Сведения о лицах,
связанных с Рерихами,
и о рериховских учреждениях
Главная страница

 

Поиск
по нашему сайту
(с Google):

 

Стасов Владимир Васильевич

Стасов Владимир Васильевич

(2/14.1.1824, Петербург,-10/23.10.1906, Петербург) - наставник Н.К. Рериха. Публицист, художественный, литературный и музыкальный критик, популяризатор, историк искусства. Автор более 700 статей, книг, брошюр, в том числе по археологии, реставрации, народному искусству, художественному образованию. Коснулся многих граней культурной жизни России и оказал на нее громадное влияние. Член-корреспондент голландского Общества поощрения музыкального искусства (1856), Почетный вольный общник Академии художеств (1859), член-сотрудник Русского географического общества (1861), действительный член Общества древнего русского искусства при Московском публичном (Румянцевском) музее (1866), член-корреспондент Московского архитектурного общества (1871), почетный член Киевского литературно-артистического общества (1899), почетный член Академии Наук по разряду изящной словесности (1900). Ему были присуждены научными и художественными сообществами 9 золотых и серебряных медалей. От награждения орденами отказывался. Активнейшая фигура в русской культуре, одна из крупнейших в конце XIX века.

Сын известного архитектора. Хорошо играл на рояле, часто посещал концерты. Уже в юности дружил с будущим композитором А.Н. Серовым. Увлекался естественными и гуманитарными науками. Окончив, по желанию отца, Училище правоведения (1836-43), постепенно все больше посвящал себя не юриспруденции (межевой департамент Сената, с 1848 г. - департамент герольдии, с 1850 г. - департамент юстиции), а искусству и истории с археологией. С 1847 г. стал выступать со статьями, сначала об искусстве Востока и Запада, а потом в широчайшем спектре тем. С 1851 г. 3 года работал во Флоренции (с поездками по Европе) личным секретарем и консультантом у промышленника А.Н. Демидова: занимался описью художественных коллекций и т.п., а заодно знакомился с западным искусством и библиотеками. Изучил испанский и итальянский; вообще же свободно владел шестью языками. Вернувшись домой, безвозмездно работает в Публичной библиотеке и лишь в 1872 г. получает штатную должность - возглавил Отделение искусств и технологии, где и оставался до конца жизни. Отказывался от постов вице-директора и директора, хотя не раз замещал их. Подарил библиотеке 1500 рукописей, фотографий, книг, значительно улучшил ее работу и фонды. В 1863-82 гг. служил в Канцелярии императора: собирал материалы по истории жизни и царствования Николая Первого, написав ряд трудов. Был также редактором "Известий Археологического общества", секретарем и устроителем отделения Географического музея.

В.В. был не только исследователем, но и идеологом, воспитателем, просветителем. И место работы, и квартира его были культурными центрами, где росли молодые деятели культуры (при этом не раз верно предсказал их судьбу). Не только наблюдал за людьми культуры, но и "толкал", ободрял в лучших, по его мнению, начинаниях. Поддерживал прежде всего реалистов. Первый оценил передвижников. Дал само название "могучей кучке" композиторов, написал о них монографии и множество статей, давал им идеи для сюжетов опер. Пропагандировал и некоторых западных авторов, интересовался Востоком (Тамерлан, "Махабхарата", Персия, Египет и др.). Активно собирал эпистолярное наследие русских деятелей искусства. Разработал многие вопросы реалистической эстетики. Будучи яростным бойцом, защищал открытые им таланты, но не раз, к сожалению, проявлял односторонние пристрастия.

Н.К. приходил к нему начиная с осени 1895 г. В.В. помогал Н.К. советами, снабжал материалами, поддерживал и направлял, ввел в некоторые сферы научного знания и в круг деятелей культуры. Например, свозил к Льву Толстому. Устроил после окончания Академии на работу в журнале. "Зажигал своим бурным огнем", на какое-то время даже определил пристрастия Н.К., но потом тот пересмотрел их, подружившись с новаторами из "Мира искусства". За участие в "декадентских" выставках жутко обругал Н.К. в статье от 25.4.1903. Развивал интерес Н.К. к Древней Руси. Так предсказывал путь Н.К. в живописи: "...кажется, у Вас будут все хоровые массы, с большой этнографией, с историческим характером и подробностями, но вовсе не будет, или мало будет, отдельных личных выражений и всего психологического" (письмо от 12.6.1897).