. Если бы хотя в отдельных притушенных искрах не проникал в потемки земной жизни свет красоты, то и вообще жизнь земная была бы немыслима... Как Толстой не был политиком, так же точно и Т. всегда остается учителем жизни. Можно ли назвать кого-либо, кто с такой убедительностью сочетает модернизм с заветами древнейшей мудрости... его глубокое знание современной литературы и науки дает ему... уравновешенность... золотой путь..."

Встреча в мастерской была второй. 17.6.1920 Сунити Кумара Чаттерджи привел к Р. Т-у Н.К. и его сыновей, которые принесли альбом репродукций Н.К., а после заинтересовавшийся картинами Р. Т. нанес ответный визит. 24.6 Н.К. написал первое письмо Р. Т-у, и тот ответил 24.7. Затем были встречи Рерихов с Р. Т-м в 1920-1 гг. в США (например, 8.11.1920 в Нью-Йорке Е.И. и С.Н. принимали его у себя, вероятно, присутствовал и Н.К.; общались в январе и марте 1921 г.). Р. Т. приглашал в Индию. В выступлениях часто упоминал Рерихов. Был избран почетным президентом "Кор Арденс" от Индии, возможно, по предложению Н.К. Переписка Н.К. и Р. Т-а продолжалась по меньшей мере до 29.9.1939. В том числе в конце 1929 г. Н.К. сообщал о решении открыть в Музее зал Р. Т-а. Н.К. посвятил Р. Т-у несколько статей. Р. Т. одобрил Пакт Рериха. Общались воочию они немного, но духовно были близки. Очевидно это в поэтическом творчестве Н.К.: влияние Р. Т-а очень велико. Есть и другие явные сходства: оба широко шагали в искусстве, оба занимались возрождением народного творчества (как писатели и как организаторы), оба много написали на темы "культура и цивилизация", "Восток и Запад" и т.д. Н.К. тянулся к Индии, Р. Т. - к России, и оба много сделали для сближения этих культур. Английская цензура, правда, не позволила издать "Письма о России" в Индии, но многочисленные издания произведений Р. Т-а в дореволюционной России и СССР имели большое влияние; получилось, что Н.К. благовествовал о России в Индии, а Р. Т. об Индии в России. Наконец, породнились семьями - через брак С.Н. и Девики. И все это при том, что мы не знаем, как их миссии мирового масштаба координировались свыше.